Тема урока
«Род имён существительных»
Цель:
Создание научной газеты «Эрудит» по русскому языку.
Задачи урока:
Личностные:
-
содействовать развитию интереса к предмету, развитию коммуникативных умений посредством использования занимательной формы урока и форм организации познавательной деятельности: групповой, индивидуальной и парной.
Метапредметные:
-
совершенствовать развитие речи учащихся, мыслительных операций: сравнение, анализа, умения делать выводы через попытку организации исследовательской работы, через систему заданий развивающего характера;
-
содействовать развитию слуховой памяти через словарную работу;
-
способствовать развитию различных видов памяти через использование наглядности.
Предметные:
-
создать условия для усвоения понятия категории рода имён существительных, условия для отработки умения определять род у имён существительных через систему упражнений, через использование слов-помощников.
Оборудование урока
-
Учебники, тетради, подставки, набор ручек.
-
Контрольные листы с лингвистическими заданиями по изучаемой теме (на каждого ученика).
-
Классная газета «Эрудит» (2м х 1,5м).
-
Лучшие сочинения ребят по теме, плакаты с таблицами по теме урока, занимательные рисунки.
-
Карты контроля (на каждого ученика).
-
Нижегородская газета для детей и подростков (20 экземпляров).
-
Карточки с домашним заданием в занимательной форме (на каждого ученика).
-
Карточки-атрибуты для проведения сказки.
-
Карточки веерки для обратной связи (на каждого ученика — красные, синие, зелёные, лепестки).
-
Словари: толковый, орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов.
-
Тесты
-
Телевизор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон.
-
Бэйджики (на каждого ученика).
План урока,
отражающий хронометраж этапов
Оргмомент |
1 мин. | |
II |
Этап целеполагания |
2 мин. |
III |
Этап чистописания |
4 мин. |
IV |
Этап актуализации знаний |
2 мин. |
V |
Этап усвоения новых знаний |
12 мин. |
VI |
Этап закрепления новых знаний |
15 мин. |
VII |
Этап подведения итогов работы на уроке |
5 мин. |
VIII |
Этап информации о домашнем задании |
4 мин. |
Итого: | 45 мин. |
Ход урока | Дидактическое обеспечение | Прогнозируемый результат, затруднения детей | |
| Учитель: Да, ребята, мы должны быть грамотными редакторами. Теоретические знания нам помогут правильно определять род имен существительных, ведь от рода имён существительных зависит правописание окончаний имён существительных | Воспитание ответственности. Развитие монологической речи, умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать и критически оценивать ответы товарищей. |
|
III | Этап чистописания | ||
1. | Гимнастика для пальчиков -Приготовьтесь к минутке чистописания 1 упражнение — Выполним сначала упражнение для пальчиков (с учебными принадлежностями — ручкой) 2 упражнение -«Пальчик вверх, пальчик вниз» | Реализуется воспитательная задача через занимательность задания.
Упражнение выполняют под счёт: «1, 2, 3, 4,…» |
Дети активны, упражнение выполняют с удовольствием |
2. | — А теперь внимание на доску. — по алгоритму с помощью алфавита (карточки с алфавитом в тетради) — Назовите букву, которую будем писать сегодня. (Дети называют букву) Учитель – Правильно! «Э» (листок переворачивается) « Ээ» |
|
|
3. | Для минутки чистописания предлагаю вам выбрать упражнение одно из трёх — Упражнение называется «Перекинь листик» (Каждое упражнение учитель комментирует, первое упражнение показывает- последовательность его выполнения) 1. -Обратите внимание «мостик» — двойная петелька. 2. -«мостик» — наклонная линия. 3. -«мостик» — двойная петелька остаётся на строчке | Занимательная мотивация
Развитие каллиграфической зоркости |
Ребята выполняют упражнение по выбору под музыку. Завершив работу ученик сам ставит себе оценку в карту контроля |
4. | Проверка. Оцените свою работу. — Сколько «5» «4» — Помните, что для журналиста очень важно иметь красивый почерк | Контрольно-оценочная деятельность
Словесная похвала учителем детей |
|
5. | — и не только это важно для журналиста, для журналиста очень важно иметь отличную память. — Приготовьтесь к письму по памяти: Эхо, экран, этаж, Эдуард, экскурсия, Эльвира, эклер, эпитет, эскиз | Реализуется развивающая задача. Развитие орфографической зоркости, слуховой памяти, через словарную работу |
|
6. | / Пауза/ |
|
|
7. | Проверка. -Покажите на пальчиках, сколько слов написали? — Молодцы! — А кто по собственному мнению считает, что написал мало слов? -нам предстоит ещё поработать над своей памятью. |
| Дети записывают слова по памяти. Учитель открывает табло со словами, учащиеся проверяют. Учитель словесно оценивает детей, подбадривает. |
8. | — Продолжаем урок — Вас ждёт много интересного — Современный журналист должен уметь работать с дополнительной литературой – это различными справочниками, словарями, должен быть человеком всесторонне-развитым, эрудитом своего дела. — А вот кто такой «эрудит» вам расскажет о лексическом значении этого слова К.Новосёлова -Прочитайте хором -Запишите — Наша газета так и будет называться «Эрудит» — А сейчас назовите однокоренные слова к слову «Эрудит» (дети называют слова) Дети: Эрудиция, эрудированный (Учитель объясняет значение этих слов) — Прочитайте слова (чтение хором) | Учебная мотивация
Реализуется развивающая и воспитательная Задачи. | В классе на стенде выставлены отдельные образцы словарей.
