Технологическая карта урока
Учитель: Данилова Татьяна Владимировна
Учреждение: МОУ СОШ №51 г. Волгоград
Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК: ОС«Школа2100»
Тема урока: Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Основные понятия, термины: имена собственные, нарицательные, географические названия рек, городов, морей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся – рабочие тетради, учебник, карточки с домашним заданием.
Алфавит. Написание большой буквы в словах. | ||
Тема изучения | Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях. | |
Цель | — создать условия для выбора языковых средств, для формирования и развития умения писать заглавную букву в географических названиях; — формировать умение различать имена собственные и имена нарицательные. | |
Планируемый результат |
|
|
Личностные ууд: — проявлять готовность и способность к саморазвитию. — формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие
социальной роли обучающегося, — развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; — проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость; — повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку. | Познавательные ууд: — использовать общие приёмы решения задач — преобразовывать практическую задачу в познавательную; — самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель; Регулятивные ууд: — сличать способ действия; — выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; — проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. — развивать умение правильно строить предложения; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные ууд: — формулировать свои затруднения; — формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; — формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения; — адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Предметные ууд: научатся: — оформлять имена собственные в географических названиях морей, рек, океанов, озёр на письме,
— выбирать имена собственные, подходящие по смыслу. |
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД
| |
1. | Организационный этап. Мотивация. Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы. Установление эмоционального контакта.
| Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
| |
|
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, устанавливается позитивный настрой на урок.
Каждый день мы узнаем что-то новое. | Прозвенел сейчас звонок. Он сказал «Начнем урок!». Руки «На месте» Ноги «На месте» Локти «У края» Спина «Прямая». Слайд 2.
Девизом нашего урока будет пословица: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Как вы понимаете смысл пословицы?
Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
2. | Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
| |
|
| Дети записывают в тетради.
Дети передают тетради соседу по парте.
Город
Столица
Деревня
Россия
Народ
Москва
Родина: ударная гласная “о” в первом слоге. Значит во втором слоге “опасное” место: безударная “и”. Ее нужно запомнить. | Открываем тетради, записываем число, классная работа. 1. Письменный мини-опрос. – В русском языке всего … (33 буквы). – Запишите букву, которая находится между х и ч. (ц) – С каких букв никогда не начинаются слова в русском языке? (ъ и ь, очень редко ы.) – Какая фамилия в списке стоит раньше: Шишкин, Шапкин? – Сокращённое имя от Маргарита – это … (Рита). – Люди, имеющие одинаковое имя, это … (тёзки). – Произведите взаимопроверку: передайте тетрадь соседу по парте и сверьте записи с доской (слайдом). Слайд 3. Если нет ошибок в задании, поставьте своему соседу смайлик «Отлично», если есть одна ошибка –«хорошо», если 2 и более – «плохо».
2. Словарная работа. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Слайд 4. Учащиеся записывают словарные слова с комментированием в тетради и по одному ученику на доске.
1) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики. Слайд 5. 2) Главный город каждой страны Слайд . 3) Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством Слайд 7. 4) Страна, в которой мы живем. Слайд 8. 5) Слайд 9. 6) Столица нашей родины. Слайд 10. – Какое слово получилось в выделенном столбике? –Что оно обозначает? — Где мы можем уточнить значение этого слова? – Давайте посмотрим в словаре С. И. Ожегова его значение: а) Отечество, родная страна” -Откройте свои словарики и запишите слово Родина. — Давайте составим предложение со словом Родина, укажите орфограммы: Слайд 11. Вот и первое знание положили мы в свой сундучок. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
3. | Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
|
Написаны с большой буквы.
На географических картах.
Большая буква в географических названиях.
Как пишутся географические названия.
Чтобы отличать их друг от друга
Собственные
Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные. | – На доске написаны слова из кроссворда. — Посмотрите что общего в написании слов Москва, Россия?
– Где мы можем увидеть эти названия?
— Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
— чему мы должны научиться на уроке?
– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам?
– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? – Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?
– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? Вот и еще одно знание мы положили в свой сундучок. |
|
4. | Физкультминутка. | Цель — создать условия для снятия утомляемости учащихся. |
| |
|
| Выполняют движения. | Хомка- Хомка –хомячок. |
|
5. | Этап отработки умений и навыков изученного. | Цель — создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании географических названий в практической деятельности. |
| |
| Постановка проблемы |
Разделить на группы. Реки и озера.
Реки озера
Что одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой. Составить словосочетания или разделить на группы.
Географические названия пишутся с большой буквы
Один –два ученика работают у доски.
Москва
Волгоград
На берегу реки стоит город
Ученик записывает с комментированием у доски. Река Дон
В предложении говорится о воде. Что? – вода. Это – подлежащее. Вода что делает? журчит. Это – сказуемое.
| А сейчас следующее задание. На слайде записаны слова: Слайд 12 Волга Байкал Ока Селигер – Прочитайте названия. — Какое задание можно предложить?
— на какие группы?
-как назовем 1группу? Вторую? Спишите, разделите слова на группы. Давайте добавим названия рек и озер.
На доске развешиваю карточки: Индийский индийский Чёрное черное Тихий тихий — Что вас удивило? — Почему?
— Что нужно сделать, чтобы навести порядок в словах?
(Вызвать 2 ученика к доске и они распределяют имена на группы). (слова на карточках: небо чай океан голос океан океан ребенок)
-К какому выводу мы пришли?
Работа по учебнику. Упр. 157 – знакомство с названиями российских рек, поиск их местоположения на карте, развитие умения правильно писать названия рек и располагать их в алфавитном порядке. Работа проводится по алгоритму. а) Прочитайте названия рек. б) Найдите их на карте. в) Запишите в алфавитном порядке. г) Подчеркните большую букву. д) Сделайте вывод.
Работа у доски. Слайд 13 а) работа с деформированным предложением: – Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это- город… – Но у каждого из нас есть еще и малая Родина. Как она называется? На слайде слова: реки, на, стоит, берегу, город – Составьте предложение из этих слов – Дополним это предложение именами собственными: на берегу какой реки расположен город Волгоград? На берегу реки Волги стоит город Волгоград. – Запишем это предложение с комментированием. – Какие еще реки протекают на территории нашей области? На слайде слова: журчит, реке, тихо, вода, в . – Запишите предложение о реке, объясняя орфограммы: слайд 14 Тихо журчит в*да (в) р*ке (Д/д)он. – Проверьте свою работу. – Найдите основу предложения.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Цель — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
| |
|
Домашнее задание (работа по карточкам).
|
Заглавная буква в географических названиях. Писать географические названия с заглавной буквы.
Что географические названия рек, городов, морей, озёр пишутся с большой буквы.
Сможем написать свой адрес, подписать что-то.
Задание на карточках. | Итак, давайте подведем итог с помощью игры. Игра “Самый внимательный” Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладошки, если нет – тишина. – Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. — Давайте вспомним: какая тема урока была?
-Чему мы должны были научиться?
— Поднимите руки те, кто научился писать географические названия с большой буквы? – Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок? Что нового узнали?
— Где в жизни вам пригодятся эти знания?
Слайды 15 16 17. Давайте посмотрим на домашнее задание. Оно у вас на карточках. 1 задание: написать свой адрес в тетрадь. (по образцу) Куда: страна _______________ Кому: фамилия _______________ 2задание: с помощью физической карты России найти и выписать в тетрадь реки, которые мы еще не выписали.( не менее 5) Слайд 18 Наш урок подошел к концу, всем спасибо. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |