Заявка
участника конкурса «Урок Просвещения 2012»
1. ФИО участника конкурса Тугаева Ольга Михайловна
2. Должность учитель начальных классов
3. Полное наименование образовательного учреждения, в котором работает участник конкурса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
4. Адрес образовательного учреждения 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Красная, 309
5. Телефон учреждения (с указанием федерального кода) (8-861-35)2-34-95
6. Факс учреждения (при наличии)
7. Адрес электронной почты учреждения, в котором работает участник конкурса (сайт, е-mail)
8. Название конкурсной работы, перечень представленных материалов Методическая разработка цикла уроков по русскому языку «Словосочетание», 3 класс
9. Учебник, которому соответствуют представленные материалы (название, авторы, год выпуска) УМК «Школа России», учебник «Русский язык, 3 класс», авт. Т. Рамзаева, 2010г.
10. Краткая аннотация произведения/работы данная разработка содержит различные виды работы по закреплению и систематизации знаний учащихся с использованием компьютерных технологий.
11. Почтовый адрес участника (с указанием индекса) 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Свердлова, д.69, кв. 13
12. Контактный телефон участника (с указанием федерального кода) (8-918)9575101
13. Адрес электронной почты участника конкурса tugaeva—olga@mail.ru
14. Дополнительная информация, которую бы вы хотели сообщить о себе оргкомитету конкурса педстаж 22 года, воспитываю дочь, 9 лет
15. Согласны ли вы на размещение ваших материалов на сайте учредителя конкурса? Да
16. Каким образом (из какого источника) вы узнали о проведении конкурса? Интернет
Дата 31.03.2012 Тугаева О. М.
Цикл методических разработок уроков по русскому языку, 3 класс,
по теме «Словосочетание»
Урок № 1. Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о
главных и второстепенных членах предложения.
Урок № 2. Словосочетание.
Урок № 3. Выделение словосочетаний из предложений.
Главное и зависимое слово в словосочетании.
Урок № 4. Контроль знаний.
Урок № 1.
Тема урока: Упражнение в установлении связи слов в предложении.
Закрепление знаний о главных и второстепенных членах
предложения.
Цели урока:
-
развивать умение устанавливать связь слов в предложении;
-
сформировать умение и навык распознавать в предложении главные и второстепенные члены;
-
расширять кругозор младших школьников.
Ход урока:
I. Организация детей на урок. Проверка рабочего места.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Фронтальная работа.
-
Вставить пропущенные буквы, прокомментировав орфограммы.
Краси_ парк осен(?)ю. Сколько тут берё_, ду_ков, ли_! Д_ревья (на)дели яркий осенний наря__. Ж__лтые и красные лист(?)я падают (на)тр__пинки. По а (л, лл)еям парка гуляют р__бята.
(Каждый отвечающий снимает с доски осенний листок, заготовленные детьми на уроках ИЗО и художественного труда.)
-
Соедини фразы со знаками препинания.
Что за чудо-великан
Покоряет океан
На носу у великана,
Из носа воды фонтан
?
.
-
Фонетический анализ слова «КИТ» (устно).
IY. Работа по теме урока:
-
Минута чистописания: оро оло омо ого
—Вставить пропущенные буквы: д . р . г . м . л . к . к . м . д
-
Словарная работа:
-
О
рех
гурец
ктябрь
город
-
Синтаксическая работа.
— Составить предложение, используя словарные слова, и найти подлежащее и сказуемое.
В октябре в огороде дачники собрали последние огурцы.
-
Работа по учебнику (с. 46-47)
а) упр. 96 (списать предложения, определить главные члены предложения, установить связь между словами)
б) упр. 97 (у доски)
-
Физминутка.
Рано утром встав с постели
Поднимает Глеб гантели.
Подрастет – поднимет гири.
Станет всех сильнее в мире!
У. Закрепление. Обобщение по теме урока.
Упр. 99 (самостоятельно)
— Сегодня мы с вами что научились делать?
— Как связаны слова в предложении?
— Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?
У1. Выставление оценок.
УП. Домашнее задание: с. 47 правило, упр. 98.
Урок № 2.
Тема: Словосочетание.
Цели урока: • формировать умение находить словосочетания;
• развивать навык установления связи слов в предложении;
• привитие любви к родному языку, развитие речи.
Ход урока:
1. Организация детей на урок.
П. Фронтальный опрос. Загадка на доске.
-
Определить главные члены предложения, найти слова, связанные между собой по смыслу.
Листья желтые кругом,
Все промокло под дождем.
Заскучала детвора.
Что за грустная пора?
— Как связаны слова в предложении?
— Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?
— Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации?
Ш. Работа по теме:
1) Минута каллиграфии: о оз ор ол
Г В . З Д И К А Г Е . Р Г И Н Г Л А Д И . Л У С
2)Работа над деформированным предложением
(записать, подчеркнуть главные члены предложения):
Маме, букет, подарил, из, папа, гвоздик, красных.
3)Наблюдение над связью слов в предложении:
Подарил (что?) букет
Подарил (кому?) маме
Букет (из чего?) из гвоздик
Гвоздик (каких?) красных
— Сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу и вопросом, называется
словосочетанием. (Чтение правила на стр. 49 учебника.)
