Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Мурзаковой Татьяной Анатольевной
Учитель русского литературы
МБОУСОШ № 4 г. Апшеронска Краснодарского края
Тайны русского языка
Цель:
-
показать роль языка в жизни человека и его функции в современном мире;
-
развитие умения употреблять слова в свойственном им значении;
-
привитие уважения к русскому языку, бережного отношения к слову и его лексическому значению
Оборудование:
1.Плакаты с высказываниями о языке:
На русском языке говорит совесть мира.
М. Карим
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К.Г. Паустовский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок
Н.В. Гоголь
2.Выставка книг, посвящённых русскому языку.
Ход мероприятия:
I. Оргмомент
II. Вступление
Учитель
Языки являются самым сильным средством сохранения и развития нашего духовного наследия, крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге. Язык описывает то, как мы видим мир, отражает связь между прошлым, настоящим и будущим.
Слово очень хрупкое. Оно может обрадовать человека
и огорчить, помочь и обидеть. Язык – это целый мир. Нас повсюду сопровождают ласковые и грубые слова, вежливые и не совсем приятные. Они утешают, помогают, лечат, упрекают, радуются и огорчаются вместе с нами. Относиться к ним нужно очень бережно.
Ученик
Много слов на земле. Есть такие слова —
В них весеннего неба сквозит синева,
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Ученица
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Ученик
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Ученица
Вы к словам проявите терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются ранения,
Как от мелких, но острых осколков.
Ученик
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык.
Ученица
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик и проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык.
Ученик
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник —
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык.
Учитель
Язык – великое богатство народа, друг человека и его помощник. Как относились к языку в древние времена? Перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца и его раба Эзопа.
Рабовладелец
Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь
в мире. Где она?
Эзоп
Вот, мой господин. Это – язык!
Рабовладелец
Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире?
Эзоп
Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
Рабовладелец
Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?
Эзоп
Вот она, мой господин!
Рабовладелец
Ты прав. Трудно с тобой не согласиться.
-
Основная часть
Учитель
Нет языка без частей речи. Познакомимся с ними.
Ученица
Я достойна восхищенья,
Вместо имени стою.
Меня звать местоименье –
Это я не утаю.
Ученица
Я числительное, точно
Очень уж люблю считать:
Раз, два, три, четыре, пять –
Не устану повторять.
Ученик
Если вдруг искать начнёте,
Не теряйте времени.
Вы предлог всегда найдёте
В каждом предложении.
Ученик
Я зовусь « синьор Глагол »,
Люблю много света.
Я всегда обозначаю
Действие предмета.
Ученица
Всё, что есть на этом свете
В мире удивительное,
Обязательно расскажет
Имя существительное.
Ученица
Прилагательное важно,
Уж поверьте мне, друзья,
Сделать речь вашу красивой
Без меня никак нельзя.
Учитель
Спасибо, части речи, что познакомились с нами, что вы такие весёлые, внимательные. Куда они ушли? Наверно, в сказочное королевство. Да вот и придворный.
Придворный
Слуги её Величества королевы Пунктуации!
Вопросительный знак
Что себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу,
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
Разные вопросы задаю я всем:
Где? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Вот какой я мастак, вопросительный знак.
Восклицательный знак
Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу,
Восхищение, победу, торжество…
Не зря я от рождения противник тишины,
Где я, те предложения с особым выражением
Произносить должны.
Запятая
Выйду на дорожку,
Всем подставлю ножку.
Как меня зовут?
Придворный
Её Величество королева Пунктуация!
Ваше Величество, в королевство пришёл чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания не признаёт.
Королева
Ничего, мы проучим его и заставим с нами считаться.
Федя
Какие деревья странные! А там, кажется, кто-то сидит. Во, чучело гороховое! Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева
Как смеешь ты так говорить со мной, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя
Федя.
Королева
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно поставишь запятую – жив будешь, неправильно – умрёшь.
Федя
Давайте Ваше предложение и запятую.
Королева
Вот оно: « Казнить нельзя помиловать ».
/ Федя ставит запятую после слова « казнить » /
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя
Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре « Что? Где? Когда? » так и говорят: « Минута на размышление». А тут жизнь решается!