Ученик зачитывает лексическое значение слова «эрудит». На доске открывается слово «эрудит». Открывается название газеты. На доске открывается запись однокоренных слов. |
IV | Этап актуализации знаний | ||
1. | -А сейчас я проверю вашу «эрудицию» (Дети выполняют тест) | Обучать детей умению рационально учиться через поисковую работу | Учащиеся выполняют тест-задание частично-поискового характера. Учитель проверяет осведомлённость теоретических знаний учащихся, которые будут нужны на уроке с целью активизации деятельности учащихся, организации внимания. |
2. | — Проверка по ключевому слову «Молодцы» — Сколько «5» «4» — Это была информационная зарядка. — Мы повторили необходимые знания. Эти знания нам будут нужны на уроке. Физкультминутка | Контрольно — оценочная деятельность. Учитель подбадривает, хвалит детей.
Положительный настрой детей
| Дети проверяют выполнение теста самостоятельно, выставляют оценки |
V | Этап усвоения новых знаний | ||
1. | — Журналисты работают не только в редакции, они часто выезжают, встречаются с разными людьми, берут у них интервью, присутствуют на различных собраниях, конференциях, митингах, пишут репортажи с места событий. Это им помогает в работе. -Представьте, что вы в театре, посмотрите инсценированное выступление ребят – сказку. Она вам поможет в написании статей, поможет выполнить задачи урока. | Реализуется триединая цель урока через использование различных методов: словесный, наглядный, практический. Используется занимательная мотивация | На этом этапе через организацию беседы по просмотренной сказке развивала у детей умение говорить, делать выводы и сравнивать с книгой. Была проведена исследовательская работа, учащиеся выполняют упражнения по алгоритму. |
2. | Выступление детей (показ гр. сказки «Друзья спешат на помощь»). -Похвала. -Вам понравилась сказка? |
| Ответы детей (обратная связь) |
3. | Работа с таблицей №1 а) открывается запись на 1 странице газеты «Род имён существительных. -Какого рода бывают имена существительные?» Дети: Иимена существительные бывают Мужского рода Женского рода Среднего рода б) открывается 2 строка — Назовите слова-помощники, которые можно подставить к именам существительным мужской род (обозначен синим цветом) женский род (красным цветом) средний род (зелёным цветом) (Дети называют) в) открывается 3 строка |
Наблюдение за деятельностью учащихся
|
|
4. | — А сейчас помогите словам: «герой, сказка, правило» встать на своё место. -Сформулируйте правило, которое вам помогло распределить слова по колонкам. |
| Дети распределяют слова по колонкам, используя слова –помощники. Дети объясняют своё решение |
5. | Работа с учебником. -Откройте стр. 152 учебника. -Сравните свои выводы с выводом в учебнике мудрого учёного Т.Г. Рамзаевой |
|
|
6. | — Соответствуют ли ваши выводы с выводами в учебнике (обратная связь) | Наблюдение за деятельностью учащихся |
|
7. | — А сейчас поработайте в парах. Повторите это правило друг другу. Оценить можно только в том случае, если уверены в себе. Если плохо запомнили правило, можно не оценивать. Это будет ваше домашнее задание. Оценку получите на следующем уроке | Развитие монологической речи, умение высказываться на гр. тему, умение слушать и критически оценивать ответы товарищей. Создание условий для развития коммуникативных навыков через форму организации, через работу в парах, причём пары скомплектованы по принципу: слабый — сильный |
|
8. | — Познакомились с теоретическими данными. Эти правила нам будут нужны сегодня на уроке |
|
|
9. | -А сейчас я у вас возьму интервью, только вы будете отвечать с помощью веерков (обратная связь). Минута, время, школа, класс, перемена, урок, тетрадь, слова, учебник, знание, сила, успех, радость. — Вы показали свои знания | Наблюдение за деятельностью учащихся.
Учитель хвалит детей словесно |
Учащиеся работают активно |
10. | — Современный журналист должен уметь проводить и исследовательскую работу. (Открывается 1 страница) -Прочитайте предложения «про себя, «хором» /Редакция детской газеты приглашает школьников в увлекательное путешествие по стране журналистики/ |
|
|
11. | Работа в тетрадях — Запишите предложение — Назовите имена существительные. (дети называют имена существительные, учитель отмечает их буквой «с») Затее открывается 2 запись- вторая страница редакция газеты школьников в путешествие по стране журналистики | Развитие орфографической зоркости.
