МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 55 «Лингвист»

Учитель начальных классов Съедина Светлана Вадимовна

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)

Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • повторить:

  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы: «Падежные окончания имен существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»;

карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1).

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

— Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

— Как можно эти словарные слова разделить на две группы?

(Имена существительные и имена прилагательные)

— Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

— Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

— Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

— В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

— А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

— Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

— В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

— Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

_

— О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

— Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

— Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

— И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

— Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж

Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

— Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

— Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка — задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк.

к кроват.

по кроватк.

в огород.

перед мороз. м

— Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

— Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

— Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

— Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

— В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

— О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо‘м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).

— А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

— А что такое имя прилагательное?

— Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

— Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

— Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить число, род и падеж существительного.

  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

— Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

— В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

(Р., Д., Т., П. → какой? → —ой-, -ей-)

— Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 4).

— А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

— имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

— имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

— имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

— имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

— имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

— имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

— имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 5).

— Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

IX. Итог урока.

— Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

— Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

— Какие слова – подсказки запомнили?

— Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

— Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?

Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Фамилия, имя ______________________

  1. Словарная работа.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, в. сточное,

кр. вать, м. рковные.

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк.

к кроват.

по кроватк.

в огород.

перед мороз. м

  1. Найди ошибки:

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.

  1. Игра «Заказ».

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.

Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж

Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.

Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here