1У. Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
У. Закрепление изученного материала.
-
Упр. 102 (комментировано, разбор предложений по членам, составление схем.)
-
– Что такое словосочетание?
— При помощи чего можно определить связь слов в предложении?
У1. Домашнее задание: с. 49 правило, упр. 103.
Урок № 3.
Тема: Выделение словосочетаний из предложений. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Цели урока:
-
формировать умение находить словосочетания;
-
развивать навык установления связи слов в предложении;
-
упражнение в распознавании изученных орфограмм.
Ход урока:
1. Организация детей на урок. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы повторим с вами, что такое предложение и словосочетание.
П. Работа по теме:
— Ребята, на уроке мы с вами отправимся в …
А куда, вы узнаете, если соберете слово, поставив карточки в порядке возрастания:
10 15 20 25 30 35 40
з
о
о
к
р
а
п
— Правильно, мы идем в зоопарк.
-
– Давайте откроем наши тетради, путевые листы юных зоологов, и запишем, какого
числа и месяца мы отправляемся в зоопарк. Кстати, кто такие зоологи? Что значит
зоопарк? (лексическое значение слов «зоолог» и «зоопарк».)
-
Минута каллиграфии: ее ел ен еж
. нот б . лка . жиха
(Фонематическое задание: подчеркнуть слова, где звуков больше, чем букв. Почему?)
-
Словарная работа.
-
Угрюм, малоподвижен, несколько ленив, питается ягодами, насекомыми, иногда мясом. Про него говорят косолапый.
-
Хитра, изворотлива, смела, любит кур, гусей, уток. В сказках – рыжая плутовка.
-
Труслив, робок, тих, безобиден. Имеет куцый хвост и длинные уши.
Медведь, лисица, заяц.
-
Работа по учебнику:
а) упр. 104 (прочитать, выписать второе предложение, подчеркнуть подлежащее и
сказуемое)
В зоопарке живут животные из разных стран мира.
б) Выписать словосочетания из данного предложения, определить главное и зависимое
слово при помощи вопроса.
-
Физминутка. На лужайке, на ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Ш. Работа по закреплению изученного:
-
Записать названия животных, вспомнить изученные орфограммы, немного рассказать об особенностях того или иного животного (упражнение по развитию речи).
ПЕСЕ__АПЛ__СТРЕ__АРСУ__АБА__ОСОРО__
-
Записать шестое предложение из упр. 104, подчеркнуть главные члены предложения, указать словосочетание.
Мальчики наблюдали за змеями.
-
Составить и записать из слов словосочетания, определить главное и зависимое слово.
кенгуру из леса
забавные слон
африканский из Австралии
волк обезьяны
— Почему слово «Австралия» пишется с большой буквы?
-
Записать седьмое предложение из упр. 104, определить тип предложения по цели высказывания.
Много нового узнали мы о животных!
1У. Обобщение по теме урока.
— Что на уроке вы сегодня вспоминали? Вам урок понравился?
— За работу на уроке получили оценки следующие ученики…
У. Домашнее задание: упр. 99.
Урок № 4 (вариант 1)
Тема: Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме
«Предложение и словосочетание».
Цели урока: проверка знаний.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.
П. Контрольное списывание.
Выделить границы каждого предложения и поставить соответствующие знаки препинания.
Осень.
Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики.
Задание: выписать четыре словосочетания, обозначить главное слово «х».
Ш. Самопроверка.
1У. Итог урока.
У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.
Урок № 4 (вариант 2)
Тема урока: Контрольный тест по теме «Предложение и словосочетание».
Цели урока: проверка знаний о предложении и словосочетании, умения выделять
словосочетания в предложениях.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.
П. Контрольное тестирование.
Тест «Предложение и словосочетание»
-
Предложение – это …
А) группа слов, которые имеют общее значение
Б) слова, связанные между собой по смыслу
В) законченная мысль человека
-
Подчеркните предложение.
А) На высоких берегах рек растут дубравы.
Б) Дикие животные в степи.
В) Разнотравье, птицы и насекомые.
-
Главные члены предложения – это …
А) антоним и синоним
Б) подлежащее и сказуемое
В) существительное и глагол
-
Подчеркните в предложениях главные члены:
Зимой медведи спят в берлогах.
Пихтовые шишки всегда торчат вверх.
Осенью кустики черники сбрасывают листья.
5. Дополни стихотворение. Какой член предложения пропущен?
Белый ____________, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Пропущено ______________________.
6.Словосочетание – это …
А) подлежащее и сказуемое
Б) два слова, связанные между собой по смыслу
В) три слова, которые отвечают на один вопрос
7.Подчеркнуть словосочетания.
Гималайский медведь, волк воет, орехи в дупле, растет на земле, на крутых склонах, орел парит.
8.Выписать из предложения словосочетания.
Осенью стайки дроф с птенцами кормятся в степи.
9.Определить главное и зависимое слова в словосочетаниях.
степная вишня живет в норах ночью спят
серая куропатка роют в земле за длинные уши
10. Из словосочетаний составить предложение.
Бежит неторопливо, по белому снегу, рыжая плутовка.
_____________________________________________________________________________
Ш. Самопроверка.
1У. Итог урока.
У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.