Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2»
Г.Нурлат Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Полёт фантазии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Бажанова Надежда Анатольевна
г. Нурлат
2012
Цели урока: развивать творческие навыки учащихся, повторить знания о метафоре, познакомить со схемой написания стихотворения по метафоре.
Оформление:
Класс празднично украшен осенними листьями.
Около доски оформлена «лесная полянка».
Учитель заранее готовит карточки со схемой стихотворения по метафоре.
Понадобятся.
Корзина, в которой лежат листочки с заданиями;
Толковые и этимологические словари.
В качестве музыкального оформления можно использовать цикл «Времена года» П.И.Чайковского.
Действующие лица:
Учитель
Осень
Листья (1)-(3)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! На улице прекрасная погода, и я приглашаю вас в осенний лес. Сколько необычного и прекрасного он нам преподносит!
Унылая пора – очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золота одетые леса.
Сколько написано поэтами замечательных строк об осени, сколько создано художниками полотен. Вот и мы сегодня превратимся в поэтов и художников, будем создавать стихотворение по метафоре «Осень».
(Звучит аудиозапись пьесы «Август» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». В класс вбегают Листья, осыпая ребят осенней листвой.)
Лист (1):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Лист(2):
Лес – наш дом, впускает всех,
Кто приходит к нам без злобы
И с открытою душой.
Лист (3):
Осень, она не спросит,
Осень, она придет,
Осень, она с вопросом
В синих глазах замрет.
Осень дождями ляжет,
Листьями занесет.
(Появляется Осень.)
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
-Вы рады встретится со мной? Вам нравится мой новый лесной наряд? А я к вам пришла не с пустыми руками. Я слышала, что здесь собрались ребята, которые хотят испытать себя в роли стихотворцев. Мне захотелось вам помочь. Напишите, пожалуйста, стихи обо мне. В этой корзине вы найдете все необходимое. Я обязательно прочитаю то, что у вас получится. Удачи ! (Оставляет корзину и уходит).
(В корзине у Осени – бумажные странички, оформленные, как кленовые листья. На них написана схема стихотворения по метафоре.)
Учитель:
Сегодня мы будем сочинять стихотворение по метафоре. Запишем тему урока. (Учитель на доске , а ребята в тетрадях записывают тему: « Полёт фантазии. Стихотворение по метафоре».)
А что такое метафора? (Ребята отвечают.)
Комментарий: «Метафора(греч. Буквально – перенесение ) – один из основных тропов художественной речи. Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическим, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким – либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов… Наша бытовая речь пестрит метафорами: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, горячее сердце, убит горем, встает солнце, пришла весна, железная воля, у нее кровь с молоком, горящие глаза, тонкий голос, тяжелый характер и т.д. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своими свежестью и новизной» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»).
«Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии, а также слово или выражение таким образом употребленное» («Словарь русского языка» ( в 4т.)).
«Метафора – вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает… Метафора обогащает наше представление о данном предмете, привлекая для его свойствах. Отсюда – познавательное значение метафоры» («Литературная энциклопедия» (в 11т.)).
— А как же строится стихотворение по метафоре? Посмотрите, нет ли подсказки в корзине у Осени? (Раздает листочки с заданиями ребятам.)
Комментарий: Стихотворение состоит из шести строчек. Каждая строчка — это пара слов.
Первая часть каждой пары – предмет стихотворения ( в данном случае осень); Вторая – его характеристика по одному из шести признаков: цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, качеству связанного с ним переживания.
Стихотворение состоит из шести характеристик, расположенных в такой последовательности:
-
Цвет
-
Вкус
-
Запах
-
Внешность
-
Звук
-
Качество переживаний
-Запишем название будущего стихотворения: «Осень»… Что такое осень? Давайте начнем с лексического значения этого слова. (Ребята находят в словарях значение слова «осень».)
Комментарий: Осень, и, ж.
-
Одно из четырех времен года, между летом и зимой. Погода к осени дождливей. Крлв. – Лето быстрое летит. Настала осень золотая. Пкнш. (см. золотой). – Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Нкрсв…
-
перен. Увядание, одряхление, приближение конца (книж. поэт.). Осень Эллады» («Толковый словарь русского языка»(в 4т./ под ред. Д.Н.Ушакова).
-Теперь давайте выясним этимологическое значение этого слова.
