Базитова Оксана Месхутовна
МБОУ СОШ №167 г. Самара
Учитель начальных классов
Предмет, по которому проводится урок | Русский язык |
Класс | 2 |
Тема | Правописание слов с разделительным твердым знаком |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Создание условий для развития действия самоконтроля и самооценки в процессе систематизации знаний по теме «Разделительный твердый знак» |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Оборудование | Проектор, компьютер, экран, презентация, ноутбуки для каждого ребенка, документ – камера. Учебник «Русский язык» 2 класс Л. Ф. Климанова, УМК «Перспектива». Мультфильм «Маша и медведь». Эталон правописания разделительного ъ. Листы и карточки с заданиями для групповой и парной работы. |
Активный метод обучения (прием, способ, техника) Оборудование |
Подробное описание АМО |
Формируемые УУД | |
Инициация
| АМО «Улыбка» Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
Оборудование: музыка из мультфильма «Маша и Медведь» СЛАЙД 1
АМО «Фрагмент» Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Оборудование: показ фрагмента мультфильма «Маша и Медведь» 11 серия «Первый раз в первый класс» СЛАЙД 2 | Учитель Ты улыбкой, как солнышком, брызни, — Подарите улыбки друг другу…
Учитель — Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из вашего любимого мультфильма (просмотр) —Чем захотела заниматься Маша? (учиться) -А для чего? (Чтобы многое знать и уметь) —А вы хотите узнать что-то новое сегодня? -Тогда в путь, друзья!
| Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование положительного самоопределения к посещению школы. |
Вхождение или погружение в тему | АМО « Знаю — не знаю» Цель: повторить ранее изученный материал, актуализировать знания о приставке, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, организовать фиксацию темы урока и цели.
Оборудование: СЛАЙД 3, 4, 5
АМО « Выполнимое — невыполнимое действие» Цель: мотивация учащихся с помощью проблемной ситуации. Оборудование: СЛАЙД 5
| Учитель -Запишите число. Сверьте с записью на доске. — Кто был учителем Маши в мультфильме! (Медведь) -Что вы, помните об этом слове? (Словарное) -Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить. — Образуем и запишем однокоренные слова. -Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на слова-помощники: Самка медведя (медведица) Детеныш медведя (медвежонок) Охотник на медведей (медвежатник) След (чей?) (медвежий) Лапа, берлога (чья?) (медвежья) —Назовите синонимы к слову «медведь». (Мишка, косолапый, Топтыгин) -Прочитайте записи со слайда: Медведь на ухо наступил. Смотреть медведем. Медвежья услуга. — Как называются эти устойчивые выражения? (фразеологизмы) -Где можно посмотреть, что обозначает данный фразеологический оборот? (во фразеологическом словаре) — Кто желает нам объяснить? (три ученика работают со словарем, а в это время идет минутка чистописания) -Какая орфограмма встретилась в последнем слове? (разделительный мягкий знак) -Расскажите правило (Я в корнях стою друзья, перед е, ё, и, ю, я) -Пропишите соединения ь с гласными (ье, ьё, ьи, ью, ья) — Итак, заслушаем детей. (Медведь на ухо наступил – отсутствует музыкальный слух. Смотреть медведем — быть угрюмым и нелюдимым. Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая неприятность) — Что вы можете сказать о букве ь? (она не имеет звука) — Какая еще буква звука не обозначает? (ъ) Учитель Пришел наш Ваня из школы довольный. Подошел он к Ане и сказал: -Сел и съел! — А, наверно, ты конфету мою съел – говорит Аня. -Нет. Пришел Ваня на кухню, посмотрел на маму и говорит: -Сел и съел! — У кого же ты пообедал? А я наварила. — Ни у кого я не обедал, — сказал Ваня. – Я тебе о другом. — Что хотел Ваня сказать этими словами? (предположения детей) |
Коммуникативный универсальные учебные действия: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. |
Формирование ожиданий учеников | АМО «Мозговой штурм» Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы.
Оборудование: СЛАЙД 6, таблички. | Учитель — Перед вами транскрипция этих слов [ с й, э л ] [ с, э л ] — Запишите эти слова (работа в паре) — Каким правилом вы пользовались, когда записывали эти слова? (Предположения детей) — Мы не знаем правило написания слов с Ъ. — Значит, тема нашего урока? ( Написание слов с разделительным твердым знаком) Открывается запись темы урока на доске.
Наша цель: выяснить, в каких случаях пишется разделительный твердый знак. — Что нам для этого необходимо? (Составить алгоритм написания слов с ъ)
На магнитную доску вывешивается табличка
Ъ
| Коммуникативный универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи. |
Интерактивная лекция | АМО «Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
Оборудование: СЛАЙД 7, 8, 9, таблички.
АМО «Лингвистическая лаборатория» Цель: развивать исследовательские умения и навыки работы в группе.
Оборудование: документ-камера, таблички, учебник | Учитель — Аня с Ваней приготовили для вас части слова. раз без от с в об под пред
на за по ото обо во у при -Что это за части слова? (это приставки) На магнитную доску вывешивается табличка
— Что такое приставка? — Составим «кластер», работая в паре. У детей на столе «Кластер» (см. приложение 1) — Сверим вашу работу с образцом на слайде.