Содействовать лучшему усвоению нового материала через использование наглядности. Выяснение прочности и осознанности знаний учащихся, нацеливание на работу по алгоритму. Развитие монологической речи. |
Дети называют имена существительные |
12. | — Продолжаем исследования — Что общего? — В чём разница? — Назовите лишнее слово — Почему? — Определите род — Что нужно сделать, чтобы определить род у имён существительных в косвенной форме? — Сформулируйте правило, как определить род имён существительных, если оно употребляется в косвенной форме или во множественном числе. — Сравните свои выводы с выводами на табло. — Соответствуют ли ваши выводы с выводами на табло (обратная связь) | Учащиеся включаются в поисковую работу. Развитие умения видеть общее и разницу. Развитие наблюдательности, умения делать выводы, сопоставлять, сравнивать.
Наблюдение учителя за деятельностью учащихся.
| Учащиеся поднимают руки, активны. Дети выделяют слово «редакция», определяют род, называют форму, затем определяют род у остальных имён существительных.
|
13. | — Молодцы! Вы показали навык исследовательской работы |
|
|
VI | Этап закрепления новых знаний | ||
1. | — Работаем в тетрадях (письмо с комментированием) — Определяем род имён существительных. а) На первой странице, б) выпустить газету, в) на этой неделе, г) важные вопросы, д) написать статью, с) поздравить с праздником | Контроль учителя за первичным усвоением знаний. Учитель диктует словосочетания, учащиеся выписывают имена существительные, комментируя. Развитие связной речи. Закрепление умений учащихся делать осознанный выбор по написанию имён существительных, определять род |
Учитель спрашивает детей выборочно |
2. | — Как же определить род имени существительного, если оно употребляется в форме множественного числа или в косвенной форме? (Учащиеся делают выводы) — Молодцы! — Вы провели исследовательскую работу. Сделали выводы. | Способствование активизации учебной деятельности учащихся. Реализуется триединая цель урока. Использование разноуровневых заданий частично-поискового, творческого характера способствовало продвижению каждого ученика в зоне ближайшего развития. | Учитель организует групповую работу 1группа – «Журналисты», 2 группа – «Корреспонденты», 3 группа – «Корректоры», 4 группа – «Сотрудники» |
3. | — Наступило время, готовить материал для газеты | Дифференциация заданий по уровню творчества способствовала развитию креативных умений учащихся. Задачи воспитания классного коллектива осуществлялись через создание творческой атмосферы урока. | 1группа – написать сочинение – миниатюру «Род имён существительных», 2 группа – записать текст по шифру, 3 группа – исправить текст, определить род имён существительных, 4 группа – выполнить упражнение 409 |
4. | — Проверка. Оценка | Контрольно – оценочная деятельность. Развитие ответственности дифференцированный подход | Учащиеся проверяют работу по ключу. Выставляют оценки (в карты контроля). 1гр. – Учитель зачитывает лучшее сочинение. Оценка будет выставлена при проверке работ учителем |
VII | Этап подведения итогов работы на уроке | ||
1. | — Чему учились? — Как определить род имён существительных? — Зачем нужны эти знания? — Вы довольны своей работой на уроке? — Поставьте итоговую оценку — Сколько «5» «4» | Наблюдение учителя за деятельностью учащихся
Контрольно – оценочная деятельность.
| Учащиеся отвечают Работа выполнена, выставляются оценки. |
2. | — Я вами довольна /открывается расшифровка слова «эрудит»/ — Вы успешно прошли II тур. — Вы были сегодня увлечённые работой, дружные, творческие, показали свой интеллект в составлении экспресс – рубрик для газеты | Развитие дисциплинированности, повторение того, что было на уроке изучено.
Учитель поощряет, подбадривает детей |
|
VIII | Этап информации о домашнем задании | ||
1. | — А сейчас внимание. К нам пришла телеграмма | Учебно-воспитательная задача – нацелить детей на осознанное выполнение домашнего задания – была реализована | Учитель зачитывает текст телеграммы |
2. | — Хотите отправиться в этот удивительный мир? (обратная связь) — Вам нужно пройти III тур. Это ваше домашнее задание. Оно спрятано в карточках «Имя существительное» — Внимание на доску. — Вам нужно написать сочинение-миниатюру на одну из трёх тем. — Ребята, а какое ещё одно важное задание нужно выполнить, чтобы сочинение было удачным. Дети: нужно выучить правило Учитель: Правильно ребята, вам нужно будет выучить правило на стр.152 учебника. — Удачи вам, ребята! |
Занимательная мотивация Учитель нацеливает детей на осознанное выполнение домашнего задания |
На доске большие лепестки с названием сочинений
Дети рассматривают карточки
|
3. | — А сейчас сюрприз от редакции газеты «УТЯ» — это газеты — Вы их возьмёте в перемену, в них прочтёте об условиях конкурса. |
|
|
4. | — А кто хотел бы стать журналистом? (обратная связь) |
|
|
5. | — Ребята, посмотрите небольшой видеосюжет о том как работают журналисты. — Отправляемся в гости в редакцию газеты «УТЯ» | Реализуется воспитательная задача Развитие любознательности учащихся, их интерес к учёбе. | Учитель включает видеосюжет |
6. | Урок закончен! |
|
|