Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Не с глаголами»
Цель урока:
Научить применять правило написания НЕ с глаголами.
Задачи
Обучающие:
1. Повторить и углубить знания по теме «Глагол».
2.Научить применять правило написания НЕ с глаголами.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность на уроке.
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Воспитательные:
Формирование самостоятельности, чувства коллективизма.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-игра.
Подготовительный этап:
1. Разделить класс на команды.
2. Подготовить карточки с заданиями с учётом знаний учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
— Ребята! Сегодня мы побываем в стране «Глагол». Давайте представим свои команды (название команд и выбор капитанов).
— Кто окажется впереди всех? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Это мы узнаем в конце урока.
2. Повторение изученного.
Учитель:
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с весёлыми
Там встретимся с глаголами?
Там, за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
А остров охраняют огромных три кита.
— Ребята, три кита – это признаки глагола (грамматические, морфологические и синтаксические). Кто может назвать их?
Ответ:
— Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит в природе).
— Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид.
— Синтаксические признаки – сказуемое.
Учитель:
— Молодцы, с первым заданием справились успешно. Но, чтобы пересечь границу страны «Глагол», нужно уметь выделить эту часть речи среди других.
Ваша задача – из прочитанного мною текста выписать глаголы и обозначить их признаки.
Несколько лет подряд мы ездили по туристической путёвке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.
— Чем похожи выписанные глаголы? (Все отвечают на один и тот же вопрос, у них одинаковое число и время).
Граница уже пройдена,
И перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий,
Волнений и надежд.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
— Нужно выполнить главную задачу путешествия – выяснить условия написания НЕ с глаголами.
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголами пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
— Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?
— Итак, в ваши тетради запишите тему нашего урока: «НЕ с глаголами».
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению:
Не цвести цветам поздней осенью.
Или отдельному слову:
Семеро одного не ждут.
Давайте порассуждаем, как пишется эта частица с глаголами.
На доске: (Не) бывать, (не) домогать
(Не) ходить, (не) навидеть
(Не) спать, (не) годовать
(Не) писать, (не) доумевать
(Не) говорить, (не) житься
4. Закрепление нового материала.
— А сейчас закрепим полученные знания. Нужно раскрыть скобки. (Одинаковый текст для обеих команд записан на доске. Выполняется по цепочке.)
(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи,
(не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган
(не) истовствовал.
5. Загадки (устно).
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стёкла, сделал снежными сады (мороз).
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадает. И никуда я не пойду, покуда он идёт (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течёт, течёт, не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьёт, песни звонкие поёт. И с урока на урок подаёт свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
6. Итог урока.
Учитель:
— Какие новые сведения о глаголе вы получили?
— Молодцы! Работали сегодня очень хорошо. Оценки за урок:
Список использованной литературы:
1. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – Москва: просвещение, 2008г.
2. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс /
О. В. Беляева, О. А. Даценко. – Москва: ВАКО, 2007г.
3. 800 загадок – 100 кроссвордов. Сухин И.Г. – Москва: Новая школа, 1996г.