МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Полные и краткие имена прилагательные
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: Филатова И. А., учитель
русского языка и литературы,
общеобразовательной школы с. Питерка
Питерского района Саратовской области
Питерка – 2013
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» :
Филатова Ирина Александровна
Класс: 5
УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
Содержательные : дать представление о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи; развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
| Приветствие учащихся. Предлагает эпиграф: |
Читают пословицу. Высказывают своё мнение. | Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Корень учения горек, а плод – сладок. Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословицы? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? Назовите разряд прилагательных. Запишите ответ. Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в пословице? Предположите, какая тема урока у нас сегодня?
|
Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски. Корень – (что?) сущ.
Делают свои предположения. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | На помощь к нам придёт учебник русского языка. Выполнение упр. 626 ( устно) Как вы думаете, так же будут изменяться краткие формы? Попробуйте изменить краткие прилагательные. 1 группа – по родам; 2 группа – по числам; 3 группа – по падежам. Что у вас получилось? Почему не получилось у 3 группы?
Давайте сверим свои предположения с теоретическим материалом учебника.
Что нового вы ещё узнали о кратких формах?
| Выполняют упражнение, сравнивая полные и краткие имена прилагательные. Делают вывод.
Выполняют задания, записывая в тетрадь.
Отвечают на вопрос. (Появляются окончания полной формы)
Знакомятся с теоретическим материалом, сверяют свои предположения с учебником.
Ответы учеников. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.
|
Первичное закрепление. Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Динамическая пауза с мячом. Каждому учитель бросает мяч, при этом называет качественное прилагательное.
— Послушайте меня внимательно, какие прилагательные вы сейчас услышите? Произносит фразу: «Я рада, что вы хорошо справились с этим заданием. Теперь вы и дальше должны справляться с заданиями в упражнениях.» Обращает внимание на слова «рада», «должны», которые употребляются, как правило, только в краткой форме.
Выполните упр. 628 в парах, выбрав слова.
Скажите, у нас урок хорош? Ответьте на вопрос письменно. Как вы записали слово «хорош»? Найдите, есть ли правило в учебнике. Если есть, то о чём оно нам говорит?
| Ученик должен поймать мяч и отдать его с кратким прилагательным.
Слушают. Высказывают свои предположения.
Обращают внимание на слова.
Выполняют упр. 628.в парах.
Отвечают на вопрос. Делают запись в тетради.
Отвечают. Анализируют, корректируют. | Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
|
Выполнение упр. 629 по образцу.
|
Образуют краткие формы имён прилагательных, записывая при этом их вместе с существительными, обозначая грамматическую основу.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного. |
Докажите, что записанные вами сочетания слов представляют собой нераспространённые предложения? Два примера преобразуйте в распространённые предложения, запишите, обозначьте грамматические основы и второстепенные члены.
Предлагает выполнить упр. 631 (текст под ц. 1), письменно с последующей взаимопроверкой. |
Преобразовывают предложения.
Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция |
Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Предлагает записать домашнее задание упр. 631 (текст под ц. 2) Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал …
| Записывают домашнее задание.
Выполняют рефлексию. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
Использованная литература
1. Практикум по русскому языку : 5 кл. /С. И. Львова. – М. : Просвещение, 2006.
2. Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл. : пособие для учащихся
С. И. Львова, — М. : Дрофа, 2007.
3. С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. М. : Мнемозина, 2012.