Технологическая карта урока – по русскому языку
по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
учитель: Шарова Светлана Павловна
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: Изучение нового
Корень слова. Однокоренные слова. | |
Цели
| Образовательные: Формировать умения находить корень слова, образовывать слова с помощью этого корня. Совершенствовать умение объяснять написание букв в корнях слов, подбор проверочных слов, проверка словарных слов по словарю. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: — Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. — Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. — Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. — Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Освоить первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка, лексике, словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях в употребления в речи. Знать значение слов родственники, род, родословная, родители, родные. Знать название и начертание корня, его значение. Уметь находить в словах корень. Уметь объяснять подбор однокоренных слов. Уметь находить корень в словах, образовывать слова с помощью этого корня.
Личностные:
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, уметь задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. (Коммуникативные УУД). Общеучебные – используют знаково – символические средства и справочную литературу для решения учебной задачи; логические – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Корень слова. Однокоренные слова. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: — основные
— дополнительные | «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение» Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки — Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; — Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук; — Нетбуки для индивидуальной и парной работы; — Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну—ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: — постановка и решение проблемы; Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: — оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: — классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Работа над темой. | Подведение детей к самостоятельному выводу | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Где слова родные (однокоренные)? | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. — знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! — Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: — выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: — составление плана и последовательности действий.
| |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». (Приложение 1) | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; — оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выявление однокоренных слов | Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! | Работа с учебником (№85, стр 53) | Помещает слова | Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: — умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: — построение логической цепи рассуждений; Личностные: — формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки Коммуникативные: — управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); — владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |
Психофизическая тренировка | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: — умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Самопроверка |
| Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер — ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: — умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. Работа с использованием локальной сети.
| Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета» | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: — оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | — Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? | Работа с учебником №90, стр 55 | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: — преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. — самостоятельное формулирование познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; — самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: — постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель- ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; — осуществлять итоговый контроль Личностные: — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. — проявлять активность в деятельности. |