Чеусова Марина Игоревна
Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 16»
Учитель начальных классов
Технологическая карта открытого урока в 3-м классе
Тема урока: «Существительные с шипящим знаком на конце слова»
Цель: формировать умения распознавать существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце;
развивать орфографическую зоркость;
тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв.
Этапы урока, методы и приемы | Деятельность учителя | Действия учеников | |
1-2 мин | I.Организационный момент |
|
|
5 мин
| II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
Минутка чистописания
| 1.Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы будем с вами юнгами на паруснике, отправимся за новыми открытиями по океану Русского языка. А для этого требуется выполнение определенных инструкций. Слушаем во время плавания внимательно и выполняем то, о чем мы будем говорить. (2 слайд)
— Какие вопросы вы можете задать своей команде по теме «Имя существительное?»
— Пишем показы. Отступаем две строки и записываем число, классная работа. (12 слайд) 5. –Какие буквы вы увидели на горизонте? (ЖЧШЩ) — Дайте характеристику каждому звуку. Вывод: значит, это звуки согласные и шипящие. Запишем буквы в тетрадь, чередуя заглавную и строчную буквы. (13 слайд) — Продолжим свое плавание и перед нами рифы. Надо быть внимательными во время плавания. | Слушают учителя.
Ученики задают вопросы об имени существительном.
Делают физминутку для глаз.
Работают в тетрадях.
Называют буквы
Дают характеристику звукам
Записывают буквы в тетрадь. |
25 мин | III. Изучение нового материала.
|
— Прочитайте предложение. (14 слайд) На палубу парусника вышли товарищ(?) и его доч(?). — Почему в предложении стоят вопросительные знаки? — О чем мы еще не знаем в написании этих слов? — Значит, какая тема нашего путешествия? — Вернемся к этому предложению позже, а теперь обойдем рифы и выполним маленькое открытие. 2. Самостоятельная работа На слайде даны слова. Вы должны эти слова записать в два столбика: м.р. и ж.р. Вещь, нож, ёж, дочь, печь, плащ, речь, кирпич, мяч, мышь. (15 слайд).
— Поменяемся своими бортовыми журналами и проверим работы. Если слово записано правильно, то ставим «+», если нет «-». (16 слайд) — У кого из юнг записаны все слова правильно, поднимите руки. Молодцы! — Внимательно посмотрите и скажите, что интересного вы заметили в океане? — Кто сможет сказать о написании шипящих в конце имен существительных? — Проверим наши открытия в главном бортовом журнале-учебнике. с. 73 — Правильное открытие мы сделали? 4. Работа по схеме (Схема на доске) А это схема соответствует нашему открытию. Какую цель мы можем поставить перед собой. 5. Пока идет отлив, мы отдохнем, сделаем физминутку. Продолжаем свое плавание. 6. Работа над предложением Мы подплываем к острову «Пиши правильно» и вернемся к нашему предложению На палубу парусника вышли товарищ(?) и его доч(?).(17 слайд) -Кто сможет записать слова в этом предложении правильно. Объясните. Запишите это предложение в бортовые журналы самостоятельно. | Читают предложение
Отвечают на вопросы
— О написании шипящих в конце имен существительных. Правописание шипящих на конце имен существительных
Работают самостоятельно.
Идет взаимопроверка
Дети сами выводят правило.
Правильно записывать слова, используя схему.
Делают физминутку.
Объясняют написание слов. Записывают самостоятельно предложение в тетрадь |
5 мин
| IV. Закрепление изученного на уроке
|
Наш парусник зашел в бухту. Нам следует заняться работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали? Запишите имена существительные в ед. числе, определите род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. (18 слайд)
Продолжаем наше плавание. Работаем по открытию. Образуйте от данных слов имена существительные с шипящим знаком на конце, выделите орфограмму и укажите род. Мелочиться, лучистый, ершиться, ландышевый, вещевой, пляжный.
Ночь (19 слайд) | Отвечают на вопросы
Проговаривают и записывают каждое слово с объяснением.
|
2 мин | V. Домашнее задание | с. 74, упр. 59, прав. с.73 (20 слайд) — Какое открытие мы сегодня сделали во время плавания? | Записывают в дневники.
Отвечают на вопросы |
| VI. Рефлексия | В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся звездами, которые лежат в ваших конвертах. — Поднимите соответствующую звезду.
| Показывают звезду определенного цвета. |