Тема урока: Текст. Тема текста. Заголовок текста.
Цель урока:
образовательные:
познакомить с понятием тема текста, заголовок текста
развивать умение определять тему текста и озаглавливать
развивающие:
развитие мышления, творческих способностей, внимания и речи учащихся
воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
воспитание уважения к себе, чувства дружбы, взаимопомощи
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, плакаты, интерактивная доска, карточки
Ход урока.
-
Организационная часть.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы поздравляем тех, кто родился осенью. Для них мы приготовили вот такую корзину, но она ещё пустая. За каждый правильный ответ мы кладём в корзину по цветочку. В конце урока полную корзину со цветочками мы подарим нашим именинникам. Ребята, вы постараетесь ради своих друзей?
Дорогие именинники! Примите первый подарок от одноклассников — поздравления.
С Днем рождения, мой одноклассник!
Поздравляю тебя от души!
Пусть сегодня, в красивый твой праздник,
Салют радости, смех порошит.
Пусть волной тебе ветер счастливый
Принесет море сказок, удач,
Даст земля крепкой жизненной силы
В исполнении желаний, задач.
А еще пусть рассвета луч ясный
Одарит тебя счастьем сполна!
Самый лучший мой друг – одноклассник!
Пусть всегда будет дружба важна!
2. Минутка чистописания. С Днем рождения, мой одноклассник!
Поздравляю тебя от души!
3.Актуализация знаний.
Именинников приглашаем к доске. Алсу рассказывает о происхождении своего имени.
Имя Алсу имеет татарское происхождение и означает «розовый цвет», «розовощекая», «розовая вода». В переносном значении это имя означает «красивая». Мне придумала имя моя мама. Потому что я родилась розовощекой.
Алия рассказывает о происхождении своего имени. Значение имени Алия «высшая, возвышенная» Происхождение имени Алия – арабское. Алия — самостоятельная, одаренная, веселая, жизнерадостная девочка. Она читает рассказ о том, как ей выбрали имя.
— Две девочки рассказывали о себе. Можно ли назвать это речью? Это какая речь, письменная или устная? Доказывайте.
Из чего состоит наша речь?
— Речь состоит из предложений.
— Алсу составила устную речь, рассказывала в устной форме. Алия составила письменную речь. Письменную речь ещё называют текстом.
4. Изучение новой темы.
Текст даётся на интерактивной доске:
День рождения — самый главный праздник в детстве. С каким нетерпением дети ждут этого дня. А когда он заканчивается, они с нетерпением ждут его вновь. В день рождения дети ожидают не только подарков и сюрпризов, но и приятных, добрых слов и поздравлений.
— Можно ли назвать это текстом? Докажи.
— Можно. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. Текст — письменную речь.
— Сколько предложений в тексте?
— Текст состоит из 4 предложений.
— Можно ли озаглавить текст? Как правильно озаглавить текст? Прочитай по учебнику. -Для этого надо определять тему. Тема – это о чём говорится в тексте. Зная тему текста, можно озаглавить текст.
— Прочитай текст и подумай, как ты озаглавишь текст.
— В тексте говорится о Дне рождения, что он — долгожданный праздник. Мой заголовок: долгожданный праздник.
5. Закрепление темы.
Прочитай четверостишие, определи тему. О каком времени года говорится? Как можно озаглавить текст? (Парная работа с карточками)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
(Осень)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
(Лето)
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
(Зима)
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
(Весна)
6. Выполнение упражнения 146 по учебнику. Взаимопроверка.
7. В тетрадях для творческих работ составить небольшой текст на тему «День рождения». Чтение и анализ творческих работ.
— Как можно назвать рассказ, который вы составили? Как озаглавили? Почему?
8. Рефлекция. Все дружно работали на уроке, молодцы. У нас получился вот такой красивый букет. Его мы подарим нашим именинникам.
Узнали нового …
Было интересно…
Было трудно….
Я теперь могу…