Урок аукцион по русскому языку 4 класс

Цель: Обобщить знания  об имени существительном. Развивать умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания.

ЗАДАЧИ: закрепить умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний; развивать орфографическую зоркость , наблюдательность, логическое мышление воспитывать внимательное отношение к слову, к русскому языку;Ход урока.
1.    Оргмомент.
Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «Аукцион знаний по русскому языку». На продажу выставлена поистине бесценная «вещь», купить которую сможет любой ученик, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут знания, полученные на уроках, внимание и сообразительность.
2.    Сообщение темы и цели урока.
А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает!
Отгадайте загадку.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
-О какой части речи говорится в загадке?
-Как вы догадались?
-Сегодня на продажу выставлено «Имя существительное».
На доске появляется табличка «Имя существительное».
-Но купить имя существительное сможет только тот, кто выполнит правильно все задания и наберёт больше всех баллов. Цена правильного ответа 5 баллов.
1. Разминка.
-Посмотрите на слова, которые записаны на доске: у дорог…, за друг…, на тропинк…,
о смелост…, к Глеб…
— Что общего в этих словах? (Имена существительные.)
-Чем они отличаются? (Разное окончание и склонение.)
Запишите только окончания. (Проверка: и,ом,е,и,у)

— Это была разминка. А сейчас мы начинаем аукцион.
3. Проверка домашнего задания.
Звучит удар гонга.
а) Фронтальный опрос.
-Какая часть речи продаётся у нас на аукционе?
-Что вы знаете об имени существительном?
Дети отвечают по очереди, сменяя друг друга. Пока звучит ответ одного ученика, другой уже готовит дополнение. Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание. Учитель троекратно отстукивает окончание торгов. Пять баллов (жетон) получает тот ученик, чьё высказывание было последним.
4) Тест.
-Сейчас вам надо выполнить тест, который покажет, как вы дома повторили тему «Имя существительное».
Тест «Имя существительное».
1. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: стоял у берёзы, сделать для друга, не вынешь из пруда?
      А) в им. п.                           Б) в род. п.                                     В) в вин. п.
2. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?
      А) в род. п.                          Б) в дат. п.                                      В) в предл.п.
3. В каком падеже имена существительные всегда употребляются с предлогом?
      А) в тв. п.                             Б) в вин. п.                                     В) в предл.п.
4. О каком падеже идёт речь: «Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом?»
      А) о вин. п.                          Б) об им. п.                                      В) о род. п.
5. Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: таскает в нору, пришёл на работу, увидел медведя стоят в винительном падеже?
      А) Да
      Б) Нет
6. О каком падеже идёт речь: « Имена существительные отвечают на вопросы (кем? чем?) и употребляются с предлогами: с, за, под, между, над?»
      А) о дат. п.                             Б) о тв. п.                                     В) о предл. п.
Дети работают самостоятельно. Звучит удар гонга.

Взаимопроверка: б,б,в,б,а ,б    
    За правильно выполненную работу дети получают жетон.

7.    Закрепление пройденного материала.
а) Словарная работа.
-Аукцион продолжается. Следующее задание, с которым вам надо справиться – это вставить пропущенные буквы в словах с непроверяемыми гласными и записать данное слово в нужном падеже:
х…зяйство – (П.п.)……………….
ш…ссе – (Д.п.)…………..
сам…лёт – (Т.п.)…………
библии…тека – (В.п.)…………..
д …рога – (Р.п.)…………
Взаимопроверка. За правильную работу получают жетон.
Звучит удар гонга.
б) Работа в группах.
-А теперь давайте поиграем.
Сильный ветер вдруг подул,
      Все листочки в кучу сдул.
      Вы тихонько подходите
      И порядок наводите.
      -Следующее задание — просклонять существительное дорога.
      -Что значит просклонять имя существительное? (Изменить окончание имени       существительного по вопросам.)
   Дети получают листочки, на которых написаны падежи, вопросы и слово дорога      стоит в разных падежах.
   -Кто вперёд найдёт соответствие падеж-вопрос-окончание.  
  кого? чего?    И.п. дорога
.  кем? чем?    Д.п. дорогу
   кого? что?    Т.п. о дороге
  о ком? о чём?    Р.п. дорогой
  кому? чему?    В.п. дороги
  кто? что?    П.п. дороге
Команда, которая быстрее и правильно выполнит работу, получает жетоны.
Звучит удар гонга.

Физкультурная минутка.
Если существительное 1 склонения – наклон вперёд.
Если существительное 2 склонения – хлопки в ладоши.
Если существительное 3 склонения – присесть.
•    У меня пропал носок,
Утащил его…. (щенок.)
•    Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит…..(черепаха.)
•    Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна ….(тетрадь.)
•    Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я …..(свёкла.)
•    Он соло пел среди ветвей,
Его назвали….(соловей.)
•    Под берёзами, где тень,
Притаился старый ….(пень.)
•    Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная….(картошка.)
•    На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков….(горох.)
•    По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? (Кровать.)
в) Игра «Исправь ошибку».
-Продолжаем аукцион и следующее задание. Вспомните алгоритм написания безударного окончания существительного. Что надо сделать?
Памятка
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1.    Определить падеж.
2.    Определить склонение.
3.    Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Слова – помощники.
1 –е склонение                  2- е склонение                       3- е склонение
земля                                       окно                                         степь
                                           
-Ученик допустил ошибки, исправьте их.
Помогал Светлани. Ехал в автобусе. Учебник по математики. Думал о брате. Подлетел к сирени. Построили в Рязане. Прошёл к веранде. Появился в шуби.
Дрожал от холода.
Дети проверяют работу. Звучит удар гонга.
г) Выборочный диктант.
-Выпишите словосочетания:
1 вариант – в дат. п.
2 вариант – в предл. п.
-Какое словосочетание лишнее?  (Дрожал от холода.)
-Почему?
-А как вы понимаете «дрожал от холода»?
-Кто может дрожать от холода?  (Звери, птицы.)
д) Самостоятельная работа.
Белый снег пушистый
В воздухе(3) кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
-Прочитайте отрывок из стихотворения.
-Что обозначает цифра «3»?  (Морфологический разбор.)
— Сделайте самостоятельно разбор слова  в воздухе.
На столе у слабых учащихся лежит схема разбора.
Проверка работ. Дети получают жетоны за правильно выполненную работу.
Звучит удар гонга.
8.    Итог.
-Подводя итоги нашего аукциона знаний, заполните таблицу.

падеж

первое

склонение

Второе

склонение

Третье

склонение

окончание

Р.п.    кого? чего?       

Д.п.    кому? чему?       

    П.п.    о ком? о чём?           

Проверка таблицы.
-Я благодарю всех участников аукциона. А сейчас самое приятное – награждение победителей аукциона.
Подсчитываются жетоны. У кого их оказалось больше, тот и стал победителем.
Вручаются дипломы.
-Всем спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here