3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Русский язык

Технологическая карта

Автор разработки: О.В. Рыканцева

Тема

Состав слова. Повторение (4 часа)

Цели

Актуализировать знания о составе слова и словообразовании.

Актуализировать умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы.

Научить использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализировать знания и умения о разборе слова по составу. Актуализировать знания и умения о словообразовании с помощью разных морфем, и способах образования новых слов.

Термины и понятия

Глагол, имя прилагательное, имя существительное, корень слова, образование слов сложением двух корней, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, приставочный способ образования слов, приставочно-суффиксальный способ образования слов, суффиксальный способ образования слов, суффикс, форма слова

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вити и желание ему помочь;

проявлять стремление к участию в предметной олимпиаде по русскому языку;

— осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

— определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение;

— выделять части слова и обосновать свое мнение;

— определять способы образования слова и обосновывать свое мнение;

использовать приобретенные знания при выполнении олимпиадных заданий.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

— соотносить учебное действие с известным алгоритмом;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

— выделять графически части слова;

— указывать способы образования слова;

— составлять и писать слова (простые, сложные), образованные разными способами, используя морфемы;

разбирать слова по составу, используя известный алгоритм.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Е. Чарушин «Кот Васька»

Окружающий мир

Тема – «Осенние изменение в природе»

Информационный материал:

Учебник «Русский язык» ч.1

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрес-пресс, 2007.

Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. М.: АСТ:Астрель, 2009.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная —

• групповая —

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал к своей учительнице и сказал ей, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Наталья Николаевна попросила рассказать, как он выполнил хоть одно задание. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на»

« Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, настежь, напиши, нашел».

Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала.

Ребята, что насторожила учителя в ответе Вити?

Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования.

Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желания помочь Вите.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А. Разбор слова по составу

Цели:

• Актуализировать знания школьников о составе слова.

• Научить школьников:

— определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

— разбирать слова по составу, используя алгоритм;

— выделять графически части слова;

— распределять слова на группы однокоренных слов;

— подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;

— составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) с взаимопроверкой

Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка».

Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова».

Расскажите алгоритм разбора слова по составу,.

*На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу:

1) Выделяем окончание (изменяем слово);

2)Выделяем основу;

3)Выделяем корень (подбираем родственные слова);

4) Выделяем приставку;

5) Выделяем суффикс.

Задание 2 (З)

Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу.

Задание 3 (П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что разбор по составу слова «избушка» выполнен верно: «Из – это приставка, буш – корень, к – суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (П)

Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение.

Соль, солонка, солнце, солёный, соленья

Шипеть, шиповник, шипы, подшипник.

Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса.

Задание 5 (У) Учебник с. 17 ,№ 2

Выделите графически окончания в словах: «погода, кофе, звёзды, вечер, кенгуру, медведь, листва, туман, пальто».

Установите признак, по которому эти слова можно определить в три разные группы. Результаты оформите в таблицу

* Если уровень класса высокий, то дети должны сами определить название столбиков таблицы.

Если уровень знаний и умений учащихся более низкий, то детям предлагается таблица с названиями столбиков

Слова, с окончанием выраженным звуком

Слова с нулевым окончанием

Слова, не имеющие окончания

Задание 6(П) Учебник с. 24,№. 4

Можно ли утверждать, что Вова выполнил задание верно? Обоснуйте свой ответ.

В данных словах суффикс:

— ок –: грибок, ветерок, сурок, мелок

— ушк- : зимушка, старушка, ушки, игрушка

В данных словах приставка:

-на-: налить, наказывать, написать, нахвалить

— при-: приехать, приоткрыть, природный

Задание 7 (У)

Составьте и напишите по два слова с данным в предыдущем задании суффиксами и приставками.

Задание 8 (У) Учебник с. 17, № 1

Выпишите из текста стихотворения выделенные слова и определите в каждом окончание и основу.

В октябре

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

(Г. Ладонщиков)

Задание 9 (У) Учебник с. 18, №3

Распределите слова на группы однокоренных слов и напишите их в тетради. В выделенном слове обозначьте корень.

Жалоба, лак, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть.

Задание 10 (З) Учебник с. 18, №4с взаимопроверкой

Назовите части речи каждого из представленных однокоренных слов: «гостиница гостевой гостить».

Задание11 (П)

Можно ли утверждать, что Витя подобрал все возможные родственные слова к слову корм? Обоснуйте свое мнение.

Корм, кормушка, накормил, кормить, прикорм, закормит.

Задание 12 (У) Учебник с 18, № 4

Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам:

Соль –

Лед —

Задание 13 (У) Учебник с. 23, № 3

Определите суффикс, в словах «березка», «городской», используя алгоритм разбора слова по составу.

Напишите слова в тетрадь и обозначьте суффикс графически.

Задание 14 (У) Учебник с. 24, №5, с взаимопроверкой

Прочитайте текст и выпишите в тетрадь слова с приставками, выделив их графически.

