Открытый урок в 3 классе по русскому языку
учитель Племяникова Т.В.
Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной»
Цели:
-
учить видеть данную орфограмму; применять на практике полученные знания;
-
воспитывать потребность в грамотном письме, прививать любовь к родному языку;
-
развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня;
-
развивать орфографическую зоркость, память, речь, творческие способности.
-
Оргмомент. Запись числа.
-
Чистописание. Сообщение темы урока.
а) — Найдите буквы в многобукве.
Ученик у доски(остальные в тетрадях) выписывает все возможные букв
— Найдите и выпишите на следующую строку буквы, с которыми мы работали вчера (в,д,л,т).
— Что вы о них можете сказать?
— Как думаете, какова тема сегодняшнего урока? (слайд 1 – Тема урока: «Правописание слов с непроизносимой согласной»).
— Какие цели поставим перед собой? (ответы детей).
— А ещё наш урок будет посвящен приближающемуся празднику. Какому?
— Мы поговорим о первом весеннем празднике – дне 8 марта, о любви к маме, поучимся грамотно писать поздравление ей.
б) – Прочитайте(слайд 2).
Сер…це матери лучше со…нца греет.
— Что прочитали?
— Как понять её смысл?
— Что можно сказать о словах с пропущенными буквами?
— Почему исчезают отдельные звуки в словах?
— Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
— Подберите проверочные слова.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обратите внимание на слово лучше.
Проверка (слайд 3 Сердце матери лучше солнца греет.).
-Запишем слово сердце в фонетической транскрипции.
— Сколько в нём букв, сколько звуков?
— Почему звуков меньше, чем букв?
— Подберём родственные слова к слову солнце.
-Найдите слова, в которых хорошо произносится согласный «л».
— Как можно назвать такие слова?
Физкультминутка. Упражнение для отдыха глаз (слайд 4).
— А теперь солнышко предлагает нам отдохнуть.
— Следите за движением солнышка глазами.
-
Работа по теме урока.
— Поупражняемся в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными.
— Напомните, как будем действовать?
— Сыграем в игру «Скажи наоборот». Слово это должно быть с непроизносимой согласной.
— Весёлый? (грустный)
— Как называются такие слова?
— Что такое антонимы?
Работа с доской.
грусть – грустный
— письменный? (устный)
— Кто знает, почему мы так говорим, устный?
— От какого слова произошло это слово?
уста – устный
— Несчастный? (счастливый)
счастье – счастливый
— О чём помнили, когда писали эти слова? Расскажите правило?
Физминутка – дидактическая игра.
— Слов с непроизносимыми согласными очень много. Я сейчас их буду называть, а вы постарайтесь их запомнить и изобразить слова движениями, мимикой.
— Радостный, звёздный, здравствуй, лестница, злостный, гигантский, хрустнуть.
— Кто запомнил слова с непроизносимой согласной и может их повторить?
-
Словарная работа.
— Продолжаем нашу работу.
— Будни? (праздники)
-Подберём проверочное слово.
— Что заметили?
— Оказывается, есть и такие слова. Об этом нам расскажут ребята.
Рассказ первого ученика (слайд 5).
Слово праздник образовалось от древнерусского слова праздь – что значит «свободный от работы».
— Расскажи о написании слова.
Рассказ второго ученика (слайд 6).
Слово чувство пришло из старославянского языка, образовалось от слова «чути» — что означало: слушать, чуять, понимать, чувствовать. Это слово впервые упоминается более 1000 лет назад.
— Расскажи о правописании слова.
Запись слов в словарики.
— Придумайте одно предложение, употребив в нём оба слова (слайд 7 Праздник, чувство).
-Запись с комментированием.
— Подчеркнём главные члены предложения.
-
Творческая работа (слайд 8).
Беседа о празднике 8 марта.
Чтение стихотворения о празднике.
— Вы сделали своими руками открытки для мам, бабушек. И сегодня мы их подпишем, используя в поздравлении слова с непроизносимыми согласными.
— Прочитайте карточки.
Дорогая мамочка!
Поздравляю тебя с ____________ 8 марта!
Будь, как ________________, красивой!
Будь _________________и милой,
_____________________ и любимой!
Будь всегда _____________________!
________________________.
— Что заметили? (не хватает слов).
— Прочитаем слова (Слайд 9).
грустный здравствуй
радостный несчастный
жалостный счастливый
праздник прелестный
солнце горестный
— Что можете о них сказать?
-Давайте выберем подходящие по смыслу слова и запишем их на строчках поздравления.
— О чём будем помнить?
Проверка. Дети зачитывают свои варианты поздравлений.
— О чём помнили, когда писали слова?
— Вклеим листочки в открытку.
-
Итог.
|
Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с ____________ 8 Марта! Будь, как ________________, красивой! Будь _________________и милой, _____________________ и любимой! Будь всегда _____________________!
|
|
Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с ____________ 8 Марта! Будь, как ________________, красивой! Будь _________________и милой, _____________________ и любимой! Будь всегда _____________________!
|