(Ребята находят в этимологическом словаре и зачитывают статью «Осень». Далее Учитель проводит беседу с целью навести ребят на те сравнения, на основании которых будут составлены их стихотворения. Особенно стоит обратить внимание, чтобы ребята называли характеристики осени, соответствующие признакам из схемы.)
Вопросы для беседы:
-
Как вы относитесь к осени?
-
Что вы особенно любите в осени?
-
Что вам вспоминается прежде всего, когда мы говорим «осень наступила» или «приближается осень»?
Комментарий: На уроке звучали такие ответы ребята:
-
«Осень – мое любимое время года, потому что все кругом становится разноцветным: желтым, багряным, золотистым».
-
«Я люблю осенью бродить по лесу, наслаждаться запахом грибов, любоваться осенними красками, прислушиваться к шуршанию листьев».
-
«Я люблю, когда идет дождь, барабанит по крыше, стучит в окно. Мне нравится в это время рисовать».
-
«А я не люблю осень, потому что деревья становятся голыми, потому что солнце светит редко, потому что идут затяжные дожди»
— Итак, теперь мы можем приступить к созданию стихотворения. Мы с вами должны сейчас «наполнить» слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком. Сначала охарактеризуем осень по цвету. (Ребята называют и записывают в тетрадь цветовые определения осени. Например: золотая, багряная, яркая, красно-желтая, золотистая.)
-А теперь каждый создаст метафору, используя те прилагательные, которые мы сейчас назвали. (Ребята работают самостоятельно. На эту работу отводится 3 минуты.)
— Что же у нас получилось? (Ребята зачитывают метафоры. Они могут быть, например такими : «осень – это золотая листва», «осень – это разноцветные краски», «осень – это листья, одетые в золотые наряды», «осень- это золотистый листопад».)
-Молодцы! Первый опыт удался. Теперь можно приступать к дальнейшей работе. У вас осталось еще пять признаков. Удачи!
(Учитель включает аудиозапись пьес «Август» и «Сентябрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года». В сильном классе ребята работают над стихотворением самостоятельно; в слабом – можно объединить ребят в группы. Через 10-15 минут все зачитывают, что у них получилось.)
(Предлагаем вашему вниманию стихи учеников )
Осень- это золотая листва.
Осень – это горькая рябина.
Осень – это свежий запах грибов.
Осень – это разноцветный убор деревьев.
Осень – это прощальный крик журавлей.
Осень – это любимая пора Пушкина.
Мухаметов Ренат.
Осень – это яркая пора.
Осень – это вкусные грибы.
Осень – это запах листьев.
Осень – это золото лесов.
Осень – печальные крики птиц.
Осень – это грусть о лете.
Цыганова Оксана.
Осень – это разноцветные краски.
Осень – это вкус овощей.
Осень – это запах осенней вспашки.
Осень – это увядание природы.
Осень – это шелест падающих листьев.
Осень – это тишина и покой души.
Садыкова Динара.
Осень – это листья, одетые в золотые наряды.
Осень – это сахарные арбузы и сочные дыни.
Осень – это свежесть утренней прохлады.
Осень – это множество разноцветных зонтов.
Осень – это прощальные крики улетающих птиц.
Осень — это грусть о лете.
Корнилова Настя.
Осень – это золотистый листопад.
Осень – это сладкий гранат.
Осень – это запах грибов.
Осень – это «в багрец одетые леса».
Осень – это шелест листьев.
Осень – это радость труда.
Кузнецов Сергей.
Осень – это желтые листья.
Осень –это вкусная антоновка.
Осень – это запах грибов.
Осень – это похожа на юную художницу.
Осень – это шелест листьев.
Осень – это возвращение в родную школу.
Хасанзянов Альберт.
Учитель: -Молодцы,справились с заданием! У вас все получилось. Мне очень хочется, чтобы вам нравилось сочинять, творить, что-то придумывать. А итогом нашей работы будет книга с вашими стихотворениями и иллюстрациями к ним, которые вы нарисуете к следующему уроку.
(Ребята получают домашнее задание: переписать свое стихотворение на лист А4 и на этом же листе нарисовать иллюстрацию к нему. Учитель потом составит из этих листов стихотворный сборник класса.)
Список использованной литературы
1. Квятковский, А.П. Поэтический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1996
2. Литературная энциклопедия: в 11 т. – М., 1929- 1939
3. Словарь русского языка: в 4 т. – М.: Русск. Язык: Полиграфресурсы, 1999.