Конспект урока по русскому языку (развитие речи)
Предмет: русский язык (развитие речи)
Класс: 3
Тема: Обучающее изложение на основе типа текста – рассуждения: «Какие бывают дупла?» (по Н.И. Сладкову).
Единица содержания: способ анализа текста с определением типа текста для написания обучающего изложения.
Обучающий аспект: — научиться анализировать текст по схемам
(определять тему, идею автора, тип текста и его
структуру) на данном примере текста; научиться
составлять план; уметь пересказывать
текст по схеме «компрессия текста»; учиться
письменно передавать содержание текста близко
к авторскому; учиться планировать свою дея-
тельность на уроке.
Развивающий аспект: — развивать орфографическую зоркость (определять
орфограммы в словах); пополнять словарный запас
(уточнять смысл непонятных слов); развивать речь
(устную и письменную); развивать речевую актив-
ность (высказывать свои мысли, аргументировать);
развивать контроль и самоконтроль при выполнении
самостоятельной работы; развивать мыслительные
операции: анализ (анализ текста по схеме), синтез
(при пересказе текста по плану), обобщение (работа
с орфограммами при определении правила данной
орфограммы); развивать память (зрительную, слу-
ховую).
Воспитательный аспект: — воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать
бережное отношение к слову, прививать навыки вдум-
чивого чтения, и умения аргументировано высказы-
вать свою точку зрения; аккуратность в записях,
воспитывать любовь к природе на примере
произведений Н.И. Сладкова.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока: I. Подготовительный этап. (Орг.м. Целеполагание. Мотивация на тему). II. Применение знаний. (Работа с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Лексическая и орфографическая подготовка). III. Контроль и самоконтроль. (Самостоятельная работа. Написание изложения). IV. Итог на рефлексивной основе.
Граница знания и незнания: Знают: обучающиеся знают типы текстов; характеристику типов текста по его структуре;
умеют анализировать текст по схемам: («антиципация по заглавию», «по вопросам и приёмам фотографирования», по схеме «компрессия текста»); знакомы с творчеством Н.И. Сладкова.
Не знают: обучающиеся не знакомы с текстом: «Какие
бывают дупла?» по Н.И. Сладкову; обучающиеся учатся
самостоятельно анализировать текст по схемам, состав-
лять план для текста типа – рассуждения; пересказывать
текст по схеме «компрессия текста»; учатся
самостоятельно письменно оформлять содержание
текста по типу — рассуждения.
Универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные действия: — учатся целеполаганию исходя из темы и задач поставленных на уроке; учатся планированию своей деятельности (формулируют в устной форме), есть план работы зафиксированный в письменной форме на листке по самооцениванию своей деятельности на уроке; учатся прогнозировать свои шаги успешности и неуспешности по оценке данной учителем, одноклассникам, своей внутренней оценке; учатся контролировать свои действия и свою деятельность на уроке через выполнения самостоятельной работы и по листку самооценивания; учатся коррекции при выполнении самопроверки своей работы, с личением образца; сравнивают свою деятельность на уроке с деятельностью других учащихся; учатся оценивать и проявлять свою волевую саморегуляцию на этапе: итог на рефлексивной основе и заполнении листка по самооцениванию своей деятельности на уроке.
Познавательные универсальные действия: — общеучебные УУД: — учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель исходя из темы урока; учатся работать с графическими записями: таблицами, схемами, моделями; учатся осознанному
и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; учатся извлечению необходимой информации из прослушанного текста; учатся определять основную и второстепенную информацию исходя из поставленной перед ними целью.
— логические УУД: — учатся анализировать текст с целью выделения признаков (существенных, несущественных); учатся обобщать, сравнивать, классифицировать в заданиях при анализе текста, при подготовке лексической и орфографической; учатся доказывать своё суждение; учатся выдвигать свою гипотезу и её обосновывать. — постановка и решение проблемы: — учатся самостоятельно находить способ решения проблем творческого и поискового характера (работая в группах).
Коммуникативные универсальные учебные действия: — учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в парной, в групповой формы работы на уроке; учатся монологической (ответы) и диалогической (в паре) формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Личностные: — на этапе итога на рефлексивной основе ученик начинает задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и учится находить ответ на него; каждый ученик старается соблюдать, действовать и демонстрировать своё поведение на уроке согласно обще принятым нравственно-этическим нормам.
Конспект урока:
Деятельность учащихся: | |
2. Мотивация на тему. Загадка про дятла. ИКТ слайд №1 И акробат прекрасный. (дятел) найти и узнать информацию из разных источников). Текст называется: «Какие бывают дупла?» (Анализ текста по заглавию). Попробуйте спрогнозировать по заглавию текста: тему (о ком? Про что? или о чём?), какого типа может быть текст с таким название?
|
Отвечают на вопросы, беседуют по теме.
