Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: «Простые и сложные предложения»
Планируемые результаты
личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
метапредметные: способствовать овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
предметные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.
Основные понятия: простое предложение, сложное предложение
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК Т.А. Ладыженской, — М., Просвещение, 2014г.; мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 | Мотивирование к учебной деятельности | Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
|
| Готовность к уроку | Умение слушать собеседника | Записывают число | Способность к мобилизации сил и энергии |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Прочитайте текст. О ком этот текст? Что вы знаете о поэте? Составьте схемы предложений текста. Природа щедро одарила М.Ю. Лермонтова многими талантами. Поэт прекрасно рисовал, замечательно лепил, превосходно играл на скрипке, великолепно стрелял и фехтовал. Много поколений россиян знают наизусть стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Бородино». Жизнь поэта оборвалась трагически, но мы думаем о нём как о живом.
| Читают текст. Отвечают на вопрос, что текст о Лермонтове. Рассказывают о поэте. Составляют схемы предложений с однородными членами. | Понимать прочитанное, вычленять главную информацию. Составлять схемы | Взаимодействуют с учителем | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Задаёт вопрос: «Схему какого предложения текста вы не смогли составить? Почему?» | Отвечают на вопрос: «Схему последнего предложения, потому что оно сложное» | Фиксировать учебное затруднение, понимать его причину | Взаимодействуют с учителем Выслушивают ответы одноклассников, делают выводы.
| Слушать собеседника, строить высказывание |
| Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | Организует беседу, выявляющую представление учащихся о сложном предложении. — Какие предложения называются простыми, а какие сложными? — Запишем последнее предложение текста, выделим в нем грамматические основы. — — — Сколько простых предложений в составе сложного? — Как они связаны? Просит выдвинуть предположение о теме урока. Предлагает сформулировать учебные задачи | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположение о теме урока.
Формулируют тему урока и учебные задачи.
| Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Составляют модели учебных действий.
| Составлять модели учебных действий.
| Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Определяют цели урока, планируют учебную деятельность.
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
5 | Реализация построенного проекта | 1. Организует работу по изучению материала урока
2. Проводит работу по составлению алгоритма «Виды сложных предложений». 3. Физминутка Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления
| Работая в парах, читают материал учебника о сложных предложениях. Работа проводится с целью понимания обучающимися содержания научного текста по теме урока.
Слушают и повторяют движения за учителем. | Конструируют новый способ действия, выводят правило.
Осознанно выполнять упражнения. | Участвуют в обсуждении учебного материала, формулируют суждения.
Взаимодействуют с учителем при выполнении упражнений. |
Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
| Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль.
Выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх |
Способность к мобилизации сил и энергии.
|
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует работу по анализу предложений с целью формирования умений: — расставлять знаки препинания в сложном предложении; — соотносить схемы предложений; — определять вид сложного предложения по способу связи. 1)И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. 2)В туманной вышине запели птички, и восток озолотился. 3) Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней. 4) В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полёт Прилежный взор следить бы мог. 5) По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел, И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. ( М. Лермонтов)
| Читают предложения, записывают, расставляют знаки препинания, соотносят предложение со схемой, объясняя свой выбор.
| Уметь осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать сложные предложения по видам, соотносить их со схемами | По вызову учителя поочередно озвучивают последовательность действий при выполнении заданий с опорой на составленный алгоритм | Класс: понимать на слух ответы обучающихся. Отвечающие: осознанно строить речевое высказывание. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
| В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль.
|
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Записать текст. Найти в нём сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Вчера я приехал в Пятигорск нанял квартиру на краю города. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин. (По М. Лермонтову) Организует самопроверку по эталону | Записывают текст, находят сложные предложения, подчёркивают в них грамматические основы. | Применять новый способ действия.
|
| Учатся использовать речь для регуляции своих действий
| Осуществляют контроль и самоконтроль соответствия эталону | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Тест. Выбрать правильный ответ. 1.Укажите простое предложение А) Ашик –Кериб сел на коня взял с собою суму с золотыми монетами и поскакал. Б) Везде исполнял купец поручение Магуль- Мегери но никто не признался хозяином золотому блюду. В) И он ударил по медным струнам и струны заговорили. 2. Укажите сложные предложения. А) Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка. Б) Хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другою гасли. В) Кой–где из–под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листок не шевелился.
| Выполняют тест | Отрабатывают операции учебных действий.
| Строят рассуждения на заданную тему.
| Учатся использовать речь для регуляции своих действий
| Самопроверка. Самооценка.
| Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач.
Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению. | Делают обобщающий вывод о видах сложных предложений, о достижении поставленных учебных задач | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Формулируют конечный результат | Строить высказывания, понятные для партнеров | Выбирают смайлик, соответствующий настроению | Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала. |