Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».

Цель: обобщить знания о лексике.

Задачи урока:

образовательные:

— повторить и обобщить тему “Лексика”;

— способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

— закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

развивающие:

— повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

— совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

воспитательные:

— воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Метод: комбинированный, игровой.

Оборудование: — компьютер

— мультимедийная аппаратура

— презентация урока 

— тестовые задания по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Постановка задач урока.

Слово учителя. Тема «Лексика» — одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя лексику, ребята, мы поговорим о здоровье. Начнем работу с проверки домашнего задания, выполним тест.

II. Тест. (Приложение 1)

Цель: контроль знаний по теме «Лексика».

А) выполнение теста; Б) анализ работ, оценивание: (розовые листочки «Отлично!» (ошибок нет); зелёные – «Хорошо!» Повторить п. 55-66 (одна ошибка); жёлтые – «Удовлетворительно!» п. 55-66 Выучить правила! (две-три ошибки); белый – «Плохо! Стыдно не знать лексику!» (более трёх ошибок)

— Проверьте себя по ключу. (СЛАЙД № 3). На столах у вас листочки с оценками, посмотрите, пожалуйста, свою оценку, поставьте её в себе в тетрадь. Оценочный лист вложите в тетрадь.

III. Создание проблемной ситуации. Чтение стихотворения Григория Остера «Вредные советы». (СЛАЙД № 4)

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Никогда не разрешайте
Ставить градусник себе,
И таблеток не глотайте,
И не ешьте порошков.
Пусть болят живот и зубы,
Горло, уши, голова,
Все равно лекарств не пейте,
И не слушайте врача.
Перестанет биться сердце,
Но зато наверняка
Не прилепят вам горчичник
И не сделают укол.
Если ты попал в больницу
И не хочешь там валяться,
Жди, когда к тебе в палату
Самый главный врач придет.

— Вы согласны с автором стихотворения? Нужно ли всерьёз принимать «вредные» советы писателя? А зачем же он придумал их? (ответы учащихся)

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Ребята, как вы думаете, что легче: сохранять здоровье или лечить болезни?

Здоровье — это самое главное, что есть у человека. Здоровье надо беречь. Ещё наши предки говорили об этом: здоровье не купишь, здоровье дороже богатства, здоровый человек – счастливый человек. Свой опыт наши предки передали нам в пословицах.

— Какие пословицы о здоровье вы знаете? Прочитайте. (домашнее задание)

— А что значит слово «здоровье»? Каково его лексическое значение?

Здоровье.- я. ср. 1. Правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. 2. То или иное состояние здоровья. (Ожегов С.И.) (СЛАЙД № 5).

Запишите первое значение в тетради.

Как называется текст? (словарная статья) Какое это слово по количеству лексических значений? (многозначное) Какие слова называем однозначными?

— Что значит, на ваш взгляд, физическое благополучие?

Действительно, здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

IV. Повторение. Слагаемые здоровья.

1. Правильное, рациональное питание. Словарная работа «Обед» (СЛАЙД № 6).

— Составьте меню к обеду из предложенных блюд и продуктов: борщ, чипсы, котлеты куриные, пепси-кола, салат из овощей, поп-корн, компот из ягод, хлеб, картофельное пюре.
(слова напечатаны на листах бумаги, крепятся с помощью магнитов на доску). Один ученик работает у доски, остальные на местах, записывая слова в тетради. Обозначьте орфограммы.

— Какая орфограмма объединяет данные слова? (непроверяемые согласные и безударные гласные). Почему вы не включили в меню чипсы, пепси-колу, поп-корн?

Правильное, рациональное питание – одно из составляющих здоровья человека. Полезные продукты способствуют росту, улучшают зрение, повышают сопротивляемость организма к инфекциям. Эти продукты допустимы, но злоупотреблять ими не рекомендуется.

2. Спорт и здоровье. Великая сила – спорт! (СЛАЙД № 7).

Спорт — составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для укрепления и развития организма. (Ожегов С.И.)

— Чем полезен спорт? Что тренирует, воспитывает спорт в людях? (силу, мощь, жизнестойкость, жизнеспособность, выносливость (закалку), терпение) — Что объединяет данные слова? Это синонимы.

Спорт приносит людям здоровье, счастье, чувство оптимизма. Спорт наполняет нас жизненными силами, дарит радость и удовольствие.

— Назовите спортивные игры, главным героем которых является мяч? (теннис, футбол, баскетбол, волейбол, гольф, бейсбол, пионербол, пинг-понг). (СЛАЙДЫ № 8 – 14) )

Запишите слова в тетради. Запомните название спортивных игр и написание слов.

РАЗМИНКА. – Поиграем в футбол, а заодно дадим нашим глазам отдохнуть. (СЛАЙД № 15).

Помните, наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь! Ежедневные упражнения для глаз помогут сохранить хорошее зрение надолго. Я предлагаю вам буклеты с упражнениями для глаз «Зрительная гимнастика». Бывает, что вы долго сидите за компьютером, у телевизора. Эти упражнения помогут снять напряжение и усталость глаз. (Приложение 2)

V. Профилактика и лечение.

— Я решила проверить, как часто болеют учащиеся 5 класса. Среди справок я обнаружила рецепт. (СЛАЙД № 16).

РЕЦЕПТ. От гриппа принимайте лекарства утром, в обед и вечером. Таблетки запивайте водой. Можно пить сироп. Делайте примочки.

— Раз уж заболел человек, нужно лечиться. Ребята, можно ли вылечить грипп, следуя данным рекомендациям? Какие слова употреблены в рецепте? (общеупотребительные: лекарства, водой, таблетки, сироп).

