Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 3- 4 класс

1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.

2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина. Составь предложение.

3. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

4. Пропуск буквы. Выпиши слово. Раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.

5. Большая буква в именах людей, кличках животных. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша. Составь предложение.

6. Слово из словаря. Напиши слово три раза. Делай так: карандаш, карандаш, карандаш. Составь предложение.

7. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки. Составь предложение.

8. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка. Составь предложение.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал. Составь предложение.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.

11. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка. Придумай и запиши еще два слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Составь предложение.

12. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.

13. Ь знак после шипящих. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.)

Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется Ь.

14. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога — сущ., 1 скл, ,предл .п.

Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.

16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р., дат ,п.).

Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

17. Гласные е – и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

Запомни! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.

18. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.

23. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

24.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

26. Гласные и согласные в приставках.  Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

 Полетели, побежали, потянули.

27.Правописание предлога. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

28.Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную. Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

29.Ь на конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.) Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.) Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

30.Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.  Водовоз, самолет.

31.НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

32.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

33.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

34.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

35.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед — ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И

Спряжение глаголов

1-е спряжение      Все глаголы НЕ на – ИТЬ    + искл. брить, стелить

2-е спряжение  все глаголы на -ить +исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

 СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

 И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.

 Личные окончания глаголов

1-е спряжение          

  –ЕШЬ  –ЕМ   –ЕТЕ  –УТ, – ЮТ    

2 спряжение

ИШЬ   –ИМ –ИТЕ  –АТ, – ЯТ

 Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

36.Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на – ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

37. Пунктуация

А) Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

Б) Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О   

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О         

О, да (= но) О           

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

В) Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

Г) Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

«А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. » П ?” — а.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here