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок. Потом все ушли завтракать. Остался один Васька-кот. Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят – банка стоит, кот сидит, а рыбок – нет. Только у Васьки одна лапа сырая. Это значит, он всех рыбок выудил? Подцепил когтями в воде, вытащил и съел.

(По Е. Чарушину)

Задание 15 (У) с взаимопроверкой

Прочитайте слова: сосна, желтый, желтенький, подвеска, подвозит, возит, собеседники, сосновый, беседка, пригородный, города, школьные, повозка.

Выполните разбор по составу. Определите признак, по которому эти слова можно определить в группы. Распределите группы в таблицу.

Корень Окончание

Корень

Суффикс Окончание

Приставка

Корень

Окончание

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

* Если уровень знаний и умений учащихся класса высокий, то дети могут самостоятельно определить название столбиков таблицы.

*Если уровень знаний и умений учащихся более низкий, то школьникам предлагается таблица с названиями столбиков.

1.Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке:

Честный, честь, чесночный, чествовать.

Седло, седловина, седина, оседлать.

Смешной, смешать, смех, смешить.

2.Опредете слова с приставкой «по- и выделите из знаком (+).

Поездка

Полевой

Поверить

потемнеть

Полезный

3. Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+):

крылышко

Нагрузка

Переход

4. Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме и напишите их.

Грибник, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник, зорька

Познавательные умения:

— определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

— определять части слова и обосновать свое мнение

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

разбирать слова по составу , используя алгоритм;

— выделять графически части слова;

— распределять слова на группы однокоренных слов;

— подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;

— составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.

Блок Б. Словообразование

Цели:

  • Актуализировать знания о способах образования слова;

  • Научить школьников:

— определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;

— рассказывать о способах образования новых слов;

— образовывать и писать новые слова с помощью морфем;

-выделить части слова графически;

— составлять и писать сложные слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;

— оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

Задание 1 (З)

Рассказать о способах образования новых слов.

Школа школьник

Море приморский

Бежать убежать

Звезда + падать звездопад

Задание 2 (П) с взаимопроверкой

Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически.

Задание 3 (У) с взаимопроверкой

Образуйте и напишите три сложных слова.

Выделите графически корень в каждом слове.

Задание 4 (У) с взаимопроверкой

Определите способ образования данных слов и укажите его графически

Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход.

Задание 5 (У) Учебник с.28 № 3

Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу.

Приставки

Корни

Суффиксы

Под-, при-, пере-

-лет-, -корм-, -стол-,

-ход-, -мор-, -цвет-,

-лес-, -вод-, -лист-

-ск-, -ик-, -ник-, -ок-,

-ушк-, -н-, -ов-, -к-

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что данные слова: пешеход, перелетные, землеройка, подземелье, самопроверка соответствуют схеме: корень()корень. Обоснуйте свое мнение графически.

Задание 7 (У). с взаимопроверкой

Прочитайте текст и выпишите выделенное слово.

Определите способ его образования и выделите его графически.

Сочувствует медведю

Зимой лесной народ:

Ни разу косолапый

Не встретил Новый год.

Придумайте еще пять слов, образованных данным способом. Запишите их в свою тетрадь.

Задание 8 (У)

Впишите в кроссворд по строчкам сложные слова.

С

Д

А

О

М

Х

О

Р

Л

А

Е

П

Т

  1. Специалист по разведению сада.

  2. Паровой колесный двигатель.

  3. Канал для выхода дыма из печи.

  4. Русская народная игра-пляска.

  5. Лес, поваленный бурей.

  6. Стихийное, бесплановое движение

  7. Огнестрельное оружие.

* Ответы: 1) садовод, 2) паровоз, 3) дымоход, 4) хоровод, 5) бурелом, 6) самотек, 7) пулемет.

Диагностические задания

1 Определите способ образования каждого слова и напишите его в соответствующую колонку таблицы: соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.

Суффиксальный способ образования

Приставочный способ образования

Приставочно-суффиксальный способ образования

2.Образуйте 3-5 сложных слов, используя предложенные вариант ы корня, напишите их и выделите корень графически:

-снег-, -лист-, -пыл-, -пар-, -пад-, -сос-, -ход-, -воз-, -сад-, — вод-.

Познавательные умения:

определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения

— адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;

— оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

Предметные умения:

рассказать о способах образования новых слов;

— образовывать писать новые слова с помощью морфем;

— выделять части слова графически;

— составлять и писать сложные слова.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы, а именно:

— определить способы образования слов;

— разбирать слова по составу;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Контрольное задание.

Осень – самое прекрасное и щедрое время года, подаренное нам природой. По опушкам лесов появляются грибы – красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, душистые рыжики. На мокрых пнях сиротливо жмутся друг к дружке опята. Красуются своими шляпами мухоморы. Возьми лукошко и отправляйся в осенний лес, не пожалеешь!