ПРИСТАВКА
это
часть слова
которая стоит
перед корнем
служит
для образования новых слов
— Оцените свою работу ( красная карточка – у меня все верно, зеленая у меня получилось, но есть 1 ошибка, желтая – мне нужно еще постараться)
— По какому принципу Аня с Ваней разделили приставки на две группы? (при необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки) — В первой группе приставки оканчиваются на согласный звук, а во второй – на гласный. — Сегодня нам этот вывод очень пригодиться.
— Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. — Помните, если при работе у вас возникли вопросы, то ответственный поднимает руку, а я к вам подойду и постараюсь вам помочь. Каждая группа получает лист с заданием (приложение 2) и лист для оформления своих исследований (приложение 3). Учитель-модератор организует защиту результатов, используя документ-камеру, и просит еще раз проговорить тему урока. Одна из групп отвечает, а другая дополняет. По ходу выступления оформляется магнитная доска. Я
Ъ Е Ё Ю
— Как проверить наше предположение? (Прочитать в учебнике правило, которое нам представляет профессор Самоваров) Дети читают и делают вывод, что они вывели алгоритм написания верно.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в парном обсуждении проблемы, умение слушать, контролировать и оценивать действия — инициативное сотрудничество.
Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речь для представления результата.
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор основания для сравнения, классификация объектов.
Регулятивные универсальные учебные действия: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу конструкт. |
Эмоциональная разрядка | АМО « Минутка отдыха» Цель: повысить уровень энергии детей, активно подвигаться и повторить материал на практике.
Оборудование: музыка из мультфильма и карточки. | — Давайте с вами отдохнем. -Мне нужны два помощника. У одного лист с Ъ, а у другого Ъ. — У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их, вставьте, если нужно ъ, опираясь на правило, и подойдите с карточкой к тому ученику, который держит «вашу» букву. ( Слова: у..хал, под..ехал, с..ехал, при..ехал, в..ехал, на..ехал, за..ехал, пере..ехал, от..ехал)
|
|
Проработка содержания темы | АМО «Соседушка посмотри»
Цель: включить новое знание в систему знаний; тренировать умение писать слова с разделительным твердым знаком.
Оборудование: СЛАЙД 10, 11
АМО «Кто с кем дружит» Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить умение применять правило написания ъ. Оборудование: персональный компьютер.
| Учитель — На слайде представлено стихотворение. — Прочитайте его. — Выпишите в тетрадь слова с пропущенными буквами. — Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Взаимопроверка работы (комментированное письмо с проговариванием алгоритма)
Мы с товарищем вдвоем Шли на лыжах на под..ем, А потом с горы спускались, Раз..езжались и с..езжались, Об..езжали все пеньки, До..езжали до реки. А от речки от..езжали, Снова к горке под..езжали, Снова лезли на под..ем, Чтобы с..ехать вниз потом.
— Оцените свою работу ( красная карточка – у меня все верно, зеленая у меня получилось, но есть 1 ошибка, желтая – мне нужно еще постараться)
Учитель —Предлагаю вам проверить ваши знания на персональных компьютерах. — Выполните задание, распределив слова в две колонки.
Как вас оценил компьютер? Оцените себя, используя цвета светофора. | Регулятивные универсальные учебные действия: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
Коммуникативный универсальные учебные действия: управление поведением партнера, коррекция его действий.
Регулятивные универсальные учебные действия: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Подведение итогов Рефлексия | АМО «Светофор» Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуацию успеха; отследить соответствие результатов с намеченной целью вначале урока.
Оборудование: лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета.
| Учитель — Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? (обращение к табличке) — Удалось ли достичь? Оцените свои знания. Наклейте кружок нужного цвета на светофор. Красный – я научился Зеленый – могу научить других Желтый – я еще не все понял | Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели. |
Домашнее задание | АМО «Разноуровневое задание» Цель: тренироваться в написании слов с ъ, используя алгоритм; обосновывать свой выбор задания, самостоятельно проверять его и вносить коррективы. | Учитель Для всех задание: Выучить правило. В печатной тетради составить пошаговый алгоритм написания слов с ъ. А теперь задание на выбор: -Записать в тетрадь 10 слов с ъ -Записать в тетрадь 3 предложения со словами, в которых пишется ъ. -Составить и записать текст из 5-6 предложений со словами в которых пишется ъ.
Спасибо за работу! Удачи!
| Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Выполните план в группах. Выводы оформите на втором листе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПРИСТАВКИ.
ПОЕЗД СЪЁМКА ВЫЕЗД ОБЪЯВИЛ ЗАЕЗД ОБЪЕКТ ПЕРЕЕЗД ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
СЛИВАЕТСЯ ЛИ ГЛАСНЫЙ ЗВУК С СОГЛАСНЫМ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД 1.
С КАКИХ БУКВ НАЧИНАЮТСЯ КОРНИ В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ. В КАКОЙ СИТУАЦИИ В СЛОВЕ НУЖНО ПИСАТЬ Ъ. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД 2.
|
Список используемых источников:
-
Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников.
Москва «Просвещение», 2011
-
И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2011
-
Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2013
-
Мультимедийное приложение. Русский язык. 2 класс. УМК «Перспектива», 2012
-
И. В. Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2-4 классы.-М.:ВАКО, 2009