МОБУ Уразаевская СОШ МР Караидельский район Р.Б.
Урок по русскому языку во 5 классе на тему:
«Приставка ».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОБУ Уразаевская СОШ Салиева О.Е.
2014- 2015 учебный год.
Тема: Приставка
Цели:
-
Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых отработать навык выделения приставок в словах.
-
Развивать словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;
-
Воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к учебе, охранять и любить птиц, природу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 [ Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов, « Просвещение-2013» , карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи, снежинки с ответами «да», « нет», смайлики.
Ход урока.
1.Психологическая установка на урок.
Здравствуйте, гости и учащиеся! Меня зовут Оксана Егоровна и урок сегодня с вами проведу я.
— А теперь давайте улыбнёмся друг другу и тихо сели, с хорошим настроением отправимся в путь знаний.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие
Захотели вновь прийти!
Но на уроке у нас не только гости-педагоги, но и пожаловала (отгадайте что?)
Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета
Хоть люблю мороз сама
Потому что я ( зима)
Слайд 2.
— Какое время года изображено на иллюстрации? -За что вы любите зиму? А какая бывает зима? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д
-Ребята, подул сильный ветер, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.
Снег,
Снежинка
снежный,
подснежник,
снегоход.
-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).
-Что они обозначают? ( предмет, признак предмета)
— Из каких частей ( морфем) состоят эти слова?
— Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.
-С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)
-В каком слове выделены не все части?
-Почему? (не знаем этой части)
-Назовите её? Где она находится? (перед корнем)
-Кто-нибудь знает, как называется эта часть? (приставка)
Открыли тетради и записали число , классная работа и тему нашего урока.
« Приставка».
2) Постановка учебной задачи.
— О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)
-Итак, тема нашего урока «Приставка», и мы с вами ответим на главный вопрос урока «что такое приставка?» (Слайд 9).
-
«Что такое приставка?»
-
Место приставки в слове
-
Для чего служит приставка
-
3)Поиск решения учебной задачи.
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды 10,11,12,13,14)
— Что увидели? (кормушку) (Воспитательная работа)
-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)
-Кто появился в зимнем саду? (ворона)
-Что она сделала? (прилетела)
( на слайдах появляется ворона и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)
-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в тетради столбиком).
— Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень — лет — )
— Выделите корень. Какое значение у слов?(движение, перемещение)
— А все ли эти слова обозначают одно и тоже ? (нет)
— Что же обозначают эти слова?(приближение, перемещение, удаление)
— Какие же части изменили смысл слов?(приставки)
— Назовите их.
— Где расположены приставки? (перед корнем)
-Для чего они нужны? (для образования новых слов)
-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» ( Ответы детей)
3) Работа по учебнику.
-Откройте тайну золотого ключика на стр. 21 (знакомство с определением)
4) Первичное закрепление.
Выполнение упр. 415 в тетради. ( на все 15 мин)
3. Физкультминутка. (Слайд 15)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
4. Работа в парах. (Слайд 16)
Прочитайте задание. (допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой).
-Как будем работать? ( в парах)
(фронтальная проверка со слайда – 17)
-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )
5. Дифференцированная работа.
-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточку с заданием. Как вы уже заметили, листочки у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Синяя птичка — Подсказка | Красная птичка — Подсказка |
Проверка фронтальная.
7. Итог урока.
— Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)
— Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет » (Слайд 19). Приготовили свои ладошки-сигналы.
-
Приставка – это значимая часть слова?
-
Приставка стоит после корня?
-
Приставка образует новые слова?
-
Приставка стоит перед корнем?
-
Приставка самая главная часть слова?
— Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.
8.Домашнее задание.
-Дома вы выполните задание п 77, упр 417.(Слайд 20)
9. Оценивание.
9. Рефлексия.
— У каждого из вас на столе лежат картинки со схематическими изображениями лиц. Если у вас на уроке было хорошее настроение, вам было легко выполнять задания, то возьмите картинку с весёлым лицом. Если у вас настроение не изменилось, вам было неинтересно на уроке, задания вы выполняли неохотно и с трудом, то с серьёзным лицом. Если вы часто испытывали трудности при выполнении задания, и вам хотелось плакать, то грустного человечка.
-Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день. (Слайд 21) Спасибо за внимание!