Урок «Профессия моей мечты».

Составила учитель высшей категории МАОУ «СОШ № 28» Ленинского района г. Перми Долматова Е.Ю.

Предмет: Основы профессионального самоопределения 9 класс

Цель урока: активизация размышлений учащихся по поводу выбора будущей профессии

Задачи урока: 1. Расширить знания учащихся о профессиях;

2. Научить составлять описание профессиональной деятельности, используя классификацию КлимоваЕ.А.;

3. Познакомить с понятиями о профессиограмме и ЕТКС;

4. Познакомить учащихся с востребованными профессиями в ближайшие 20 лет

Ход урока:

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые коллеги!

В детстве каждый из нас мечтал о том, кем он станет, когда вырастет.

Кто-то остался верен своей мечте, кто-то много раз менял свои предпочтения. И вот в вашей жизни наступил момент, когда вам приходится делать свой выбор, вы оканчиваете основную школу и все ваше дальнейшее обучение будет тем или иным образом связано с вашей первой, а может и единственной в жизни профессией.

Давайте сегодня задумаемся что нужно, чтобы ваши мечты смогли реализоваться!

Чтобы делать этот важный жизненный выбор, нужно по крайней мере знать, из чего можно выбирать.

В мире профессий (вы, наверное, помните, что их более 40тысяч) достаточно сложно ориентироваться, но материал, изученный нами на прошлых уроках, должен помочь сориентироваться, что же вы хотите делать в своей профессиональной деятельности. Хотелось бы сегодня пополнить ваши знания новыми сведениями.

Для начала давайте разомнемся:

  1. Каждая группа должна будет вспомнить, а затем назвать, как можно больше профессии на буквы слова «МЕЧТА» Время на выполнение 2 минуты.

Команды выполняют задания, затем озвучивают по буквам.

2.Теперь задание по — серьезнее, каждая группа получает описание 3-х профессий .Ваша задача понять, о какой профессии идет речь ( приложение 1).

Время на выполнение 2 минуты.

Команды озвучивают текст и профессию.

  1. Используя классификацию Е.А. Климова, составьте словесное описание 3-х профессий, не называя их (постарайтесь сделать это более художественно). Время на выполнение 3 минуты

Остальные ученики должны догадаться, о каких профессиях идет речь. (приложение 2).

А как вы думаете, есть или нет какие-то документы, в которых описана деятельность конкретного профессионала и требования к нему.

Оказывается есть – это профессиограмма. И, кроме того, все существующие в нашей стране профессии занесены в ЕТКС (единый тарифно — квалификационный справочник)

  1. Теперь задание будет касаться вас лично. Попытайтесь описать, с помощью критериев классификации Климова, свою будущую профессию, опишите профессию своей мечты. Если вы уже определились с выбором, то можно описать признаки конкретной профессии. Хотелось бы услышать что у вас получилось?

Завершая урок хотелось бы затронуть тему востребованности профессий.

Какие профессионалы будут нужны обществу в ближайшие 20 лет?

Рефлексия:

Полезным ли был для вас урок?

Что нового, интересного вы узнали?

Приложение 1

  1. Их задача проверить, правильно ли внесена в текст редакторская правка, исправлять грамматические ошибки, допущенные наборщиками и верстальщиками. Он следит также, чтобы подписи под рисунками, диаграммами, а также расстояния между буквами в строке, отступы в абзацах соответствовали определенному стандарту. Свои исправления он выносит на поля с помощью специальных знаков. Человек этой профессии должен знать на отлично родной язык.

1.(Корректор)

  1. Человек этой профессии занимается домашним воспитанием. Он организовывает досуг ребенка, должен всесторонне развивать и обучать ребенка. В его обязанности входит задача научить ребенка правильно вести себя в обществе, посещать с ребенком театры, музеи, знать все о здоровье ребенка, при этом не вторгаться в жизнь семьи и не подрывать авторитет родителей в глазах ребенка.

2.(Гувернер)

  1. Задача этой профессии: добывать информацию и передавать ее своим читателям, слушателям, зрителям, участвуя тем самым в формировании общественного мнения. Это наши глаза и уши: через них мы воспринимаем многие события, происходящие в мире. Кроме того, человеку этой профессии должно быть присуще такое качество как: умение быстро, много, легко писать. Причем институт этому научить не сможет. Что это за профессия?

3.(журналист)

  1. Название этой профессии буквально переводится с английского как «управляющий». Основной целью работы является получение желаемого результата на основе согласованной деятельности многих людей. Эти люди определяют конкретные пути реализации поставленных целей, организуют людей для их выполнения и контролируют ход текущей работы. Работнику данной специальности требуются незаурядные организаторские способности, широкий кругозор, интуиция, а также опыт работы с людьми.

