Урок по русскому языку в 5 классе 
Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» 
 Цели урока: 
Обучающая цель: 
1) обобщить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я.
2) отработать навыки транскрибирования. 
Воспитательная цель: 
1) воспитание у детей умения работать в парах и в группе; 
2) воспитание внимательного отношения к языковым явлениям. 
Развивающая цель: 
1) развитие умения применять теоретические знания по теме «Фонетика» на практике; 
2) развитие образного и логического мышления, речи, речевого слуха. 
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. 
Вид урока: урок-игра 
Методы и приёмы: 
1) наглядный метод; 
2) репродуктивный

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

— Сколько всего гласных букв? (10)

— Сколько всего гласных звуков? (6)

— Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков – 6.

— А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? Почему?

Учащиеся делают вывод:  

Переход к новой теме:

1.А речь пойдет о буквах, которые вы найдете в следующих загадках.

«Е» 
Целый день енотка Рая
 
В ручейке белье стирает,
 
Моет, поласкает
 
И домой таскает.
 
Наплескается в ручье –
 
Превратится в букву… (Е)

«Ё» 
Выставил колючки ёж –
 
Без перчаток не возьмешь.
 
У него иголки
 
Больше, чем у ёлки.
 
Ёжик, глядя на неё
 
Превратился в букву… (Ё)

«Ю» 
Юля новую юлу
 
Разъюлила на полу.
 
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
 
Быстро кружится юла.
 
А задела башмачок,
 
Вжжик! – упала на бочок.
 
Юлечка юлу свою
 
Превратила в букву… (Ю)

«Я» 
Упрекнула якорь яхта,
 
что катается без фрахта.
 
Спрыгнул якорь с корабля,
 
Превратился в букву… (Я)

Язычок во рту живет, 
звонко песенки поет,
 
если горлышко болит,
 
«А!» – врачу он говорит.
 
Но ему никак нельзя
 
Превращаться в букву «Я»!
 
Почему? Ну, как же – им
 
все слова мы говорим!

Правильно, ребята, это буквы е, ё, ю, я

А теперь давайте внимательно посмотрим на слова, записанные на доске.
– Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика?


– Сколько и какие звуки они обозначают? 
– Какие согласные стоят перед гласными звуками?
Сделаем вывод:
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный. 

Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной. 

-Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях. 

-Что вы заметили? 
Давайте попробуем сделать вывод из того, что мы с вами только что понаблюдали. 

Закрепление:

— А сейчас мы разделимся на две команды

Задание 1: Мне необходимо по одному представителю от каждой команды, которые смогут выполнить транскрипцию слов.

Ёлка, метла, вьюга, ёж, сиять.

Вывод:

Задание 2:

Спишите пословицы. Подчеркните одной чертой букву е, которая обозначает один звук, двумя чертами –буквы е, ё, я, ю, которые обозначают два звука. Прокомментируй роль этих букв. Обозначь орфограмму:

Друзья познаются в беде.

Волков бояться-в лес не ходить.

Повторенье- мать ученья.

Задание 3:

Выпишите из текста те слова, в которых е, ё, ю. я обозначают 2 звука. .Прокомментируй роль этих букв.

Поезд мчался на юг. Я покидал места, которые были дороги мне воспоминаниями о юности, о своеобразных северных зимах с лютыми зимами, буранами и вьюгами.

Задание 4: Запишите как можно больше слов в две колонки:

Слова, в которых е, ё, ю, я Слова, в которых е, ё, ю, я

обозначают один звук обозначают два звука

Взаимопроверка слов, написанных командами.

Задание 5:

Фонетический разбор слова «ёжик»

Подведение итогов игры, урока.

Выставление оценок.

Д/З.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here