Урок по русскому языку в 3 классе по программе Перспектива
Тема урока: Корень
Цели:
1. Формировать знания детей о корне слова, уметь находить в слове корень, фонетические чередующиеся согласные звуки в корне слова.
2. Развитие умения делать выводы, строить сообщения в устной форме.
3. Воспитывать стремления совершенствовать свою речь.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива». Русский язык: учебник автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; рабочая тетрадь автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
Форма урока: с использованием мультимедийных средств
Ход урока
-
Организационный момент
-
Каллиграфическая минутка
Вввв
Ве-тер вете-р ве-тер
Найдите ошибки и запишите правильно слово ветер, разделяя на слоги, поставьте ударение.
-
Словарно – орфографическая работа ( РАБОТА В ПАРАХ)
— Какое значение имеет слово «ветер» (Движение потока воздуха.)
— Подберите синонимы к слову «ветер». (Смерч, пурга, дуновение, буран, вьюга, метель, ураган, шторм)
В ______, ________, _______
Е ______, ________,________
Т ______, ________,________
Е ______, ________, ________
Р ______, ________, ________
Прочитайте новое словарное слово, вспомните на каждую букву словарное слово и запишите его.
-
Актуализация знаний
-
Составьте предложение со словом ВЕТЕР. Найдите главные члены. Найдите словосочетания.
Дует сильный ветер.
-
Подберите к слову ветер родственные слова и найдите корень
Ветер, ветерок, ветрище, ветреный человек, ветреная погода
Выслушиваются ответы детей, делается вывод, что однокоренные слова обязательно должны быть близкие по значению.
-
Основной этап урока. Работа по теме.
Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику с. 96, упр. 160
Почему слово «Ветер» с большой буквы?
Рассказ текста по плану из вопросов.
— Выпишите из текста однокоренные слова к слову «снег», выделите корень
-Прочитайте слова, которые выписали. Как они называются? Почему? ( Однокоренные слова.)
— Что заметили, когда выделяли корень? (Последний согласный звук корня разный)
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Прочитайте слова Самоварова, с. 96
— О каком языковом законе рассказал Иван Иванович? (О чередовании согласных)
— Какие согласные чередуются? (Запись на доске: г – ж, х –ш, ц – ч
-
Физминутка (для глаз и общей моторики)
Мы снежинки, мы пушинки.
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки бале ринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встаем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
7. Продолжение по теме урока
А) Формирование умения выделять корни, в которых имеются чередование согласных звуков. Упр 161. Комментированное письмо.
Б) Работа в парах. (устная проверка)
Работа с омонимичными корнями ( упр. 162) «Найди лишнее»
(Корни в словах не только одинаково пишутся, но обязательно имеют одно и то же значение)
10. Самостоятельная работа
РТ упр.131, с.78. Работа с омонимичными корнями «Найди лишнее»
11. Рефлексия
-Послушайте рифмовку. Во время паузы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться;
Бок — …(бочок), друг — …(дружок),
Ухо — …(уши), пух — … (пушок),
Пущу — …(пускать), лечу -…(летать).
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
М.Бетенкова, Д. Фомин
12. Итог урока
— Какая часть слова называется корнем?
— Какие согласные могут чередоваться в корне?
13. Домашние задание
Упр. 163, с. 97