4. (менеджер)

5.Человек этой профессии для любого — это экскурсовод, а иногда и путеводная звезда в путешествии по необъятной литературной стране. Как человеку найти необходимую литературу (например, материалы для реферата по истории), если он и сам еще не знает, что ему нужно? Здесь не обойтись без помощи этого специалиста, который поинтересуется темой реферата, а затем, просмотрев каталог, а может быть и просто подойдет к соответствующему стеллажу, предложит на выбор несколько книг как

энциклопедического, так и узкоспециального характера. Иногда нас

восхищает такое скорое решение проблемы, а иногда, кажется вполне

закономерным — он же профессионал.

5. (Библиотекарь)

  1. Человек данной профессии следит за работой и надлежащим исполнением законов. В его обязанность входит контроль за своевременным возбуждением уголовных дел, дает санкции на обыск и другие следственные действия. Помимо этого он осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законом всеми предприятиями, учреждениями и лицами, защищает права граждан. Особо ценится у людей этой профессии — аналитический ум, логическое мышление, эрудированность, отличная память.

6.(Прокурор)

  1. Человек этой профессии анализирует спрос и предложение, предполагает возможные варианты развития ситуации и дает прогнозы на будущее. При этом он должен учитывать огромное количество самых разных параметров, увидеть за ними проявление общих закономерностей и не забыть про вероятность случайных и непредсказуемых изменений. Для решения столь сложной задачи помимо умения анализировать факты и солидного практического опыта ему потребуется экономическая и юридическая грамотность, безупречная логика и интуиция, а также широкие познания в самых различных областях. В итоге своей работы он оценивает жизнеспособность любой идеи и определяет, имеется ли в ней потребность, существуют ли в этой области конкуренты, и есть ли шансы их обойти.

7.(Аналитик)

  1. Специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности.

8.(психолог)

  1. Разрабатывает дизайн изделия, эскизы будущих произведений искусства и воплощает свой творческий замысел в жизнь. Может создать украшение по разработанным художником чертежам, эскизам и моделям. Профессионал в своем деле должен, помимо художественного мастерства, в совершенстве владеть многими рабочими специальностями: быть отличным токарем, пайщиком, слесарем, шлифовщиком, лудильщиком, выполнять сложнейшие операции с миниатюрными деталями. Ведь он не только (а подчас и не столько!) художник, но и технический работник, производящий весьма сложные в изготовлении изделия из металлов и камня. Кроме того, многие специалисты чаще занимаются не созданием новых изделий, а их ремонтом или, скажем, подгонкой размеров колец под пальцы нового владельца.

    При создании украшений мастер пользуется огромным количеством разнообразных инструментов и приспособлений, причем часто ему приходится самому их придумывать и изготавливать.В работе необходимы лупы, напильники, чеканы, лобзики, надфили, паяльники, горелка, бормашина и другое оборудование. Работа может быть посменной или по свободному графику. Некоторые трудятся дома, самостоятельно оборудуя небольшую мастерскую. Работа сидячая.

9.(ювелир)

10. В его обязанности входит планирование и проведение экскурсий, сопровождение туров, написание экскурсионных материалов. Он должен в совершенстве знать материал, уметь интересно рассказывать и управлять вниманием группы, отлично знать страну, ее историю и культуру, архитектурные и природные памятники, знать иностранные языки.

Профессионализм его заключается в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь слушателей, а не только сообщить им факты.

Чтобы экскурсия была содержательной и интересной, ему необходимо проделывать большую предварительную работу. Для этого он изучает книги и статьи по теме, разыскивает архивные документы, собирает интересные факты и истории. После чего составляет тексты экскурсий, пытаясь снабдить их интересными подробностями, неизвестными ранее фактами, красивыми легендами. В зависимости от темы и цели экскурсии разрабатывает маршрут, определяет вид и количество объектов показа. Определяет время поездки, длительность экскурсии, частоту и продолжительность остановок.

10.(гид-экскурсовод)

11. В его обязанности входит разработка на основе анализа математических алгоритмов

программ (полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке), реализующих решение различных задач:

  • выбор метода численного решения задачи, т.е. сведения сложных математических формул к элементарным арифметическим действия;

  • составление алгоритма — детального плана решения задачи — или выбор оптимального для решения данной задачи алгоритма;

  • определение информации, подлежащей обработке на компьютере, ее объемов, структуры, макетов и схем ввода, обработки, хранения и выдачи информации, методов ее контроля;

  • определение возможности использования готовых программ;

  • выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов;

  • подготовка программы к отладке и проведение отладки и корректировки (нахождение и устранение различных ошибок, которые, возможно, содержатся в программе);

  • разработка инструкции по работе с программами;

  • участие в создании технической документации;

  • сопровождение внедренных программ и программных средств (средств, обеспечивающих нормальную работу программы);

  • разработка и внедрение методов автоматизации программирования (использование простых программ для создания программ более высокого уровня);

  • участие в создании каталогов и карточек стандартных программ.

