УРОК

По русскому языку

В 4-а классе

Учитель -Бельских Т. Н., гимназия №19

Программа – «Школа 2100»

Учебники – Русский язык 4кл. под ред. Р.Н. Бунеева , методические рекомендации для учителя под ред. Е.В. Бунеева, М. А. Яковлевой.

Тема урока: Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание глаголов с тся и ться.

Цели урока: Познакомить детей с понятием «возвратная форма глагола»; формирование у уч-ся умения написания глаголов с тся и ться, расширить знания детей по теме «Глагол». Развивать у уч-ся умение выделять главное, мыслить логически, развивать внимание детей, творческое начало, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету. Оборудование: Медиа Ход урока:

1. Языковая разминка.

Белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник, трава.

— Прочитайте данные слова. В какой они форме?

— Изменяя форму слов, составьте предложение.

-Запишите с комментированием.

_Разберите гл. раздвинуть, как часть речи.

2. Актуализация знаний. (повторение знаний о глаголе.)

— Какая ч. речи наз. глаголом?

— Как изменяются глаголы?

— Что наз. спряжением?

— Как опр. спр. с безуд. личным окончанием глаг?

3.Наблюдение и постановка проблемы.

прочитайте эти строчки:

— Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани….

— Кто автор этих строк?

— Назовите глаголы. На что они оканиваются? Есть ли лишний? (нырять)

— Что общего у всех ост. глаголов?

— Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает ся? и.т.д.)

4. Решение проблемы.

— Наблюдение по учебнику.

а) Упр. 274 выполняется по» шагам» в задании.

Ученики отвечают на первый проблемный вопрос: ся- суффикс.

— Чем интересен этот суффикс? (стоит на конце слова.)

— На кого направлено действие у глаголов с суффиксом –ся-?

— Как называется такая форма глагола?

— А теперь сравните свой вывод с выводом авторов учебника.

— Спишите 3 пары глаголов и выделите суффикс.

— Итак, кто же догадался, над какой темой урока мы сегодня работаем, кто попробует сформулировать? (Знакомство с возвратной формой глагола.)

— Продолжим наше исследование. (упр. №274 )

-Посмотрите на транскрипцию глаголов

— Какую ошибку можно допустить?

-Как избежать этой ошибки, зная состав слова?

— Сравните глаг. В 1 и 2 столбиках. К чему присоединяется суфф. –ся- в 1 столбике? ( К неопр. Форме ) Как догадались? ( по вопросу )

— А во 2 ? ( к глаголу в форме 3 л. Наст. вр. Ед. ч. )

— Какой вопрос возник снова?

— Так почему же буква ь, то пишется, то не пишется в сочет. тся и ться, сделайте вывод.

— Сравните его с выводом авторов учебника.

— Ребята, обратите внимание на обозначение — тся и ться –это орфограмма.

— Спишите 3 пары глаголов и обозначьте орфограмму.

— Итак, с каким же понятием, с какой орфограммой мы познакомились еще на уроке?

— Сформулируйте теперь полностью тему урока.( Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться. )

5. Физкультминутка.

— Итак ребята, вы пришли к выводу, что –ся- это суффикс, который указывает на возвратную форму глагола, что ться пишется, если глагол стоит в неопр. форме, а тся в форме 3-л. ед. и мн. числа. или по вопросу.

— А у меня к вам снова вопрос, при разборе по составу будет ли суфф.-ся- входить в основу глагола?

— Посмотрите на экран, такая основа называется прерывистой.

6.Первичное закрепление.

1) Упр. № 275 ( с комментированием в громкой речи )

2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выборочный диктант. ( в 2 столбика тся и ться )

Он за всё берётся, да не всё удаётся.

Будешь трудиться, будет и хлеб водиться.

Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.

— Посмотрите на экран, проверьте, поднимите руку у кого так?

7.Итог урока.

— Как образуется возвратная форма глагола?

— Входит ли суфф. –ся- в основу глагола?

-С какой орфограммой познакомились?

-Назовите 2 способа проверки, когда в сочетат. тся и ться ь знак пишется, а когда не пишется?

— Назовите ключевые слова урока? ( глагол

суффикс- ся-

­ возвратная ф. глагола

сочетание тся и ться

прерывистая основа )

— Ребята, поднимите руку, кто, уходя сегодня с урока научился различать глаголы возвратной формы?

— Кто запомнил и не сделает больше ошибок в написании –тся и –ться?

Я надеюсь, что у вас не будет больше затруднений в написании и разборе глаголов в возвратной форме, у вас обязательно всё получится!

8. Домашнее задание.( творческое )

Составить 4-5 предложений с глаголами в возвратной форме .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here