Грамматическое задание:

  1. Прочитайте текст, определите слова, которые образовались сложением двух корней и выпишите их;

  2. Спишите первое и второе предложения. Определите в каждом предложении слова, которые имею в своем составе: приставку, корень, суффикс, окончание. Докажите это графически.

  3. Разберите по составу слово «зеленоватые».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Предметные умения:

рассказать о способах образования новых слов;

-разбирать слово по составу.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат деятельности

Стимулировать интерес к выполнению заданий предметной олимпиады.

• Научить школьников:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— использовать приобретенные знания при выполнении заданий;

— планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

— составлять и писать слова, образованные с помощью морфем;

— выделять графически части слова;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

  1. Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, нашел, настежь»

Напишите эти слова и обоснуйте свой выбор графически.

  1. Решите шараду:

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)

  1. Прочитайте слова: вертолет, самосвал, пароход, пылесос, паровоз и определите общее в их образовании. Покажите это графически.

Импровизационный вариант

1.Из предложенных слов выберите и напишите только те, которые имеют приставку «НА»: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, нашел настежь.

Составьте и напишите еще три слова с этой же приставкой.

Обоснуйте свой выбор графически.

2. Решите шараду.

Корень мой находится в снегу,

В подставке приставочку найду.

Суффикс мой вы в чайнике встречали,

Весь же я – в лесу и на поляне.

3.Напишите к каждому выражению его значение.

Человек, который любит трудиться — __________________________

Ферма, на которой разводят птицу — ____________________________

Лесные насаждения, защищающие поля — _______________________

Судно с паровым двигателем — ________________________________

Человек, который любит принимать гостей — ________________________

Лекарственное средство против боли- _________________________________

*Ответы: трудолюбивый человек, птицеферма, гостеприимный человек, болеутоляющее средство.

Эвристический вариант

  1. Составьте и запишите по три слова с приставкой «НА» в соответствующий столбик таблицы.

Слова, обозначающие предмет

Слова, обозначающие признак предмета

Слова, обозначающие действие предмета

  1. Решите шараду:

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» храниться надежно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

*Ответ: сочинение

3. Подбери и напиши слова, которые соответствуют модели: корень()корень, суффикс, окончание. Обоснуйте свой выбор графически.

Личностные умения:

— проявлять стремление выполнять задания предметной олимпиады.

Познавательные умения:

— выбирать вариант выполнения задания.

— использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивное умение

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

— составлять и писать слова,

образованные с помощью морфем;

— выделять графически части слова.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно правильно разбирать слово по составу, потому что ……

2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно ………….

3. Чтобы определить способ образования слова нужно ……..

II. Задание на самооценку.

В конце каждого урока по данной теме детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы:

Я полностью и самостоятельно выполнял все задания

Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя

Я не смог выполнить все задания так, как мне хотелось. Мне надо еще поучиться…

В конце изучения данной темы:

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, как справился с выполнением олимпиадных заданий, которые делал сам.

Личностные умения:

— оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Актуализировать знания о составе слова и словообразовании.

Актуализировать умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы.

Научить использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

проявлять стремление к участию в предметной олимпиаде по русскому языку.

Познавательные умения:

использовать приобретенные знания при выполнении олимпиадных заданий.

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

Коммуникативные умения:

формулировать высказывания, мнение, использование термины, в рамках учебного диалога

Предметные умения:

разбирать слова по составу в соответствии с усвоенным алгоритмом;

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Итоговые умения

Умения в блоках

Личностные:

— проявлять творческое отношение к процессу решения заданий повышенной сложности;

— стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

Познавательные:

— определять части слова и обосновать свое мнение;

— определять способы образования слов с помощью морфем;

— использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

— соотносить учебные действия с имеющимися знаниями;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом, алгоритмом.

Коммуникативные:

— формулировать высказывания и обосновывать свое мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

разбирать слова по составу в соответствии с усвоенным алгоритмом;

— подбирать и составлять слова, образованные разными способами и указывать способы образования.

Личностные:

3. Проявлять интерес к ситуации и желание помочь Вите;

1. Проявлять творческое отношение к процессу решения заданий повышенной сложности;

2. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

Познавательные:

4. Определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

1. Определять части слова и обосновать свое мнение;

2. Определять способы образования слов с помощью морфем;

5. Выбирать вариант выполнения задания;

3. Использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

1. Соотносить учебные действия с имеющимися знаниями;

2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

4. Выполнять учебное задание по алгоритму;

5. Определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

6. Проверять написание текста, вносить исправления;

3. Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

1. Формулировать высказывания и обосновывать свое мнение;

3. Формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя соответствующие термины;

4. Оформлять речевое высказывание, представлять свою позицию;

5. Согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

2. Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

1. Разбирать слова по составу в соответствии с усвоенным алгоритмом;

2. Подбирать и составлять слова, образованные разными способами;

3. Определять способы образования слов.

4. Подбирать родственные слова, выраженные разными частями речи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here