11.(программист)

  1. Это человек, уполномоченный поддерживать общественный порядок, охранять покой, здоровье и имущество всех законопослушных членов общества. Естественно, представитель этой профессии также обязан охранять здоровье и имущество правонарушителей, но вот их покой наоборот исчезает при виде их униформы. Кроме пагонов, его можно также отличить по особым инструментам труда — резиновая дубинка и пистолет.

12. (полицейский)

13. Каждой  эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материал одежды, цвет и рисунок ткани. Стиль в одежде – это своеобразное зеркало той или иной эпохи, позволяющее судить о культуре и экономике государств, о положении человека в обществе, его классовой принадлежности. Он создает новые стили одежды и оказывает влияние на развитие различных направлений моды.

 

Кроме того, он воплощает в жизнь творческие идеи и замыслы, создает эскизы, новые модели, корректирует промышленные модели, проектирует технически современные, удобные, красивые, композиции одежды, организует показы, выставки модной одежды, подбирает  материалы для выполнения проект-композиции.

13.(модельер)

14. В наш рациональный век, когда даже в космос летают по туристической путевке, эта профессия остается, пожалуй, последним прибежищем романтика. Любите острые ощущения? Выбирайте эту профессию – вот где экстрима в избытке! Приходится не хуже альпиниста карабкаться на заснеженные вершины, под стать водолазу спускаться на дно морское, врукопашную идти на дикого зверя, преодолевать километры таежной чащи с неподъемным рюкзаком за спиной.

 

Традиционный образ этого професссионала – бородатый мужик в «энцефалитке» с молоточком, без устали бороздящий бескрайние просторы в поисках месторождений, – мало изменился и в наши дни. Эта профессия для людей мужественных, решительных и одновременно романтичных. Твердая рука товарища – единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь – дело обычное. Работа его начинается с изучения и сопоставления горных пород, взятых с поверхности земли, со дна моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Он должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка. Он – разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм.

14.(геолог)

15. Процесс его работы сложен и индивидуален. Но основные вехи его, как правило, таковы: зарождение замысла, осознание идеи, цели сочинения и его адресата, выбор жанра и формы, создание эскизов и на их основе целого произведения. Одни специалисты сочиняют музыку за инструментом — роялем, другие записывают музыку, созданную «в уме». У одних работа идет медленно и мучительно, другие сочиняют легко и непринужденно. То и другое может присутствовать в творчестве одного профессионала. Но в любом случае талант и профессионализм его еще не являются достаточными условиями для создания музыкальных произведений. Требуется непрерывная работа. Он, как и художник, писатель, поэт, думает о своем сочинении все время. В нем постоянно идет работа мысли, души.

 

Он сочиняет музыку к кинофильмам, спектаклям, для эстрадных исполнителей. Пишет оперы, симфонии, оратории, кантаты, камерно-вокальные и инструментальные произведения. Он должен свободно ориентироваться в музыкальных стилях и владеть музыкальными инструментами.


Его задача — выразить музыкой чувства, передать настроение, эмоционально воздействовать на слушателя В любом случае это творчество. Создавая произведение для театра или кино, он должен придумать такую мелодию, чтобы погрузить зрителя в атмосферу происходящего на экране или сцене.

15.(композитор)

16. Деятельность его в значительной степени обусловлена спецификой его социально-психологической роли. Он — защитник всех прав и интересов подсудимого. Эта миссия возложена на него законом. Он обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, которые оправдывают обвиняемого и подсудимого, смягчают его ответственность, и оказывает ему необходимую юридическую помощь.

 

Успех его во многом зависит от умелого обращения с людьми, от правильного подхода к подзащитному, взаимодействия с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность : подготовка к процессу, составление плана, осуществление приемов и методов, выработанных практикой и профессиональным опытом.

 

Своевременная подготовка к защите, продуманная линия ее осуществления, составленный план — все это дает возможность четко формулировать свое мнение в суде, правильно ориентироваться в различных ситуациях, устранять недоразумения и неточности, а также вносить поправки по ходу выявления новых обстоятельств в ранее составленный план. Он должен досконально продумать все те вопросы, которые необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного следствия.

 

Он должен хорошо знать личность подзащитного, его психологию, мотивы преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, он может достигнуть положительных результатов.

16. (адвокат)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here