УРОК
По русскому языку
В 4-а классе
Учитель -Бельских Т. Н., гимназия №19
Программа – «Школа 2100»
Учебники – Русский язык 4кл. под ред. Р.Н. Бунеева , методические рекомендации для учителя под ред. Е.В. Бунеева, М. А. Яковлевой.
Тема урока: Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с тся и ться.
Цели урока: Познакомить детей с понятием «возвратная форма глагола»; формирование у уч-ся умения написания глаголов с тся и ться, расширить знания детей по теме «Глагол». Развивать у уч-ся умение выделять главное, мыслить логически, развивать внимание детей, творческое начало, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету. Оборудование: Медиа Ход урока:
1. Языковая разминка.
Белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник, трава.
— Прочитайте данные слова. В какой они форме?
— Изменяя форму слов, составьте предложение.
-Запишите с комментированием.
_Разберите гл. раздвинуть, как часть речи.
2. Актуализация знаний. (повторение знаний о глаголе.)
— Какая ч. речи наз. глаголом?
— Как изменяются глаголы?
— Что наз. спряжением?
— Как опр. спр. с безуд. личным окончанием глаг?
3.Наблюдение и постановка проблемы.
прочитайте эти строчки:
— Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани….
— Кто автор этих строк?
— Назовите глаголы. На что они оканиваются? Есть ли лишний? (нырять)
— Что общего у всех ост. глаголов?
— Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает ся? и.т.д.)
4. Решение проблемы.
— Наблюдение по учебнику.
а) Упр. 274 выполняется по» шагам» в задании.
Ученики отвечают на первый проблемный вопрос: ся- суффикс.
— Чем интересен этот суффикс? (стоит на конце слова.)
— На кого направлено действие у глаголов с суффиксом –ся-?
— Как называется такая форма глагола?
— А теперь сравните свой вывод с выводом авторов учебника.
— Спишите 3 пары глаголов и выделите суффикс.
— Итак, кто же догадался, над какой темой урока мы сегодня работаем, кто попробует сформулировать? (Знакомство с возвратной формой глагола.)
— Продолжим наше исследование. (упр. №274 )
-Посмотрите на транскрипцию глаголов
— Какую ошибку можно допустить?
-Как избежать этой ошибки, зная состав слова?
— Сравните глаг. В 1 и 2 столбиках. К чему присоединяется суфф. –ся- в 1 столбике? ( К неопр. Форме ) Как догадались? ( по вопросу )
— А во 2 ? ( к глаголу в форме 3 л. Наст. вр. Ед. ч. )
— Какой вопрос возник снова?
— Так почему же буква ь, то пишется, то не пишется в сочет. тся и ться, сделайте вывод.
— Сравните его с выводом авторов учебника.
— Ребята, обратите внимание на обозначение — тся и ться –это орфограмма.
— Спишите 3 пары глаголов и обозначьте орфограмму.
— Итак, с каким же понятием, с какой орфограммой мы познакомились еще на уроке?
— Сформулируйте теперь полностью тему урока.( Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться. )
5. Физкультминутка.
— Итак ребята, вы пришли к выводу, что –ся- это суффикс, который указывает на возвратную форму глагола, что ться пишется, если глагол стоит в неопр. форме, а тся в форме 3-л. ед. и мн. числа. или по вопросу.
— А у меня к вам снова вопрос, при разборе по составу будет ли суфф.-ся- входить в основу глагола?
— Посмотрите на экран, такая основа называется прерывистой.
6.Первичное закрепление.
1) Упр. № 275 ( с комментированием в громкой речи )
2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выборочный диктант. ( в 2 столбика тся и ться )
Он за всё берётся, да не всё удаётся.
Будешь трудиться, будет и хлеб водиться.
Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.
— Посмотрите на экран, проверьте, поднимите руку у кого так?
7.Итог урока.
— Как образуется возвратная форма глагола?
— Входит ли суфф. –ся- в основу глагола?
-С какой орфограммой познакомились?
-Назовите 2 способа проверки, когда в сочетат. тся и ться ь знак пишется, а когда не пишется?
— Назовите ключевые слова урока? ( глагол
суффикс- ся-
возвратная ф. глагола
сочетание тся и ться
прерывистая основа )
— Ребята, поднимите руку, кто, уходя сегодня с урока научился различать глаголы возвратной формы?
— Кто запомнил и не сделает больше ошибок в написании –тся и –ться?
Я надеюсь, что у вас не будет больше затруднений в написании и разборе глаголов в возвратной форме, у вас обязательно всё получится!
8. Домашнее задание.( творческое )
Составить 4-5 предложений с глаголами в возвратной форме .