Конспект урока по русскому языку (развитие речи)
Предмет:
русский язык (развитие речи)
Класс:
3
Тема: Обучающее изложение на основе типа текста – рассуждения: «Какие бывают дупла?» (по Н.И. Сладкову).
Единица содержания: способ анализа текста с определением типа текста для написания обучающего изложения.
Обучающий аспект: — научиться анализировать текст по схемам
(определять тему, идею автора, тип текста и его
структуру) на данном примере текста; научиться
составлять план; уметь пересказывать
текст по схеме «компрессия текста»; учиться
письменно передавать содержание текста близко
к авторскому; учиться планировать свою дея-
тельность на уроке.

Развивающий аспект: — развивать орфографическую зоркость (определять
орфограммы в словах); пополнять словарный запас
(уточнять смысл непонятных слов); развивать речь
(устную и письменную); развивать речевую актив-
ность (высказывать свои мысли, аргументировать);
развивать контроль и самоконтроль при выполнении
самостоятельной работы; развивать мыслительные
операции: анализ (анализ текста по схеме), синтез
(при пересказе текста по плану), обобщение (работа
с орфограммами при определении правила данной
орфограммы); развивать память (зрительную, слу-
ховую).

Воспитательный аспект: — воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать
бережное отношение к слову, прививать навыки вдум-
чивого чтения, и умения аргументировано высказы-
вать свою точку зрения; аккуратность в записях,
воспитывать любовь к природе на примере
произведений Н.И. Сладкова.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока: I. Подготовительный этап. (Орг.м. Целеполагание. Мотивация на тему). II. Применение знаний. (Работа с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Лексическая и орфографическая подготовка). III. Контроль и самоконтроль. (Самостоятельная работа. Написание изложения). IV. Итог на рефлексивной основе.

Граница знания и незнания: Знают: обучающиеся знают типы текстов; характеристику типов текста по его структуре;
умеют анализировать текст по схемам: («антиципация по заглавию», «по вопросам и приёмам фотографирования», по схеме «компрессия текста»); знакомы с творчеством Н.И. Сладкова.

Не знают: обучающиеся не знакомы с текстом: «Какие
бывают дупла?» по Н.И. Сладкову; обучающиеся учатся
самостоятельно анализировать текст по схемам, состав-
лять план для текста типа – рассуждения; пересказывать
текст по схеме «компрессия текста»; учатся
самостоятельно письменно оформлять содержание
текста по типу — рассуждения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные действия: — учатся целеполаганию исходя из темы и задач поставленных на уроке; учатся планированию своей деятельности (формулируют в устной форме), есть план работы зафиксированный в письменной форме на листке по самооцениванию своей деятельности на уроке; учатся прогнозировать свои шаги успешности и неуспешности по оценке данной учителем, одноклассникам, своей внутренней оценке; учатся контролировать свои действия и свою деятельность на уроке через выполнения самостоятельной работы и по листку самооценивания; учатся коррекции при выполнении самопроверки своей работы, с личением образца; сравнивают свою деятельность на уроке с деятельностью других учащихся; учатся оценивать и проявлять свою волевую саморегуляцию на этапе: итог на рефлексивной основе и заполнении листка по самооцениванию своей деятельности на уроке.

Познавательные универсальные действия: — общеучебные УУД: — учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель исходя из темы урока; учатся работать с графическими записями: таблицами, схемами, моделями; учатся осознанному
и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; учатся извлечению необходимой информации из прослушанного текста; учатся определять основную и второстепенную информацию исходя из поставленной перед ними целью.

логические УУД: — учатся анализировать текст с целью выделения признаков (существенных, несущественных); учатся обобщать, сравнивать, классифицировать в заданиях при анализе текста, при подготовке лексической и орфографической; учатся доказывать своё суждение; учатся выдвигать свою гипотезу и её обосновывать. постановка и решение проблемы: — учатся самостоятельно находить способ решения проблем творческого и поискового характера (работая в группах).

