Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Славгорода Алтайского края
Урок для 2 класса по теме: «Правописание парных согласных на конце слова
и перед согласными»
Выполнила: Слизкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов
г.Славгород 2013
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»
Задачи: формировать умения УУД
Предметные:
-
формировать умение видеть орфограмму;
-
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
-
развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
-
развивать внимание, мышление, речь;
-
уметь выдвигать гипотезы;
-
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
-
уметь строить работу с партнёрами;
-
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
-
уметь оценить свою работу и работу товарища;
-
уметь находить причину успеха работы.
Перечень условий: для учителя — мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока, сундучок, карточки с предполагаемыми целями урока; для учеников – в конвертах на столе вырезанные согласные, смайлики, учебники, тетради.
для учащихся – листочки для алгоритма, смайлики.
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий | |
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
| Мотивирование к учебной деятельности. Цель: осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Физминутка
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Включение в систему знаний и повторений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
| Учащиеся показывают свою готовность к уроку.
Дети высказывают свое понимание высказывания.
Ученики пишут в рабочих тетрадях.
Дают характеристику буквы.
Записывают слова – народ, город, вокруг, сугроб, тетрадь.
– Это словарные слова. – Словарные слова проверяют по словарю.
– Не все слова есть в словаре. Слово «сугроб» не является словарным. Дети показывают смайлики.
– В слове «сугроб» орфограмма – парная согласная в слове.
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока. – Уметь находить парные согласные в слове. – Уметь находить «опасные места» в слове. – Знать способ проверки парных согласных. – Уметь проверять парные согласные.
– Работать в парах. – Работать с учебником. – Узнать новые словарные слова. – Отгадывать загадки.
– Мы будем учиться проверять парные согласные.
Ученики по очереди с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их. В конвертах у детей буквы – П, З, Г, Д, Ф, Ш, Р, С, Ж, Б, К, В, Т, Х. – Получились пары букв: Б – П, Д – Т, З – С, Ж – Ш, Г – К, В – Ф. – Без пары остались Х и Р – они не парные. Х – обозначает всегда глухой звук, Р – всегда звонкий звук.
– Не все слова пишутся так, как произносятся. – В слове нож слышится звук «ш», а пишется буква «ж». – В слове велосипед слышится звук «т», а пишется буква «д». – В слове лодка слышится звук «т», а пишется буква «д». – В слове носорог слышится звук «к», а пишется буква «г».
– Орфограммами являются парные согласные, которые стоят в конце слова или перед согласной.
Ученики читают слова Тропа Морковный Сказочка Рыба
Сказка Рыбка Морковь Тропка
– Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
– Проверять нужно парную согласную в корне, на конце слова. – Проверять нужно в корне, на конце слова. – Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
Работа в группах. Детям раздаются листочки с будущим алгоритмом. ЧТО___________ ГДЕ______________ КАК______________ К каждому пункту ученики предлагают свои варианты действий.
Работа организуется в группе по 4 человека. Устно проговаривается алгоритм, ученики записывают в тетрадях только слова с орфограммами.
Учащиеся проговаривают алгоритм действий, объясняя орфограмму. Работа организуется фронтально, с помощью веера букв.
Учащиеся записывают словосочетания: жидкая каша, легкие сапожки, крепкие орешки, близкий друг.
Ребятам предлагается на доске повесить таблички с теми целями, которых они достигли на уроке. (Таблички из сундука желаний)
| – Прозвенел для нас звонок -Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться.
Помогать учиться сегодня нам будут гномики. Они приготовили много интересных заданий.
– Начать наш урок я хотела бы с фразы А.Н.Толстого «Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.» – Как вы понимаете это высказывание? – Давайте поработаем над красотой письменной речи. – Вспомним каллиграфическое написание заглавной и строчной буквы Д. – Назовите элементы буквы. Письмо буквы. – Дайте характеристику буквы. Назовите пару.(д-т)
Гномики написали вам слова [нарот] , [горат ], [вакрук], [сугроп ], [титрат’]
– Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обозначая их буквами. – Какие слова вы написали? Как их можно назвать? – Как можно проверить их написание? – Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.
– Что можете сказать о своей работе? Все ли слова вам удалось найти в словаре? – Оцените свою работу с помощью смайлика.
– Какая орфограмма в слове «сугроб»? Правильно ли вы написали слово? Почему?