Королева
Ладно, думай, но смотри: ошибёшься – домой не попадёшь ».
Федя
Куда её поставить? Думай, Федя, думай. О! Догадался! / Ставит запятую после слова «нельзя» / Теперь ты, слово « казнить », от слова « нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева
Ну что ж, Федя, молодец. Отправляйся к врачу.
Врач
В каком классе ты учишься?
Федя
В шестом БЫ
Врач
БЫ? Не знаю такого класса. Дружно вы в своём классе живёте?
Федя
Жутко дружно, жутко весело!
Врач
Учитесь хорошо?
Федя
Порядок! Особенно девочки стараются. Учитель их в пух и прах хвалит.
Врач
Да, болезнь серьёзная. У тебя болен язык. Тут врач не поможет. Вылечиться можешь только сам. Вот тебе, мальчик, рецепт. Здесь самое правильное и надёжное лекарство.
/ Протягивает Феде учебник русского языка /
Учитель
Нужен вам, ребята, такой рецепт? Знаете ли вы русский язык? Капитанов команд прошу подойти к столу.
/ Идёт жеребьёвка /
Игру начинает команда_____
Задание №1
-
Встретились два слова « красивая » и « трудолюбивая ».
« Я – самая прекрасная, от меня глаза невозможно отвести», — сказало слово « красивая»
« Я люблю работать, учиться и богаче тебя», — ответило слово
« трудолюбивая ».
Докажите, что слово « трудолюбивая » говорит правду.
-
К доктору приходит школьник.
Доктор
Слушаю вас, молодой человек.
Мальчик
Доктор, спасите! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! А сейчас мне все мои ошибки на голову валятся. Я за один день такое пережил! Поседел у телевизора, стаял у магазина, парился в банке. Ещё я примирил костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. Захотел съесть яблоко – не дали, говорят, что просил сесть. Полоскал в речке свою любимую собаку. Нет, с меня хватит!
Доктор
Как вы думаете, от чего страдает мальчик? Как ему помочь?
-
В гости к подружке пришла девочка.
Девочка
С праздником, дорогая подружка! Я тебе подарочек принесла.
/ Протягивает ей фартук /
Подружка
Какой красивый!
Девочка
Надень его.
Подружка
/ Подруга примеряет фартук на девочке /
Девочка
Ты меня обидела.
Почему девочка обиделась?
Задание № 2
-
Найдите в предложениях спрятавшихся птиц.
Дон и Волга соединены каналом.
У крыльца плясали цыгане.
Войдя во двор, она окликнула сына.
Этот вид роз давно разводится в Румынии.
-
Учитель попросил учеников нарисовать предметы, о которых идёт речь в предложениях:
На берегу стоял красивый замок.
На столе лежал новый атлас.
Ей подарили яркие гвоздики.
Когда ученики сдали работы, учитель удивился. Почему?
-
Мальчик прислал письмо своему другу. Друг прочитал
его и был очень удивлён.
Я живу в деревне. Мы ловили сачком бабушек, накалываем их на булавочки. У нас на клумбе много шпионов. Мы раньше времени их не трогаем, ждём, пока они раскроются.
Вопросы зрителям
-
Какой город летает?
-
Как цаплю превратить в каплю?
-
В каком существительном сорок гласных?
-
за чем ученики в школе сидят?
-
За чем зима наступает?
-
По чему поезд проезжает?
-
Что необходимо сделать, чтобы слово « клоп » превратить в военское соединение?
-
что общего между словами « казак », « шалаш », « заказ », « наган »?
IV. Подведение итогов
Учитель
Латышский поэт П.Петерс в разговоре с журналистом высказал своё мнение о значении языка. Его спросили:
— Как можно учиться другому языку?
— Зная свой язык.
— А если я не знаю свой язык?
— То тебя вообще нет.
— Где же я?
— Нигде.
Слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей, уважать другую культуру и традиции. Слово всегда остаётся чистым, как свет, куда бы оно не проникало и чего бы ни касалось. Писатели обладают особым даром слушать живую речь. А.И.Куприн писал: « Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен ». Прочитайте высказывания о русском языке известных писателей на вывешенных плакатах и задумайтесь над смыслом этих слов.