Коммуникативные универсальные учебные действия: — учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в парной, в групповой формы работы на уроке; учатся монологической (ответы) и диалогической (в паре) формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Личностные: — на этапе итога на рефлексивной основе ученик начинает задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и учится находить ответ на него; каждый ученик старается соблюдать, действовать и демонстрировать своё поведение на уроке согласно обще принятым нравственно-этическим нормам.

Конспект урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  • Подготовительный этап.
    1. Орг.м. Сообщение темы урока, целей и задач. Учитель сначала предлагает самим уч-ся сформулировать цели на урок исходя из темы. Затем знакомить с конкретными целями урока. Целеполагание. Планирование учебной деятельности на урок учащимися. Знакомство с листком
    по самооцениванию.
    Тема: Обучающее изложение
    «Какие бывают дупла?» (По Н.И. Сладкову). Цели: — учиться анализировать текст по схемам (прогнозировать по заглавию, определять основную мысль, идею автора,
    тип текста, его структуру); делить текст на части и составлять план к тексту; учиться
    пересказывать текст (с использованием схемы «компрессия текста»); учиться письменно передавать содержание текста близко к авторскому;
    развивать орфографическую зоркость; пополнять словарный запас слов; развивать речь (устную и письменную); развивать речевую активность; развивать контроль и самоконтроль;
    воспитывать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к природе на примере произведений Н.И. Сладкова.
    Учитель обобщает ответы учащихся по формулированию целей и планируемой учебной деятельности на уроке
    самими учащимися и предлагает познакомиться с листком по самооцениванию, где учащиеся смогут контролировать свою деятельность на уроке.
    *Тема урока записана на доске. Учащимся названия текста
    не показывается. С названием текста учитель предупреждает учащихся, вы познакомитесь чуть позже.

2. Мотивация на тему. Загадка про дятла. ИКТ слайд №1
(SMART). Отгадайте загадку. Кто это может быть?
Хоть я не молоток —
по дереву стучу.
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел)
*вар. допол. Загадки про дятла.
Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Беседа. Расскажите. ИКТ слайд №2 (SMART)
Что вы знаете про дятлов? * Допол. информацию про
дятла может рассказать учитель
. (Про его возможность удерживаться на дереве в вертикальном положении).
Что часто встречается в стволе дерева после работы
дятла?
Гнёзда дятлы часто устраивают в дуплах сухих деревьев, причём, обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старые занимают новые жильцы, но не дятлы.
*– Как ещё образуются дупла в стволе дерева?
(На этот вопрос вы можете ответить сами, если захотите

найти и узнать информацию из разных источников).
Как вы думаете, а зачем я вам загадала загадку про
дятла и говорили про дупла?
Вы хотите узнать, как называется текст, по — которому будем писать изложе-
ние и узнать его автора?
ИКТ слайд №3 (SMART). Знакомство с автором текста и
с его названием.
Сегодня мы напишем изложение по рассказу Н.И. Слад-
кова.
Многим из вас знаком этот писатель, произведения,
которого вы могли читать на уроках литературного
чтения или в кругу
«Семейного чтения». Попробуйте продолжить моё высказывание, можно ответить хором.
Н.И. Сладков – писатель, который хорошо знал ___, постоянно вёл наблюдения за представителями ____ природы.

Текст называется: «Какие бывают дупла?» (Анализ текста по заглавию). Попробуйте спрогнозировать по заглавию текста: тему (о ком? Про что? или о чём?), какого типа может быть текст с таким название?
В чём необычность заглавия этого текста?
* — Чтобы проверить ваши прогнозирования по заглавию,
что надо сделать? К какой можно теперь перейти цели?

  • Орг.м. Готовность к уроку.
    Слушают тему урока. Целеполагание. Формулируют основные учебные цели. Знакомятся с задачами урока.
    Планируют свою учебную деятельность на урок, исходя из темы, целей и задач урока. Уточняют цели и задачи, стоявшие перед ними на этом уроке с помощью учителя. Знакомятся с листком по самооцениванию, где смогут контролировать свою деятельность на уроке.

  • Слушают и отгадывают загадку.
    Ответ: дятел.

Отвечают на вопросы, беседуют по теме.

