Заявка
участника конкурса «Урок Просвещения 2012»

1. ФИО участника конкурса Тугаева Ольга Михайловна

2. Должность учитель начальных классов

3. Полное наименование образовательного учреждения, в котором работает участник конкурса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

4. Адрес образовательного учреждения 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Красная, 309

5. Телефон учреждения (с указанием федерального кода) (8-861-35)2-34-95

6. Факс учреждения (при наличии)

7. Адрес электронной почты учреждения, в котором работает участник конкурса (сайт, е-mail)

8. Название конкурсной работы, перечень представленных материалов Методическая разработка цикла уроков по русскому языку «Словосочетание», 3 класс

9. Учебник, которому соответствуют представленные материалы (название, авторы, год выпуска) УМК «Школа России», учебник «Русский язык, 3 класс», авт. Т. Рамзаева, 2010г.

10. Краткая аннотация произведения/работы данная разработка содержит различные виды работы по закреплению и систематизации знаний учащихся с использованием компьютерных технологий.

11. Почтовый адрес участника (с указанием индекса) 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Свердлова, д.69, кв. 13
12. Контактный телефон участника (с указанием федерального кода)
(8-918)9575101

13. Адрес электронной почты участника конкурса tugaevaolga@mail.ru

14. Дополнительная информация, которую бы вы хотели сообщить о себе оргкомитету конкурса педстаж 22 года, воспитываю дочь, 9 лет

15. Согласны ли вы на размещение ваших материалов на сайте учредителя конкурса? Да
16. Каким образом (из какого источника) вы узнали о проведении конкурса?
Интернет

Дата 31.03.2012 Тугаева О. М.

Цикл методических разработок уроков по русскому языку, 3 класс,

по теме «Словосочетание»

Урок № 1. Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о

главных и второстепенных членах предложения.

Урок № 2. Словосочетание.

Урок № 3. Выделение словосочетаний из предложений.

Главное и зависимое слово в словосочетании.

Урок № 4. Контроль знаний.

Урок № 1.

Тема урока: Упражнение в установлении связи слов в предложении.

Закрепление знаний о главных и второстепенных членах

предложения.

Цели урока:

  • развивать умение устанавливать связь слов в предложении;

  • сформировать умение и навык распознавать в предложении главные и второстепенные члены;

  • расширять кругозор младших школьников.

Ход урока:

I. Организация детей на урок. Проверка рабочего места.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Фронтальная работа.

  1. Вставить пропущенные буквы, прокомментировав орфограммы.

Краси_ парк осен(?)ю. Сколько тут берё_, ду_ков, ли_! Д_ревья (на)дели яркий осенний наря__. Ж__лтые и красные лист(?)я падают (на)тр__пинки. По а (л, лл)еям парка гуляют р__бята.

(Каждый отвечающий снимает с доски осенний листок, заготовленные детьми на уроках ИЗО и художественного труда.)

  1. Соедини фразы со знаками препинания.

Что за чудо-великан

Покоряет океан

На носу у великана,

Из носа воды фонтан

?

.

  1. Фонетический анализ слова «КИТ» (устно).

IY. Работа по теме урока:

  1. Минута чистописания: оро оло омо ого

Вставить пропущенные буквы: д . р . г . м . л . к . к . м . д

  1. Словарная работа:

О

рех

гурец

ктябрь

город

  1. Синтаксическая работа.

— Составить предложение, используя словарные слова, и найти подлежащее и сказуемое.

В октябре в огороде дачники собрали последние огурцы.

  1. Работа по учебнику (с. 46-47)

а) упр. 96 (списать предложения, определить главные члены предложения, установить связь между словами)

б) упр. 97 (у доски)

  1. Физминутка.

Рано утром встав с постели

Поднимает Глеб гантели.

Подрастет – поднимет гири.

Станет всех сильнее в мире!

У. Закрепление. Обобщение по теме урока.

Упр. 99 (самостоятельно)

— Сегодня мы с вами что научились делать?

— Как связаны слова в предложении?

— Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?

У1. Выставление оценок.

УП. Домашнее задание: с. 47 правило, упр. 98.

Урок № 2.

Тема: Словосочетание.

Цели урока: • формировать умение находить словосочетания;

развивать навык установления связи слов в предложении;

привитие любви к родному языку, развитие речи.

Ход урока:

1. Организация детей на урок.

П. Фронтальный опрос. Загадка на доске.

  • Определить главные члены предложения, найти слова, связанные между собой по смыслу.

Листья желтые кругом,

Все промокло под дождем.

Заскучала детвора.

Что за грустная пора?

— Как связаны слова в предложении?

— Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?

— Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации?

Ш. Работа по теме:

1) Минута каллиграфии: о оз ор ол

Г В . З Д И К А Г Е . Р Г И Н Г Л А Д И . Л У С

2)Работа над деформированным предложением

(записать, подчеркнуть главные члены предложения):

Маме, букет, подарил, из, папа, гвоздик, красных.

3)Наблюдение над связью слов в предложении:

Подарил (что?) букет

Подарил (кому?) маме

Букет (из чего?) из гвоздик

Гвоздик (каких?) красных

— Сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу и вопросом, называется

словосочетанием. (Чтение правила на стр. 49 учебника.)

