Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Мурзаковой Татьяной Анатольевной

Учитель русского литературы

МБОУСОШ № 4 г. Апшеронска Краснодарского края

Тайны русского языка

Цель:

  • показать роль языка в жизни человека и его функции в современном мире;

  • развитие умения употреблять слова в свойственном им значении;

  • привитие уважения к русскому языку, бережного отношения к слову и его лексическому значению

Оборудование:

1.Плакаты с высказываниями о языке:

На русском языке говорит совесть мира.

М. Карим

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К.Г. Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок

Н.В. Гоголь

2.Выставка книг, посвящённых русскому языку.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент

II. Вступление

Учитель

Языки являются самым сильным средством сохранения и развития нашего духовного наследия, крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге. Язык описывает то, как мы видим мир, отражает связь между прошлым, настоящим и будущим.

Слово очень хрупкое. Оно может обрадовать человека

и огорчить, помочь и обидеть. Язык – это целый мир. Нас повсюду сопровождают ласковые и грубые слова, вежливые и не совсем приятные. Они утешают, помогают, лечат, упрекают, радуются и огорчаются вместе с нами. Относиться к ним нужно очень бережно.

Ученик

Много слов на земле. Есть такие слова —

В них весеннего неба сквозит синева,

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Ученица

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Ученик

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Ученица

Вы к словам проявите терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются ранения,

Как от мелких, но острых осколков.

Ученик

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык.

Ученица

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик и проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык.

Ученик

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник —

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык.

Учитель

Язык – великое богатство народа, друг человека и его помощник. Как относились к языку в древние времена? Перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца и его раба Эзопа.

Рабовладелец

Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь

в мире. Где она?

Эзоп

Вот, мой господин. Это – язык!

Рабовладелец

Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире?

Эзоп

Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

Рабовладелец

Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?

Эзоп

Вот она, мой господин!

Рабовладелец

Ты прав. Трудно с тобой не согласиться.

  1. Основная часть

Учитель

Нет языка без частей речи. Познакомимся с ними.

Ученица

Я достойна восхищенья,

Вместо имени стою.

Меня звать местоименье –

Это я не утаю.

Ученица

Я числительное, точно

Очень уж люблю считать:

Раз, два, три, четыре, пять –

Не устану повторять.

Ученик

Если вдруг искать начнёте,

Не теряйте времени.

Вы предлог всегда найдёте

В каждом предложении.

Ученик

Я зовусь « синьор Глагол »,

Люблю много света.

Я всегда обозначаю

Действие предмета.

Ученица

Всё, что есть на этом свете

В мире удивительное,

Обязательно расскажет

Имя существительное.

Ученица

Прилагательное важно,

Уж поверьте мне, друзья,

Сделать речь вашу красивой

Без меня никак нельзя.

Учитель

Спасибо, части речи, что познакомились с нами, что вы такие весёлые, внимательные. Куда они ушли? Наверно, в сказочное королевство. Да вот и придворный.

Придворный

Слуги её Величества королевы Пунктуации!

Вопросительный знак

Что себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу,

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

Разные вопросы задаю я всем:

Где? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Вот какой я мастак, вопросительный знак.

Восклицательный знак

Обычно в предложении стою я для того,

Чтоб выделить волнение, тревогу,

Восхищение, победу, торжество…

Не зря я от рождения противник тишины,

Где я, те предложения с особым выражением

Произносить должны.

Запятая

Выйду на дорожку,

Всем подставлю ножку.

Как меня зовут?

Придворный

Её Величество королева Пунктуация!

Ваше Величество, в королевство пришёл чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания не признаёт.

Королева

Ничего, мы проучим его и заставим с нами считаться.

Федя

Какие деревья странные! А там, кажется, кто-то сидит. Во, чучело гороховое! Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева

Как смеешь ты так говорить со мной, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя

Федя.

Королева

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно поставишь запятую – жив будешь, неправильно – умрёшь.

Федя

Давайте Ваше предложение и запятую.

Королева

Вот оно: « Казнить нельзя помиловать ».

/ Федя ставит запятую после слова « казнить » /

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя

Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре « Что? Где? Когда? » так и говорят: « Минута на размышление». А тут жизнь решается!