Ответы учащихся. Версии предполагаемых тем (про дятла, про дупла и т.п.).

Ответы учащихся: природу, живой.

Ответы учащихся: про дупла животных, кто их строит, кто в них живёт и т.п. или о видах, какими могут быть дупла и т.п.
В этом заглавии есть вопрос. Значит, в тексте может быть на него ответ. Возможно, это текст по типу может быть: описание, может быть рассуждение, а может быть и повествования.
*Надо прочитать текст.

Межэтапная связь.
Чтобы проверить, насколько верно мы отвечали на
эти вопросы, нам надо познакомиться с самим текстом.
Посмотреть в чём мы были близки в своих версиях

(прогнозированиях). И сможем перейти к решению од-
ной из основных учебных задач: учится анализировать. текст. А все ранние выполненные вами задания помогут лучше понять содержание текста.

Начинают работать с листком по самооцениванию. Могут работать с

Листком по самооцениванию на каждом этапе, а могут заполнить его в конце
урока.

II. Применение знаний.
1. Знакомство с текстом. Текст читает учитель.
2. Работа с текстом и его анализ. Проверка
выдвинутых версий по прогнозированию темы и типа текста.
Какое вы бы могли дать название этому тексту?
(Рассказ Н.И. Сладкова называется просто «Дупла»).

Какова тема, идея автора в этом тексте?
3.Чтение текста учащимися про себя. Можно прочитать текст с доски, можно прочитать текст по индивидуальной карточке. ИКТ слайд №4 (SMART).
Теперь прочитайте текст про себя. – Какие слова для
вас были непонятны? Кто знает значение данных слов?

Как же правильно определить какого типа именно этот текст? Для этого надо вспомнить, какие есть типы текс-

тов, каким способом их можно отличать друг от друга,
какую структуру имеет каждый тип текста.
Тогда точно

можно будет отнести наш текст к данному типу текста.

Я предлагаю вам проверить и уточнить свои знания
по определению типов текста следующим способом.

ИКТ слайд №5 (SMART). Способ определения типа
текста по схеме (
«по вопросу и приёму
фотографирования
»). Заполните таблицу по определению типа текста.

Давайте вспомним структуру каждого типа текста. Проверим, действительно наш текст соответствует

структуре текста по типу – рассуждения.

ИКТ слайд №6 (SMART). Определения типа текста по его структуре.

Докажите, что вы правы. Что этот текст относится к типу рассуждения. *Для этого я предлагаю вам выполнить это задание в группах. Правила работы
в группе.
Задание в группах
. Найдите в тексте три части (тезис, аргументы с доказательствами и вывод). Разрежьте

текст на три абзаца и наклейте их в модели (схеме)

согласно данной структуре текста. Проверим ваше
задание на интерактивной доске.
ИКТ слайд №7 (SMART). Модель (схема) текста – рассуждения для текста «Какие бывают дупла?».

Учитель оценивает работу в группах. Подтверждает
верно выполненное задание. – *К какой теперь можно
перейти к решению задачи на уроке?
Теперь можно перейти к составлению плана к тексту.

Работа по составлению плана к тексту проходит коллективно на интерактивной доске.
ИКТ слайд №8 (SMART). Составление плана к тексту.

— *Какую теперь можно решить задачу, чтобы лучше передать (запомнить) содержание текста?

Перейдём к решению ещё одной важной задачи, кото-

рая поможет вам запомнить содержание данного текс-

та. Поработаем со схемой помощницей в подготовке

пересказа текста («компрессия текста»).

Когда вы заполните свою схему – помощницу по пе-
ресказу, то перескажите этот текст друг другу в паре.

Работа в парах. Пересказ текста по схеме –
помощнице.

Пара, которая будет готова пересказать всем, мы проверим. Проверяется пара, готовая по пересказу дан-ного текста.

-*Какую нам надо выполнить задачу, чтобы грамотно написать текст?
Перейдём к лексической и орфографической подготов-

ке написания текста.
ИКТ слайд №9 (SMART). Лексическая и
орфографическая подготовка написания текста.
Сначала учащимся предлагается индивидуально заполнить пропущенные буквы, а затем проверить и коллективно поработать на интерактивной доске. Определить к какой орфограмме относятся группы слов, с пропущенными буквами.

