ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Сунцевой Екатерины Александровны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№2» г.Петровска
Класс: 5 класс
УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Правописание суффиксов –чик-, -щик-
Цели урока:
Деятельностная цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память; развивать умения учащихся анализировать, аргументировано объяснять условия выбора букв ч- щ в суффиксах существительных – чик (-щик-).
Содержательная цель: выяснить каковы условия выбора правописания суффиксов – чик (- щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
|
|
| Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.(Л) | |
I Этап мотивации
| Начало урока с пословицы, поговорки. — Ребята, сегодняшний урок мы проведём под девизом: «Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.» А что это значит?
| Учащиеся высказывают свое понимание пословицы и приходят к выводу, что нужно работать сообща, дружно, всем вместе, поддерживая друг друга. | ||
II.Этап актуализации и пробного учебного действия.
| Групповая работа ( на доске слова: «летать»,»смазать», «советовать», «выдумывать» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик-, -щик- — Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? Нам какой вопрос вы хотели бы получить сегодня ответ? | Выполняют задание по группам. -(каждая группа вывешивает на доску выполненные задания(написано по-разному) Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила. -называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)
| Формулируют и удерживают учебную задачу(р) Осознают свои возможности в учении(Л) Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам(К)
| |
III. Этап выявления места и причины затруднения
| Столкновение мнений учеников. — Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик? — Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске) -Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что –чик пишется после звонких? -Согласны ли со второй гипотезой? Учитель делает подсказку. -Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –чик. — Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс –чик. — Прочитайте эти фразы: «Ты Же Должен Знать Суффикс –чик! Я ТоЖе ЗДеСь». Какая подсказка в них содержится? | Учащиеся высказываются по поднятой проблеме, выдвигают гипотезы: — После звонких пишется –чик. — В словах с приставкой пишется –чик. — После мягких согласных пишется –щик. — В слове советчик –чик пишется после глухой. — В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется –щик. — Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется –щик. Отвечают по подсказке учителя: — Д, С, З, Ж, Т.
— После д, с, з, ж, т пишется –чик, а после других согласных –щик.
— В этих фразах выделены согласные, после которых пишется –чик. | Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы (П) Рассуждают, высказывают своё мнение (К) Корректируют написанное (Р) Ощущение успеха (Л)
| |
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
| Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах. —Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)
| Создают схему, представляют в классе | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики(Р) Пнимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника (П) Используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра (К) Поиск и выделение необходимой информации(П) | |
V. Этап реализации построенного проекта
| Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.
| Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 61. (читают, находят значение ключевых слов, выясняют их зависимость, составляют алгоритм или схему ) . | Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию(Л). Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом (Р). | |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников..
Выполнение упр 532с проговариванием условия выбора суффикса. | Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе. Выполняют задание с проговариванием во внешней речи. Задание выполняют по цепочке. | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). | |
| Динамическая пауза Гимнастика для глаз.
|
| Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р) | |
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Игра «МЫ – КОРРЕКТОРЫ»
| Учащиеся исправляют ошибки, объясняя свою позицию | Умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). | |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения | Учитель предлагает выполнить тест, чтобы каждый учащийся смог проверить насколько усвоены знания, полученные на уроке | Выполняют тест с взаимопроверкой по образцу | Формирование адекватной самооценки (Л) Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р). | |
IX.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | -Где нам нужны эти слова в жизни? (названия профессий). Какие профессии имеют ваши родители или знакомые? Нам нужно знать, как они пишутся? Прием «Плюс-минус-интересно». Домашнее задание: На выбор : Написать сочинение-миниатюру, используя названия профессий с орфограммой, изученной на уроке. Упр.536 | Приводят примеры профессий.
В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Способность к самооценке(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли (К). |
Приложение ТЕСТ
1.В каком слове пропущена буква Д?
1) лё…чица
2) аппара…чик
3) прока…чик
4) наво…чица
2. В каком слове пропущена буква С?
1) разно…чик
2) сма…чик
3) изво…чик
4 )прика…чик
3. В каком слове пишется Щ:
1 )буфет…ица
2) груз…ик
3) прессов…ик
4) объезд…ик
4. В каком слове пишется Ч:
1) развед…ик
2) бакен…ик
3) камен…ик
4) спор…ик
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик
2) доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик
3) перебеж..ик, подбор..ица, лет..ик
4) подпис..ик, извоз..ик, проход..ик