1У. Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

У. Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 102 (комментировано, разбор предложений по членам, составление схем.)

  2. Что такое словосочетание?

— При помощи чего можно определить связь слов в предложении?

У1. Домашнее задание: с. 49 правило, упр. 103.

Урок № 3.

Тема: Выделение словосочетаний из предложений. Главное и зависимое слово в

словосочетании.

Цели урока:

  • формировать умение находить словосочетания;

  • развивать навык установления связи слов в предложении;

  • упражнение в распознавании изученных орфограмм.

Ход урока:

1. Организация детей на урок. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы повторим с вами, что такое предложение и словосочетание.

П. Работа по теме:

— Ребята, на уроке мы с вами отправимся в …

А куда, вы узнаете, если соберете слово, поставив карточки в порядке возрастания:

10 15 20 25 30 35 40

з

о

о

к

р

а

п

— Правильно, мы идем в зоопарк.

  1. Давайте откроем наши тетради, путевые листы юных зоологов, и запишем, какого

числа и месяца мы отправляемся в зоопарк. Кстати, кто такие зоологи? Что значит

зоопарк? (лексическое значение слов «зоолог» и «зоопарк».)

  1. Минута каллиграфии: ее ел ен еж

. нот б . лка . жиха

(Фонематическое задание: подчеркнуть слова, где звуков больше, чем букв. Почему?)

  1. Словарная работа.

  • Угрюм, малоподвижен, несколько ленив, питается ягодами, насекомыми, иногда мясом. Про него говорят косолапый.

  • Хитра, изворотлива, смела, любит кур, гусей, уток. В сказках – рыжая плутовка.

  • Труслив, робок, тих, безобиден. Имеет куцый хвост и длинные уши.

Медведь, лисица, заяц.

  1. Работа по учебнику:

а) упр. 104 (прочитать, выписать второе предложение, подчеркнуть подлежащее и

сказуемое)

В зоопарке живут животные из разных стран мира.

б) Выписать словосочетания из данного предложения, определить главное и зависимое

слово при помощи вопроса.

  1. Физминутка. На лужайке, на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ш. Работа по закреплению изученного:

  1. Записать названия животных, вспомнить изученные орфограммы, немного рассказать об особенностях того или иного животного (упражнение по развитию речи).

ПЕСЕ__АПЛ__СТРЕ__АРСУ__АБА__ОСОРО__

  1. Записать шестое предложение из упр. 104, подчеркнуть главные члены предложения, указать словосочетание.

Мальчики наблюдали за змеями.

  1. Составить и записать из слов словосочетания, определить главное и зависимое слово.

кенгуру из леса

забавные слон

африканский из Австралии

волк обезьяны

— Почему слово «Австралия» пишется с большой буквы?

  1. Записать седьмое предложение из упр. 104, определить тип предложения по цели высказывания.

Много нового узнали мы о животных!

1У. Обобщение по теме урока.

— Что на уроке вы сегодня вспоминали? Вам урок понравился?

— За работу на уроке получили оценки следующие ученики…

У. Домашнее задание: упр. 99.

Урок № 4 (вариант 1)

Тема: Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме

«Предложение и словосочетание».

Цели урока: проверка знаний.

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.

П. Контрольное списывание.

Выделить границы каждого предложения и поставить соответствующие знаки препинания.

Осень.

Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики.

Задание: выписать четыре словосочетания, обозначить главное слово «х».

Ш. Самопроверка.

1У. Итог урока.

У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.

Урок № 4 (вариант 2)

Тема урока: Контрольный тест по теме «Предложение и словосочетание».

Цели урока: проверка знаний о предложении и словосочетании, умения выделять

словосочетания в предложениях.

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.

П. Контрольное тестирование.

Тест «Предложение и словосочетание»

  1. Предложение – это …

А) группа слов, которые имеют общее значение

Б) слова, связанные между собой по смыслу

В) законченная мысль человека

  1. Подчеркните предложение.

А) На высоких берегах рек растут дубравы.

Б) Дикие животные в степи.

В) Разнотравье, птицы и насекомые.

  1. Главные члены предложения – это

А) антоним и синоним

Б) подлежащее и сказуемое

В) существительное и глагол

  1. Подчеркните в предложениях главные члены:

Зимой медведи спят в берлогах.

Пихтовые шишки всегда торчат вверх.

Осенью кустики черники сбрасывают листья.

5. Дополни стихотворение. Какой член предложения пропущен?

Белый ____________, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Пропущено ______________________.

6.Словосочетание – это …

А) подлежащее и сказуемое

Б) два слова, связанные между собой по смыслу

В) три слова, которые отвечают на один вопрос

7.Подчеркнуть словосочетания.

Гималайский медведь, волк воет, орехи в дупле, растет на земле, на крутых склонах, орел парит.

8.Выписать из предложения словосочетания.

Осенью стайки дроф с птенцами кормятся в степи.

9.Определить главное и зависимое слова в словосочетаниях.

степная вишня живет в норах ночью спят

серая куропатка роют в земле за длинные уши

10. Из словосочетаний составить предложение.

Бежит неторопливо, по белому снегу, рыжая плутовка.

_____________________________________________________________________________

Ш. Самопроверка.

1У. Итог урока.

У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here