Ответы учащихся. Версии предполагаемых тем (про дятла, про дупла и т.п.).
Ответы учащихся: природу, живой.
Ответы учащихся: про дупла животных, кто их строит, кто в них живёт и т.п. или о видах, какими могут быть дупла и т.п. |
Межэтапная связь. (прогнозированиях). И сможем перейти к решению од-
| Начинают работать с листком по самооцениванию. Могут работать с Листком по самооцениванию на каждом этапе, а могут заполнить его в конце |
II. Применение знаний. — Какова тема, идея автора в этом тексте?
— Как же правильно определить какого типа именно этот текст? Для этого надо вспомнить, какие есть типы текс- тов, каким способом их можно отличать друг от друга, можно будет отнести наш текст к данному типу текста. Я предлагаю вам проверить и уточнить свои знания
Давайте вспомним структуру каждого типа текста. Проверим, действительно наш текст соответствует структуре текста по типу – рассуждения. ИКТ слайд №6 (SMART). Определения типа текста по его структуре.
Докажите, что вы правы. Что этот текст относится к типу рассуждения. *Для этого я предлагаю вам выполнить это задание в группах. Правила работы текст на три абзаца и наклейте их в модели (схеме) согласно данной структуре текста. Проверим ваше Учитель оценивает работу в группах. Подтверждает Работа по составлению плана к тексту проходит коллективно на интерактивной доске. — *Какую теперь можно решить задачу, чтобы лучше передать (запомнить) содержание текста? Перейдём к решению ещё одной важной задачи, кото- рая поможет вам запомнить содержание данного текс- та. Поработаем со схемой помощницей в подготовке пересказа текста («компрессия текста»). Когда вы заполните свою схему – помощницу по пе- Работа в парах. Пересказ текста по схеме – Пара, которая будет готова пересказать всем, мы проверим. Проверяется пара, готовая по пересказу дан-ного текста.
-*Какую нам надо выполнить задачу, чтобы грамотно написать текст? ке написания текста. Слова для справок: различает, дупляного, днюют, охота, пря-
|
Учащиеся слушают текст на слух. Сверяют свои версии и делают уточне- ния по услышанному тексту. Варианты заглавий текста могут предложить ребята: дупла, загадки леса и т.п. Тема: про дупла в лесу и их приме- Читают текст «про себя».
Ответы учащихся: тексты бывают по типу: описательные, повествовательные,
Учащиеся на интерактивной доске Определяют, что по одной из этих характеристик подходит наш текст. Отвечает на вопрос: Почему? Фотографировать нельзя. Учащиеся читают характеристику Делают вывод, что наш текст соответст- вует типу – рассуждения.
*Работа в группах. Устно проговаривают правила работы в группе. Модель (схема) разбора текста типа – рассуждения для текста «Какие бывают дупла?».
*Ответы: составить план.
Коллективно составляют план к тексту. Записывают план в тетрадях. *Пересказать текст. Проверить память.
Учащиеся индивидуально работают по схеме «компрессия текста». В парах пересказывают текст друг другу.
*Ответы учащихся: надо выполнить лек- сическую и орфографическую подготовку. На индивидуальных листочках ческую подготовку. доске по определению каждой группы слов, к какой орфограмме их можно отнести. |
Межэтапная связь Как вы думаете для чего мы сейчас провели такую боль- шую работу по анализу текста, по подготовке лексичес- кой и орфографической написанию текста? К какой | Ответы учащихся: Для того, чтобы Цель: написать текст близко к авторскому. |
III.Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа. Изложение по теме: Памятка по написанию изложения. | Учащиеся пишут самостоятельно изло- жение по теме: «Какие бывают дупла?». Пользуются памяткой по написанию изложения, словами для справок, схемой помощницей по пересказу. |
Межэтапная связь Теперь, наверное, каждому хотелось бы проанализиро- вать себя, что у меня хорошо получилось, что не очень. изложения на следующем уроке по развитию речи. |
Учащиеся заполняют листки по самооцениванию. |
IV.Итог на рефлексивной основе. ИКТ слайд №10 (SMART). Итог на рефлексивной — Сегодня на уроке я узнал/а (научил/а (ся/сь) … — Сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание… — Сегодня на уроке мне было сложно … — Эти знания мне пригодятся … * Чему учит нас умение писать изложения?
| Учащиеся отвечают на вопросы по |
Этапы урока: I. Подготовительный этап. (Орг.м. Целеполагание. Мотивация на тему). II. Применение знаний. (Работа с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Лексическая и орфографическая подготовка). III. Контроль и самоконтроль. (Самостоятельная работа. Написание изложения). IV. Итог на рефлексивной основе.