5

«Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик- (-чик-)»

Автор: Василенко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №10 г.Апатиты Мурманской обл.

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Тема: «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик- (-чик-)»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point (используется в течение урока)

Цели:

  • познакомить учащихся c существительными, образующимися при помощи суффиксов -ек-, -ик- (-чик-);

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать внимание, способность к анализирующему наблюдению, логическое мышление;

  • научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;

  • научить находить слова с изученной орфограммой;

  • развить умение самостоятельно воспроизводить полученные знания.

Задачи:

  • повторить орфограммы по теме «Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-)»;

  • осуществить промежуточный контроль, устранить пробелы в знаниях.

I Организационный момент

II Повторение ранее изученного

А. Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-) (устный ответ одного учащегося, оценивание) (СЛАЙД №2)

1. В училище готовили шлифов..иков, набор..иков и переплёт..иков.

2. Смаз..ик смазал колёса вагона.

3. Фонар..ик зажёг старые фонари.

4. Извоз..ик перевозит людей.

5. Камен..ик, стеколь..ик и водопровод..ик ремонтировали дом.

6. Рез..ик по дереву работал с краснодерев..иком, гранит..иком и облицов..иком.

Б. Словарный диктант (один учащийся работает у доски, остальные записывают в тетради)

Телеграмма, великолепный, состязание, подражать, поражение, генерал, лейтенант, командир, салфетка, бахрома, квартира, карниз, трибуна, преодолеть, преподаватель, присутствовать, арматура, профессия, бетон, препятствие, агент, арматура, троллейбус.

(Проверка диктанта ученика, работавшего у доски, учащимися и учителем. Оценивание.)

III Объяснение нового материала

— Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное (морфология, орфография, культура речи).

— Что же такое существительное как часть речи? Привести примеры. (Ответ учащегося оценить.) (во-первых, обозначает предмет, во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в-третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения)

— Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-. Прочитайте слова (СЛАЙД №3).

гвоздик – гвоздика

карманчик – карманчика

ящичек – ящичка

звоночек – звоночка

— В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

— Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

— Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе? (спросить 2-3-х учащихся)

— А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)

— Как мы рассуждаем? (учащийся читает рассуждение)

— Кому непонятно правило? (если есть вопросы, ещё раз обратиться к СЛАЙДУ №3 и попросить объяснить правило тех, кто усвоил материал)

— Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (СЛАЙД №4)

— Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

— Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)

IV Закрепление изученного

А. (По цепочке к доске приглашаются учащиеся, проговаривая правило вслух, объясняют написание слов – работа на доске и в тетради)

василёчек – василёчка

стебелёчек – стебелёчка

мальчик – мальчика

козлёночек – козлёночка

любимчик – любимчика

узорчик – узорчика

дождик – дождика

костюмчик – костюмчика

дружочек – дружочка

Б. Самостоятельная работа (упражнение №251).

— Не записывая проверочного слова, вы должны правильно записать существительные, вставив суффикс -ик- или -ек-. Пользуйтесь рассуждением, кому трудно, тот может записать с проверочным словом.

(Проверка упражнения – взаимопроверка) (СЛАЙД №5)

Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, ключик, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик.

V Физминутка (СЛАЙД №6)

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись. (повторить 2 раза)

VI Закрепление орфограммы №34

— Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.

— А теперь послушаем девочек.

VII Тренировочные упражнения

А. Объяснительный диктант (СЛАЙД №7): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

У гном..ка был ключ..к,

Он открывал чуланч..к,

В котором находились

Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к,

Горош..к и огурч..к,

Бараш..к и бананч..к.

станочек гномик

платочек ключик

горошек кирпичик

барашек футлярчик

огурчик

бананчик

(Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №8)

Б. Работа с текстом (СЛАЙД №9) (Читает учитель)

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

— Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

— Как можно озаглавить текст? (После дождя)

— В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

— Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)

— Проверим, что получилось.

дождичек лучик

ручеёчек колокольчик

цветочек кузнечик

бутончик

Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.

(Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №10) Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)

— Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек. (СЛАЙД №11)

I Ручеёчек – сущ.; (что?)

II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.

III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)

— Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])

VIII Вывод

— Какую тему изучали?

— Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

IX Домашнее задание

— Запишите домашнее задание. (СЛАЙД №12)

1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;

2. Упражнение №252 (письм.)

— Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)

— Стол. Как напишем? (столик) Понятно, как надо выполнять?

— Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали. Многие получили оценки. Я хочу ещё оценить активно работающих в течение урока (назвать фамилии 2-3-х человек).

Литература

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 35-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987

Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2008

Василенко Нина Николаевна «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик- (-чик-)»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here