«Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик- (-чик-)»
Автор: Василенко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №10 г.Апатиты Мурманской обл.
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
Тема: «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик- (-чик-)»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point (используется в течение урока)
Цели:
-
познакомить учащихся c существительными, образующимися при помощи суффиксов -ек-, -ик- (-чик-);
-
развивать орфографическую зоркость;
-
развивать внимание, способность к анализирующему наблюдению, логическое мышление;
-
научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;
-
научить находить слова с изученной орфограммой;
-
развить умение самостоятельно воспроизводить полученные знания.
Задачи:
-
повторить орфограммы по теме «Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-)»;
-
осуществить промежуточный контроль, устранить пробелы в знаниях.
I Организационный момент
II Повторение ранее изученного
А. Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-) (устный ответ одного учащегося, оценивание) (СЛАЙД №2)
1. В училище готовили шлифов..иков, набор..иков и переплёт..иков.
2. Смаз..ик смазал колёса вагона.
3. Фонар..ик зажёг старые фонари.
4. Извоз..ик перевозит людей.
5. Камен..ик, стеколь..ик и водопровод..ик ремонтировали дом.
6. Рез..ик по дереву работал с краснодерев..иком, гранит..иком и облицов..иком.
Б. Словарный диктант (один учащийся работает у доски, остальные записывают в тетради)
Телеграмма, великолепный, состязание, подражать, поражение, генерал, лейтенант, командир, салфетка, бахрома, квартира, карниз, трибуна, преодолеть, преподаватель, присутствовать, арматура, профессия, бетон, препятствие, агент, арматура, троллейбус.
(Проверка диктанта ученика, работавшего у доски, учащимися и учителем. Оценивание.)
III Объяснение нового материала
— Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное (морфология, орфография, культура речи).
— Что же такое существительное как часть речи? Привести примеры. (Ответ учащегося оценить.) (во-первых, обозначает предмет, во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в-третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения)
— Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-. Прочитайте слова (СЛАЙД №3).
гвоздик – гвоздика
карманчик – карманчика
ящичек – ящичка
звоночек – звоночка
— В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)
— Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)
— Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе? (спросить 2-3-х учащихся)
— А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)
— Как мы рассуждаем? (учащийся читает рассуждение)
— Кому непонятно правило? (если есть вопросы, ещё раз обратиться к СЛАЙДУ №3 и попросить объяснить правило тех, кто усвоил материал)
— Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (СЛАЙД №4)
— Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).
— Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)
IV Закрепление изученного
А. (По цепочке к доске приглашаются учащиеся, проговаривая правило вслух, объясняют написание слов – работа на доске и в тетради)
василёчек – василёчка
стебелёчек – стебелёчка
мальчик – мальчика
козлёночек – козлёночка
любимчик – любимчика
узорчик – узорчика
дождик – дождика
костюмчик – костюмчика
дружочек – дружочка
Б. Самостоятельная работа (упражнение №251).
— Не записывая проверочного слова, вы должны правильно записать существительные, вставив суффикс -ик- или -ек-. Пользуйтесь рассуждением, кому трудно, тот может записать с проверочным словом.
(Проверка упражнения – взаимопроверка) (СЛАЙД №5)
Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, ключик, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик.
V Физминутка (СЛАЙД №6)
Раз – все встали, потянулись;
Два – назад все оглянулись;
Три – руками помахали;
На четыре – пол достали;
Пять – все дружно повертелись;
Шесть – за парты все уселись. (повторить 2 раза)
VI Закрепление орфограммы №34
— Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.
— А теперь послушаем девочек.
VII Тренировочные упражнения
А. Объяснительный диктант (СЛАЙД №7): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
У гном..ка был ключ..к,
Он открывал чуланч..к,
В котором находились
Станоч..к и кирпич..к,
Платоч..к и футлярч..к,
Горош..к и огурч..к,
Бараш..к и бананч..к.
станочек гномик
платочек ключик
горошек кирпичик
барашек футлярчик
огурчик
бананчик
(Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №8)
Б. Работа с текстом (СЛАЙД №9) (Читает учитель)
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
— Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
— Как можно озаглавить текст? (После дождя)
— В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
— Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)
— Проверим, что получилось.
дождичек лучик
ручеёчек колокольчик
цветочек кузнечик
бутончик
Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.
(Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №10) Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)
— Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек. (СЛАЙД №11)
I Ручеёчек – сущ.; (что?)
II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.
III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)
— Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])
VIII Вывод
— Какую тему изучали?
— Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?
IX Домашнее задание
— Запишите домашнее задание. (СЛАЙД №12)
1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;
2. Упражнение №252 (письм.)
— Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)
— Стол. Как напишем? (столик) Понятно, как надо выполнять?
— Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали. Многие получили оценки. Я хочу ещё оценить активно работающих в течение урока (назвать фамилии 2-3-х человек).
Литература
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 35-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987
Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Василенко Нина Николаевна «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик- (-чик-)»