– Тема нашего урока «Правописание парных согласных в слове». – Чему вы хотели бы научиться на уроке? Давайте составим свой сундучок желаний. — В течение урока мы ответим на вопросы: Что? Где? надо Как? проверять Чем?
– Какие виды работ вы хотели бы выполнить на уроке?
– Итак, первый вопрос, который мы определили, ЧТО мы должны научиться проверять?
– Какие согласные мы называем парными? Какие пары они образуют? – Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю следующее задание. На партах у вас в конвертах лежат вырезанные буквы. С закрытыми глазами по очереди вы достаете букву, называете её. Когда все буквы будут на парте, выберите буквы, которые обозначают парные согласные и разделите их по парам.
– Назовите пары согласных, которые у вас получились. Какие буквы остались без пары? Почему? Физминутка. Ребята, а сейчас мы с вами проведем физминутку для глаз. Смотрите на слайды и за движением предметов наблюдайте только глазками.
– Следующий наш вопрос, который мы поставили в начале урока, ГДЕ мы должны проверять парные согласные? – Где в слове парные согласные нужно проверять, а где проверка не нужна?
– Отгадайте загадки, которые принесли гномики.
Грибникам он очень нужен, Без него не сваришь ужин, На охоту не пойдешь, Что же это? Это …
Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно, Жаль вот только – гривы нет… Что за конь? …
Кто один имеет рог? Угадали? …
К лежебоке у реки
– Прочитайте данные слова. Произнесите слово, соотнесите буквенную запись слова со звуковым произношением. Сделайте вывод.
– Есть ли еще парные согласные в словах? Являются ли они орфограммами? – Сделайте вывод, где стоят парные, которые нужно проверять?
– Последний вопрос, на который мы должны сегодня ответить, КАК надо проверять парные согласные?
– На домиках гномиков записаны слова. Прочитайте слова. – В каких словах написание выделенных букв надо проверять? – Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.
– Сделайте вывод, как нужно проверять парные согласные в корне.
– Ответим на все наши вопросы: – Что надо проверять?
– Где надо проверять?
– Как надо проверять?
– Давайте составим алгоритм действий для проверки парных согласных. После предложенных вариантов на доске получается запись Алгоритм
– А сейчас мы попробуем применить алгоритм, который мы с вами создали. – На доске записаны предложения, прочитайте, вставьте нужную букву и пользуясь алгоритмом объясните правописание. На доске предложения: Я гнала гусей на ___, Поломался тонкий ___. На грядках зеленеет ___, Похожи грядки теперь на ___. Прекрасный куст душистых ___ Под солнцем в нашем парке ___. Проверка с проговариванием вслух.
– А сейчас гномики предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен». На доске слова с пропущенными буквами. Объясните, какую букву надо вставить. Слова: утюг, арбуз, жираф, поход, сапог, гриб.
– Наши неутомимые гномики придумали еще одно задание для вас. На доске записаны словосочетания, спишите, вставьте буквы, подбирая проверочное слово.
– Урок подходит к концу. Подведем итог урока. – Чему вы сегодня научились? – Какие из поставленных целей на уроке мы выполнили? – Какое задание для вас было трудным? – Какое задание вам особенно понравилось? – Как вы оцениваете свою работу, покажите смайликами.
– Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке. | (слайд № 2) (слайд № 3)
(слайд № 4)
(слайд № 5)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать операцию, где возникло затруднение.
(слайды № 6-7) Учитель заранее готовит листочки с написанными предполагаемыми целями. После того как ребенок определил свою цель работы на уроке – учитель дает ему этот листочек, а ребенок кладет его в сундучок. (Сундучок на столе учителя) ( слайд № 8)
Работа организуется в парах.
(слайд № 9)
( слайды 10-12)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать операцию, где возникло затруднение;
( слайд № 13)
(слайд № 14)
Работа в группах организуется по 4 человека. Один комментирует слово, другие выслушивают, соглашаются или высказывают своё мнение. По окончании работы заслушиваются все высказанные ответы.
(слайд № 15)
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группе) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. (слайд № 16)
(слайды № 17-22)
(слайд № 23) При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. (слайд № 24)
|
Список литературы:
-
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.М.: Просвещение, 1991
-
Канакина В.В., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012
-
Филипченко М.П. В мире природы, истории, литературы: Сборник загадок. Волгоград: Учитель, 2008