Урок-конкурс в 3 классе по теме «Состав слова»
Цель урока: Развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корень и приставки.
Ход урока
-
Организационный момент
— Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Постановка задачи
— Сегодня у нас урок- конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называется «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
— Какие части слова словообразование помогли ответить на этот вопрос?
— Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)
— А какая часть слова самая главная? Почему?
( Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
— Вот мы и попали в гости к главной части слова
(на доске открывается рисунок)
— Определите значение слова корень?
( Корень- это то, без чего растение не может жить, без него оно погибнет)
— А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?
( Из корня появляются слова)
— Послушайте историю о маленьком мудром корне Уч.
Жил- был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч. в огромное семейство слов.
Попробуйте назвать все его семейство.
Да, его родственниками стали слова: учитель,
ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т. д.
— Как найти в слове корень?
(Нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть)
Послушайте рассказ.
Родственники.
— Вы кто такие?
— Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
— А я ваша тетя Гусеница.
— Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? Назовите их.
— А слово Гусеница?
( Это не однокоренное слово со словом гусь)
-
Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.
— Что вы знаете о приставке, как части слова? Какую работу выполняют приставки?
( Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)
Следующее задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за 3 минуты. При помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить. (вывешивается рисунок дерева)
— А сейчас для закрепления назовите, одним словом.
— Присоединить при помощи веревки (привязать)
— Присоединить с помощью нитки и иголки (пришить)
— Очень добрый (предобрый)
— Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный)
— А царевну Елену? (Прекрасная)
4.Физкультминутка
«Не ошибись, пожалуйста»
— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»
1. Встаньте, пожалуйста
2. Поднимите руки
3. Будьте добры, похлопайте
4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста
5. Тихонько сядьте
6. Тихонько сядьте, пожалуйста
5. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами
От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.
( На доске вывешивается рисунок)
— Что общего и чем различаются приставка и суффикс?
( И суффикс и приставка служат для образования слов, приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня)
-Назовите детенышей
Козы (козленок)
Утки (утенок)
Лося (лосенок)
Оленя (олененок)
Тигра (тигренок)
Льва (львенок)
Гуся (гусенок)
Кошки (котенок)
Курицы (цыпленок)
Слона (слоненок)
Собаки (щенок)
Аиста (аистенок)
6. Упражнение в определении роли окончаний в слове
С чего начнем , друзья, сейчас?
Нас приглашает окончание,
И у него для нас задание.
А что такое окончание?
( Окончание- изменяемая часть слова)
— В каждом ли слове есть окончание?
( У некоторых слов есть нулевое окончание, когда в слове на месте окончания нет ни звука, ни буквы)
Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн. А для чего нам нужно окончание?
( Окончания служат для связи слов в предложении)
На доске
Сам, товарищ, погибай, а, выручай
-Прочитайте. Получилась ли у вас пословица? Какая часть слова необходима нам, чтобы связать слова в предложении?
(У нас не получилась пословица, потому что слова стоят в неправильном порядке и для связи слов мы должны изменить окончание в слове товарищ на товарища)
— Запишите себе эту пословицу.
— А как вы понимаете эту пословицу?
Вывод:
Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
7. Заключение
— Мы повторили все, что вы знаете о частях слова. А сейчас попробуем сами составить слова из частей разных слов
( детям раздаются карточки со словами)
8. Выставление оценок
— Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)
9. Домашнее задание