Технологическая карта урока
Данные об учителе: Балобанова Эмма Семёновна, МБОУ СОШ №10 г. Воткинска.
Предмет: русский язык Класс: 3 Учебник(УМК): Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Русский язык», система «Школа 2100»
Тема урока : Окончания имён прилагательных в мужском, женском и среднем роде.
Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Русский язык », карточки для парной и групповой работы, памятки.
Тип урока: урок открытия новых знаний
| |
Опорные понятия, термины: имя прилагательное, род, окончания имён прилагательных
| Цель урока: формировать умение выделять родовые окончания прилагательных; наблюдать за особенностями окончаний имён прилагательных; развивать критическое мышление; воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.
|
Формы контроля: индивидуальная, групповая работа, самопроверка, взаимопроверка; разноуровневая работа, проверка по эталону.
| Домашнее задание : мини -сочинение на тему «Весна».
|
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | ||
Стадия вызова | I. Организаци-онный момент | Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку. -Мне хочется пожелать нам плодотворной работы, чтобы в конце урока вы могли бы сказать ,что дал вам урок? Была ли от него польза? исследования | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Концентрируют внимание . | словесный | Р: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. К: слушать и понимать речь учителя. |
II. Актуализа-ция опорных знаний | — Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а наш класс превратить в лабораторию. -А кто такой исследователь? (побуждает к высказыванию своего мнения). Учитель для уточнения предлагает обратиться к словарю. Я приготовила для вас эмблемы наших исследовательских групп -Давайте договоримся, что во время нашей совместной работы мы будем выслушивать все мнения, обращаться друг к другу: «коллега». -Попробуем установить, что будет объектом нашего исследования. -Читает стихотворение-загадку1 (см.приложение). -Объект для нас новый? -Почему опять возвращаемся к имени прилагательному?
-Давайте, дорогие коллеги, вспомним, что мы уже знаем об этом объекте. Приготовьте вопросы своим коллегам из других групп. Для этого есть вопросы-помощники: карточка2 (см.приложение). -Мы продолжаем исследовать имя прилагательное. |
Высказывают свои предположения
Прикрепляют эмблемы. За 1 мин дети распределяют поручения в группе: организатор, критик, спикер, секретарь.
Слушают стихотворение учителя. Высказывают предположение о том, что этим объектом является прилагательное
Дети работают в группе, заполняя таблицу.
Обмениваются: вопрос-ответ |
Беседа по уточнению знаний
Групповая работа
Создание ситуации успеха |
П: находить ответы на вопросы, используя раннее изученную информацию; умение ориентироваться в своей системе знаний. Р: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний; .
П : умение осознано строить речевое высказывание
К : вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей. | |
III. Сообщение темы и целей урока |
-Какие новые вопросы у вас появились? -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего заседания? -А какова цель?
|
Сообщают тему урока, ставят цели исследования |
Фронтальная работа | Л: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
| |
Стадия осмысления | IV. Работа по проблеме урока
Физ минутка | -От чего зависит род прилагательных? Чтобы ничего не упустить ,я предлагаю заполнять кластер Задание №1 (работа в паре) -Перед вами карточки со словосочетаниями прил.+сущ. Вам необходимо записать их, определив род. (озорная кошка, синее море, дружный класс…) -Теперь понаблюдаем. Вспомните, как найти в слове окончание? -Выделим окончания у прилагательных. -Сделаем вывод:
— Открытие- это всегда что-то очень важное. Новая звезда, химический элемент, лекарство от болезни. А в чем польза нашего открытия?
Задание №2 (работа в группе) -Читает стихотворение4 (см.приложение) -Сейчас вы будете составлять текст, дополняя его подходящими по смыслу и форме прилагательными. |
Работают в парах с карточками, проверяют работы, ведут самооценку по шкале.
Комментируют: -«Прилагательные м.р. имеют окончания…, ж.р. …, ср.р….», делают вывод,заполняют кластер.
Учащиеся высказывают свои предположения. Выполняют упражнения.
У каждой группы текст с пропущенными прилагательными, на разноцветных |
беседа наблюдение
Работа в паре
Побуждающий диалог
Беседа
Спортивные упражнения | Предметные: давать определение новым понятиям; определять род имен прилагательных, выделять окончания
Л:проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. П: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Р: определять цели учебной деятельности ;составлять план действий с учетом конечного результата. К : участвовать в коллективном обсуждении проблемы
П : находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы; извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать знания К : слушать и понимать речь, и выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников. |
|
| Учитель читает стихотворение ( см.прил.) -Я предлагаю составить вам текст, используя наше открытие, дополняя его подходящими по смыслу, а главное по форме именами прилагательными. -После завершения работы, прикрепите свои работы на доску.( если не уверены , то на доску « сомнений»)..
Задание №3 (разноуровневая работа)6 -У вас в конвертах есть 2 вида заданий. Выберите то, с которым вы справитесь. -Проверка. | У каждой группы на полосках — прилагательные. Дети вклеивают в текст прилагательные, добавив окончания Спикеры зачитывают тексты
Выбирают задание и выполняют его Проверка по эталону на доске, самооценка по шкале |
Инд работа
Самостоятельная работа |
|
Стадия рефлексии |
IV. Рефлексив но – оценочный этап
| — Итак, мы завершаем нашу исследовательскую работу. — Что дал вам урок?
-Сегодня мы сделали открытие в области русского языка. Я,надеюсь, оно будет не последним. Ведь так приятно, когда наша речь правильна, красива, точна. — Сейчас я предлагаю вам выбрать прилагательные, которые вы бы могли подарить своим коллегам за совместную работу в форме комплимента. -Закончить урок я предлагаю составлением синквейна на тему «Имя прилагательное» (памятка) |
Высказываются в адрес одноклассников
Составляют синквейн, пользуясь памяткой
|
Создание ситуации эмоционального комфорта | К:отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Р : констатиро вать необходимость продолжения действий. П:умение осознано строить речевое высказ Л: осознание значимости полученных знаний и необходимости саморазвития |
Приложение:
-
Стихотворение – загадка:
Я слово ищу необычное, звучное
Особое, сильное, самое лучшее.
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное
А называют его……( прилагательное)
-
Карточка-помощница для составления вопросов
— Что такое ….
-Что….
— На какие….
-С какой частью…
Имя прилагательное
-Как…
-
Кластер
Какое?
Какой?
Какая?
Ср.р
ое,
ее
Ж.р.
ая,
яя
М.р.
ый, ий
4. Настрой перед работой по составлению текста:
Ты стань художником на миг
И мир раскрась словами.
Наполни речь свою скорей
Волшебными цветами.
5.Деформированный текст для работы в группе:
Какое…,…утро! … иней блестит на деревьях. Раздвинуло солнышко…
тучку. Под его… лучами тает снег. … картина кругом!
( на полосках- прилагательные без окончаний , например: чудн…, серебрист…, тепл…,
прекрасн…, сердит…, светл…)
6. Разноуровневые задания:
1ур. Спиши текст, определив род прилагательных, выдели окончания.
Голуб… небо,
Речка голуб…,
Голуб… дымок на берегу.
Поле золот…, солнце золот…
Золот… Родина моя.
2ур. Подбери к выделенным словам одноколенные прилагательные, запиши
Словосочетание, определи род.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, кисель из малины.