Слова для справок: различает, дупляного, днюют, охота, пря-
чет, положит, проводит, зимнюю, столько, сколько.

Учащиеся слушают текст на слух.

Сверяют свои версии и делают уточне-

ния по услышанному тексту.
Тема: о том, сколько дупел, столько и загадок (идея автора).

Варианты заглавий текста могут предложить ребята: дупла, загадки леса и т.п. Тема: про дупла в лесу и их приме-
нение. Идея: наблюдать и видеть какие
могут быть дупла в лесу.

Читают текст «про себя».
Уточняют смысл непонятных слов.

Ответы учащихся: тексты бывают по типу:

описательные, повествовательные,
рассуждения.

Учащиеся на интерактивной доске
заполняют таблицу по определению типа текста.

Определяют, что по одной из этих характеристик подходит наш текст.
Это текст по типу – рассуждения.

Отвечает на вопрос: Почему? Фотографировать нельзя.

Учащиеся читают характеристику
структуры текста и определяют его тип.

Делают вывод, что наш текст соответст-

вует типу – рассуждения.

*Работа в группах. Устно проговаривают правила работы в группе. Модель (схема) разбора текста типа – рассуждения для текста «Какие бывают дупла?».

*Ответы: составить план.

Коллективно составляют план к тексту.

Записывают план в тетрадях.

*Пересказать текст. Проверить память.
(Потренировать память).

Учащиеся индивидуально работают

по схеме «компрессия текста».

В парах пересказывают текст друг другу.

*Ответы учащихся: надо выполнить лек-

сическую и орфографическую подготовку.

На индивидуальных листочках
выполняют лексическую и орфографии-

ческую подготовку.
Коллективно работают на интерактивной

доске по определению каждой группы

слов, к какой орфограмме их можно

отнести.

Межэтапная связь

Как вы думаете для чего мы сейчас провели такую боль-

шую работу по анализу текста, по подготовке лексичес-

кой и орфографической написанию текста? К какой
теперь можно перейти задачи урока?( к самостоятельному написанию изложения во время
которого будите учиться самостоятельно
контролировать свои действия и знания.

Ответы учащихся: Для того, чтобы
лучше, точнее передать содержание
текста и грамотнее его написать.

Цель: написать текст близко к авторскому.

III.Контроль и самоконтроль.

Самостоятельная работа. Изложение по теме:
«Какие бывают дупла?».

Памятка по написанию изложения.

Учащиеся пишут самостоятельно изло-

жение по теме: «Какие бывают дупла?».

Пользуются памяткой по написанию

изложения, словами для справок, схемой

помощницей по пересказу.

Межэтапная связь

Теперь, наверное, каждому хотелось бы проанализиро-

вать себя, что у меня хорошо получилось, что не очень.
Для этого заполните свой листок по самооцениванию.
Это для меня тоже очень важно. Чтобы мы смогли луч-
ше спланировать свою работу на уроке по написанию

изложения на следующем уроке по развитию речи.

Учащиеся заполняют листки по самооцениванию.

IV.Итог на рефлексивной основе.

ИКТ слайд №10 (SMART). Итог на рефлексивной
основе.

Сегодня на уроке я узнал/а (научил/а (ся/сь) …
Сегодня на уроке я смог/ ла …

Сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание…

Сегодня на уроке мне было сложно …

Эти знания мне пригодятся … *

Чему учит нас умение писать изложения?

Учащиеся отвечают на вопросы по
итогам на рефлексивной основе.
Письменно оценивают свою работу в
листке по самооцениванию.

Этапы урока: I. Подготовительный этап. (Орг.м. Целеполагание. Мотивация на тему). II. Применение знаний. (Работа с текстом. Анализ текста. Составление плана. Пересказ текста. Лексическая и орфографическая подготовка). III. Контроль и самоконтроль. (Самостоятельная работа. Написание изложения). IV. Итог на рефлексивной основе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here