— Какие лекарства вы знаете от гриппа? (аспирин, риниколд, ринза, мукалтин, пектусин)

— Как называются такие слова? (профессиональные, специальные слова)

— К кому следует обратиться, как только почувствуешь недомогание? (к врачу).

Не забывайте, ребята, прежде чем принимать какие-либо лекарства, нужно проконсультироваться у врача. Самолечение опасно для жизни!

VI. Вместе посмеёмся. Послушайте, какая смешная история произошла с двумя друзьями.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

– Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? (Речь идет об омонимах.)

– Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов.

VI1. Душевное состояние.

— Обратимся ещё раз к лексическому значению слова «здоровье». Прочитайте. О каком здоровье мы поговорили? О каком ещё нет? (о психическом благополучии)

— Очень важно для человека его душевное здоровье — способность справляться со сложными обстоятельствами жизни. Нужно уметь снимать усталость, напряжение, расслабляться.

1) Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст. (тексты у учащихся на партах)

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. С нравственной стороны это увлечение воспитывает любовь к животным, чувство ответственности за них.

Задания к тексту:

2) Определите тип речи. 3) В каком предложении заключена основная мысль текста? 4) Какие слова, выражения помогают понять, что полезно для душевного спокойствия человека?

— Я предлагаю вам отдохнуть, послушать хорошую музыку, полюбоваться на рыбок. (СЛАЙД № 17).

Слушайте музыку. Она расслабляет, снимает психическое напряжение, успокаивает; читайте книги, они обогащают духовно; гуляйте больше на свежем воздухе (перед сном обязательно!)

VII. Итоги урока. Рефлексия.

1) Что мы сегодня повторили на уроке? 2) Какими словами мы говорили о здоровье? 3) Чем полезен был урок для вас? 4) Продолжите фразу «Если хочешь быть здоровым…..»

«Хромое слово – кривая речь» – гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, многое понимает. Чтобы речь не была «кривой», надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать их лексическое значение, владеть ими, правильно употреблять их в речи.

Если будешь вовремя отдыхать, есть здоровую пищу, полноценно спать, содержать тело в чистоте, дружить со спортом, значит, будешь здоров.

— Спасибо за урок! Я желаю вам крепкого здоровья! Всего доброго! До свидания!

VIII. Домашнее задание. 1) повторить п. 66; 2)записать фразеологизмы на тему «Здоровье»

Приложение 1

ТЕСТ «Лексика»

Прочитайте внимательно задания. Выберите правильный ответ.

1. Словарный состав языка изучает: А) фонетика; Б) лексика.

2. Лексическое значение слова – это … А) то, из каких звуков состоит слово; Б) то, что обозначает слово.

3. Многозначные слова имеют: А) несколько лексических значений; Б) два лексических значения.

4. Прямое значение слова – это… А) основное лексическое значение; Б) вторичное лексическое значение.

5. Омонимы – это … А) слова, одинаковые по звучанию и лексическому значению; Б) слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

6. Синонимы – это … А) слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению; Б) слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

7. Диалекты – это… А) слова, употребляемые преимущественно жителями одной местности; Б) слова, употребляемые всеми людьми, независимо от местожительства.

8. Заимствованные слова – это… А) новые слова; Б) слова, пришедшие из других языков.

Приложение 2

Зрительная гимнастика.

Ее проводят дважды: через 7- 8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому.

1) Сидя за компьютером, поднимите глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следите за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!

2) На счет 1- 4 закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4 — 5 раз.

3) Посмотрите на кончик носа на счет 1- 4, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторите 4 — 5 раз.

4) Не поворачивая головы, медленно делайте круговые движения глазами вверх – вправо – вниз — влево и в обратную сторону: вверх – влево — вниз -вправо. Затем посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.

5) Держа голову неподвижно, переведите взор, зафиксировав его, на счет 1 — 4 вверх, на счет 1- 6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделайте движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1- 6. Повторите 3 — 4 раза.

6) Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотрите» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1- 6. Поднимите глаза вверх на счет 1-4, опустите вниз на счет 1- 4 и переведите взгляд прямо на счет 1 — 6. Повторите 4 -5 раз.

7) Посмотрите на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1- 4 приблизьте его к кончику носа, потом переведите взор вдаль на счет 1- 6. Повторите 4 — 5 раз.

Зрительная гимнастика.

Ее проводят дважды: через 7- 8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому.

1) Сидя за компьютером, поднимите глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следите за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!

2) На счет 1- 4 закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4 — 5 раз.

3) Посмотрите на кончик носа на счет 1- 4, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторите 4 — 5 раз.

4) Не поворачивая головы, медленно делайте круговые движения глазами вверх – вправо – вниз — влево и в обратную сторону: вверх – влево — вниз -вправо. Затем посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.

5) Держа голову неподвижно, переведите взор, зафиксировав его, на счет 1 — 4 вверх, на счет 1- 6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделайте движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1- 6. Повторите 3 — 4 раза.

6) Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотрите» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1- 6. Поднимите глаза вверх на счет 1-4, опустите вниз на счет 1- 4 и переведите взгляд прямо на счет 1 — 6. Повторите 4 -5 раз.

7) Посмотрите на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1- 4 приблизьте его к кончику носа, потом переведите взор вдаль на счет 1- 6. Повторите 4 — 5 раз.

Зрение – бесценный уникальный дар природы!

Берегите своё зрение!

Зрение – бесценный уникальный дар природы!

Берегите своё зрение!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here