Королева

Ладно, думай, но смотри: ошибёшься – домой не попадёшь ».

Федя

Куда её поставить? Думай, Федя, думай. О! Догадался! / Ставит запятую после слова «нельзя» / Теперь ты, слово « казнить », от слова « нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева

Ну что ж, Федя, молодец. Отправляйся к врачу.

Врач

В каком классе ты учишься?

Федя

В шестом БЫ

Врач

БЫ? Не знаю такого класса. Дружно вы в своём классе живёте?

Федя

Жутко дружно, жутко весело!

Врач

Учитесь хорошо?

Федя

Порядок! Особенно девочки стараются. Учитель их в пух и прах хвалит.

Врач

Да, болезнь серьёзная. У тебя болен язык. Тут врач не поможет. Вылечиться можешь только сам. Вот тебе, мальчик, рецепт. Здесь самое правильное и надёжное лекарство.

/ Протягивает Феде учебник русского языка /

Учитель

Нужен вам, ребята, такой рецепт? Знаете ли вы русский язык? Капитанов команд прошу подойти к столу.

/ Идёт жеребьёвка /

Игру начинает команда_____

Задание №1

  1. Встретились два слова « красивая » и « трудолюбивая ».

« Я – самая прекрасная, от меня глаза невозможно отвести», — сказало слово « красивая»

« Я люблю работать, учиться и богаче тебя», — ответило слово

« трудолюбивая ».

Докажите, что слово « трудолюбивая » говорит правду.

  1. К доктору приходит школьник.

Доктор

Слушаю вас, молодой человек.

Мальчик

Доктор, спасите! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! А сейчас мне все мои ошибки на голову валятся. Я за один день такое пережил! Поседел у телевизора, стаял у магазина, парился в банке. Ещё я примирил костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. Захотел съесть яблоко – не дали, говорят, что просил сесть. Полоскал в речке свою любимую собаку. Нет, с меня хватит!

Доктор

Как вы думаете, от чего страдает мальчик? Как ему помочь?

  1. В гости к подружке пришла девочка.

Девочка

С праздником, дорогая подружка! Я тебе подарочек принесла.

/ Протягивает ей фартук /

Подружка

Какой красивый!

Девочка

Надень его.

Подружка

/ Подруга примеряет фартук на девочке /

Девочка

Ты меня обидела.

Почему девочка обиделась?

Задание № 2

  1. Найдите в предложениях спрятавшихся птиц.

Дон и Волга соединены каналом.

У крыльца плясали цыгане.

Войдя во двор, она окликнула сына.

Этот вид роз давно разводится в Румынии.

  1. Учитель попросил учеников нарисовать предметы, о которых идёт речь в предложениях:

На берегу стоял красивый замок.

На столе лежал новый атлас.

Ей подарили яркие гвоздики.

Когда ученики сдали работы, учитель удивился. Почему?

  1. Мальчик прислал письмо своему другу. Друг прочитал

его и был очень удивлён.

Я живу в деревне. Мы ловили сачком бабушек, накалываем их на булавочки. У нас на клумбе много шпионов. Мы раньше времени их не трогаем, ждём, пока они раскроются.

Вопросы зрителям

  1. Какой город летает?

  2. Как цаплю превратить в каплю?

  3. В каком существительном сорок гласных?

  4. за чем ученики в школе сидят?

  5. За чем зима наступает?

  6. По чему поезд проезжает?

  7. Что необходимо сделать, чтобы слово « клоп » превратить в военское соединение?

  8. что общего между словами « казак », « шалаш », « заказ », « наган »?

IV. Подведение итогов

Учитель

Латышский поэт П.Петерс в разговоре с журналистом высказал своё мнение о значении языка. Его спросили:

Как можно учиться другому языку?

— Зная свой язык.

— А если я не знаю свой язык?

— То тебя вообще нет.

— Где же я?

— Нигде.

Слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей, уважать другую культуру и традиции. Слово всегда остаётся чистым, как свет, куда бы оно не проникало и чего бы ни касалось. Писатели обладают особым даром слушать живую речь. А.И.Куприн писал: « Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен ». Прочитайте высказывания о русском языке известных писателей на вывешенных плакатах и задумайтесь над смыслом этих слов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here