МОБУ Уразаевская СОШ МР Караидельский район Р.Б.

Урок по русскому языку во 5 классе на тему:

«Приставка ».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МОБУ Уразаевская СОШ Салиева О.Е.

2014- 2015 учебный год.

Тема: Приставка

Цели:

  • Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых отработать навык выделения приставок в словах.

  • Развивать словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;

  • Воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к учебе, охранять и любить птиц, природу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 [ Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов, « Просвещение-2013» , карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи, снежинки с ответами «да», « нет», смайлики.

Ход урока.

1.Психологическая установка на урок.

Здравствуйте, гости и учащиеся! Меня зовут Оксана Егоровна и урок сегодня с вами проведу я.

— А теперь давайте улыбнёмся друг другу и тихо сели, с хорошим настроением отправимся в путь знаний.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие

Захотели вновь прийти!

Но на уроке у нас не только гости-педагоги, но и пожаловала (отгадайте что?)

Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я ( зима)

Слайд 2.

— Какое время года изображено на иллюстрации? -За что вы любите зиму? А какая бывает зима? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой?   Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д


-Ребята, подул сильный ветер, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.

Снег,

Снежинка

снежный,

подснежник,

снегоход.

-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).

-Что они обозначают? ( предмет, признак предмета)

— Из каких частей ( морфем) состоят эти слова?

— Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.

-С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)

-В каком слове выделены не все части?

-Почему? (не знаем этой части)

-Назовите её? Где она находится? (перед корнем)

-Кто-нибудь знает, как называется эта часть? (приставка)

Открыли тетради и записали число , классная работа и тему нашего урока.

« Приставка».

2) Постановка учебной задачи.

— О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)

-Итак, тема нашего урока «Приставка», и мы с вами ответим на главный вопрос урока «что такое приставка?» (Слайд 9).

«Что такое приставка?»

  • Место приставки в слове

  • Для чего служит приставка

3)Поиск решения учебной задачи.

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды 10,11,12,13,14)

— Что увидели? (кормушку) (Воспитательная работа)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем саду? (ворона)

-Что она сделала? (прилетела)

( на слайдах появляется ворона и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)

-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в тетради столбиком).

— Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень — лет — )

— Выделите корень. Какое значение у слов?(движение, перемещение)

— А все ли эти слова обозначают одно и тоже ? (нет)

— Что же обозначают эти слова?(приближение, перемещение, удаление)

— Какие же части изменили смысл слов?(приставки)

— Назовите их.

— Где расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» ( Ответы детей)

3) Работа по учебнику.

-Откройте тайну золотого ключика на стр. 21 (знакомство с определением)

4) Первичное закрепление.

Выполнение упр. 415 в тетради. ( на все 15 мин)

3. Физкультминутка. (Слайд 15)

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!

4. Работа в парах. (Слайд 16)

Прочитайте задание. (допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой).

-Как будем работать? ( в парах)

бежал за угол

бежал из дома

бежал первым

бежал через дорогу

бежал от края

Подсказка:

За- вы- при- пере- от- про-

(фронтальная проверка со слайда – 17)

-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )

5. Дифференцированная работа.

-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточку с заданием. Как вы уже заметили, листочки у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.

Зелёная птичка – «Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя птичка —
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Красная птичка —
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Проверка фронтальная.

7. Итог урока.

— Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)
— Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет » (Слайд 19). Приготовили свои ладошки-сигналы.

  • Приставка – это значимая часть слова?

  • Приставка стоит после корня?

  • Приставка образует новые слова?

  • Приставка стоит перед корнем?

  • Приставка самая главная часть слова?

— Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.

8.Домашнее задание.
-Дома вы выполните задание п 77, упр 417.(Слайд 20)

9. Оценивание.

9. Рефлексия.

— У каждого из вас на столе лежат картинки со схематическими изображениями лиц. Если у вас на уроке было хорошее настроение, вам было легко выполнять задания, то возьмите картинку с весёлым лицом. Если у вас настроение не изменилось, вам было неинтересно на уроке, задания вы выполняли неохотно и с трудом, то с серьёзным лицом. Если вы часто испытывали трудности при выполнении задания, и вам хотелось плакать, то грустного человечка.

-Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день. (Слайд 21) Спасибо за внимание!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here