Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

г.о. Тольятти

Урок русского языка по теме

«Имена существительные мужского,

женского и среднего рода»

(3 класс, «Школа 2100»)

Истомина Елена Васильевна

учитель начальных классов

МБУ школы № 90

г.о. Тольятти

2013 год

Тема: Имена существительные мужского, женского и среднего рода

Цели:

Предметные

*формирование умения определять род имён существительных;

*развитие умений выделять признаки каждого рода;

*систематизация знаний учащихся о признаках имени существительного.

Метапредметные

*умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

*умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

*умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой

II. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(имя существительное)

2. Игра «Чей рюкзак тяжелее»

— За отведённое время каждый ряд на доске наполняет свой «рюкзак» словарными словами – именами существительными, начинающимися на определённую букву. У кого больше правильно записанных слов, тот и победил.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

с м к

— На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

— На какие группы их можно разделить? (одуш. и неодуш.)

III. Грамматическая сказка.

— Сейчас я прочитаю вам сказку «Как у слов – существительных род появился»

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.

Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стол и стул, дом, мир и т.д.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.

IV. Определение темы и целей урока.

Какая тема урока сегодня?

(Род имён существительных)

Какую цель мы поставим себе на этот урок?

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 230

Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин? Выпишите их в два столбика.

Как определить какого рода имена существительные мы записали?

Какие существительные записали – одушевлённые или неодушевлённые?

2. Упр.231

Прочитайте слова. Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?

Определите с помощью слов – подсказок он, она, какие из них мужского, а какие женского. Запишите слова в два столбика.

3. Физкультминутка

4. Упр.233

Прочитайте слова. Выпишите в первый столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.

Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому?

Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?

Выпишите эти слова в третий столбик, выделите окончание.

— Сформулируйте, что узнали о роде имён существительных.

5. Сравним наш вывод с правилом из учебника. (стр.23)

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – оно моё!

Это правило — твоё!

(Е. Семёнова)

VI. Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 235

Определите род имён существительных, запишите слова в три столбика.

2. Игра «Укажи род».

Распределите слова в три бочонка. Работа по цепочке.

Сосна, камыш, солнце, клоун, ель, стекло, дождь, дерево, бабочка.

3. Посмотрите на доску и сформулируйте задание.

Звериная …, ветвистое…, высокий …, светило …, летел …, бежала ….

(Дополните словосочетание и определите род имени существительного. Запишите в тетрадь. Обозначьте орфограммы.)

— Может ли имя существительное изменить род? Проверь. Что получилось?

Почему род – это постоянный признак имён существительных?

4. Упр.240

VII. Итог урока. Рефлексия

— С чем познакомились сегодня на уроке?

Какой секрет различия имён существительных узнала королева?

-Как определить род имени существительного?

— Только ли слова подсказки помогают определить род существительных?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

Используемые ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Русский язык» 3 класс, Методические рекомендации для учителя

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here