Класс 1 в
Учитель Серова Е.В
.
Дата 17.01.14
Тема: Колобок. Школа рисования. Школа лепки.
Цель: способствовать формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты;
Задачи:
1.Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, Ю. Васнецова;
2.Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.
3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Метапредметные:
адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.
Планируемые результаты воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки,). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах.
Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские,
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова , М.Врубеля, Ю.Васнецова.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Литература для обучающихся:
-
— Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс.
-
— Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.
для учителя:
-
— Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа
-
— Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организация учащихся. | Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. .Проверка готовности учащихся к уроку. | Дети стоять около парт и слушают учителя Проверка рабочего места |
II. Сообщение темы и цели урока. | — Ребята, а вы любите сказки? Отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего урока. – Я от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. А от тебя, заяц, И подавно уйду. | «Колобок» Дети формулируют тему урока |
III. Вводная беседа. | — Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называютиллюстратором. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. — На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни. — А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни. Юрий Алексеевич Васнецов.(1900 – 1973) Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. -Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение. -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние? -Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная. — А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелеными. -Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. (Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.) — Вспомним главных героев сказки. — Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок? Я колобок, колобок! По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти. — Кого встретил вторым? Третьим? Последним? (На доске прикрепляются иллюстрации животных). — Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных? Загадки.Живу в лесу и на лугу,Я порчу в огороде грядки и удираю без оглядки.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. | Заяц Лиса Медведь Волк |
IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка | 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений. — Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? — Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать? В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди. 1) Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. 2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. — Продумайте изображение своего сюжета. | Ответы учащихся.) |
V. Планирование детьми предстоящей работы | -Давайте повторим как и с чего мы начнем | Выбрать сюжет. Решить, вертикально или горизонтально расположить лист Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном |
VI. Самостоятельная работа. | 1.Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше. 2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска. Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев. Затонировать общий фон, для неба, земли, леса.) 2. Работа с цветом. 1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке. Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен). 2) Прорисовывание деталей рисунка. Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д. | Дети работают |
VII. Выставка работ. | Детям предлагается защитить свою работу, объяснить, почему он выбрал именно этот сюжет, такие цвета. |
|
VIII.Рефлексия. | — Если вам понравился быть иллюстратором, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо. |
|
IX.Итог урока | — Чему мы научились? — Что новое узнали? Оценки Уборка рабочего места. |
|