Муниципальное общеобразовательное учереждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза П.С. Шамаева» г. Петровска Саратовской области

Технологическая карта урока русского языка, 9 класс

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Полякова Маргарита Владимировна

г. Петровск-2014

Сведения об авторе: Полякова Маргарита Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2 г. Петровска» Саратовской области»

Предмет: русский язык

Класс: 9

Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2009 и учебника: С.Г Бархударов. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. – М.: Просвещение, 2009

Тема урока: Повторение изученного по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательные: повторить и расширить знания по теме ««Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т.д.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Эпиграф к уроку: Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Мотивирует на определение темы и цели урока.

Приём «ЗУХ»

Размышляя над эпиграфом, учащиеся вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«хочу» — учиться

«могу» — учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников

Размышляя над смыслом и структурой предложения, Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

определяют тему и цель урока

Ставят задачу урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащиеся работают по двум первым графам таблицы

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Решение лингвистической задачи

Цифровой диктант

Дает установку: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» в буклете, если нет – «0. Затем проверьте свои ответы по ключу, оцените работу разберитесь в ошибках с соседом по парте.

Координирует работу с таблицей (4 слайд)

-Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Докажите правоту своего мнения, пользуясь следующими определениями:

  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются по значению- однородными..(однородное)

  • Первое придаточное предложение относится к главному, второе- к первому придаточному.(последовательное)

  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и является разными по значению.(параллельное)

Учащиеся работают по вариантам

1 вар«.

1. Союзы что, если, где  подчинительные?

2.Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним?

3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

4.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно. первая часть – придаточное предложение?

5.Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга?

2 вар.

1.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные?

2.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения.

3.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

4. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения?

5.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой

Проверяют по эталону. После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1вариант:11000 2 вариант: 11110

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

— Что вызвало затруднение, с чем не смогли справиться ?

Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания, намечают план коррекции дальнейших действий.

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

Как можно решить возникшую проблему?

Попробуем себя в роли настоящих учёных и проведём лингвистический эксперимент

Организует лингвистический эксперимент

_______

Приложение №1

Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта.

Работают 3 группы(3 ряда). Выбирают куратора группы.

Учащиеся экспериментально подтверждают признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Личностный результат УУД:

— стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

Учитель наблюдает и направляет работу учащихся.

Учащиеся выполняют намеченный ими план, обращаясь к теоретическому материалу стр.85-87

(читают, выписывают ключевые слова, составляя кластер)

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

Обучающиеся работают в паре, обсуждая изученный материал, а потом заслушиваются 2-3 ученика, делаем выводы о проделанной работе.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

Организует исследование .

Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей.

________

Приложение №2

Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст, данный на карточке.

Обучающиеся в группах проводят исследование: определяют тип и стиль речи предложенного текста, находят СПП, делают вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему. Делают вывод.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Личностный результат УУД:

— осознание эстетической ценности русского языка;

— стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, коррекция (Р).

Организует комплексный анализ текста.

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Приложение №3

1.  Озаглавливают данный текст. 2. Обозначают проблему, которую автор ставит перед читателями. 3. Определяют позицию автора, свою позицию по данному вопросу3. Определяют стиль речи.4.  Выписывают из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.5. Рассказывают о безударных гласных, непроверяемых ударением.6. Находят слово с чередующимся корнем. 7. Указывают в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. . Образовывают от них возможные степени сравнения.
8. Из предложения № 6 выписывают вводное слово и объясняют знаки препинания при вводных словах. Составляют предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения. 7. Находят СПП предложения с несколькими придаточными. (2,3)

Учащиеся делают выводы, что многие задания помогут им успешно подготовиться к ГИА .

ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценк.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).

Возвращает к приему «ЗУХ».

Комментирует работу с таблицей самооценки.

Приложение №4

-Верны ли оказались слова Л.Н. Толстого? Почему? (возвращение к эпиграфу)

Домашнее задание: подготовить устное выступление по созданному на уроке кластеру;

Или:

.

Учащиеся заполняют 3 графу «Узнал».

Заполняют таблицу самооценки. «Знаю», «умею» — это 1 балл, «нет», «не уверен» — 0 баллов. Складывают полученные баллы – получают конкретный результат за урок.

Размышляют над словами:

-«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто.

Приходят к правильному выводу, возвращаясь к словам Л.Н. Толстого, с которых и начался урок.

1 группа: самостоятельная работа №1(повышенной сложности)
2 группа: самостоятельная работа №2
3 группа: Задание В8(20-30) вариант Цыбулько И.П.

Приложение№1

Лингвистический эксперимент

Задание.  Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. )

1 ряд работает с. однородным подчинением

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом. (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

2 ряд. Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Вариант 3.  Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Приложение №2

. Исследовательская работа по группам

  • Класс делится на 5 групп.

  • Каждая группа анализирует текст на карточке.

  • Нужно определить тип и стиль речи, найти СПП, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

  • Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей.

Разговорный стиль


 – Кто это? – спросил я.
 – Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…
 – А какой же он с виду? – спросил я.
 – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Официально-деловой стиль

Директору управления
 Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 2013 г.                       Петров 

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

Приложение №3

Комплексный анализ текста.

1.    Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2.    Да потому(?)  что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?)  чтобы вам (н…)чего не мешало(?)  чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
3.    Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?)  и вы поймете(?) что есть много книг(?)  без которых нельзя жить(?)  которые  важнее и интереснее(?)  чем многие передачи.
4.    Определите сами свой выбор(?)  сообразуясь с тем(?)  какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
5.    Это значит(?)  что в ней что(то) существенное есть.
6.    А может быть(?)  это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

— Филолог, историк, общественный деятел., Академик АН СССР/1970/.

— Дважды лауреат Государственной премии /1952,1969/,-Герой Социалистического труда /1986/.

Задания для комплексного анализа текста.

1.  Озаглавьте данный текст. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. (Проблема преимущества телевизора перед книгой, проблема ценности книги)
2. Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? (есть много книг,  без которых нельзя жить,  которые  важнее и интереснее,  чем многие передачи)
3. Определите стиль речи. (публицистический)
4.  Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением. Найдите слово с чередующимся корнем.(выбирает) -В каком задании ГИА вам потребуются эти знания ?(А 5)
5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. (важнее, интереснее). Образуйте от них возможные степени сравнения.
6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения. -Зачем мы выполняем это задание? (Чтобы верно выполнить В5)
7. Найдите СПП предложения с несколькими придаточными. (2,3)

Приложение №4

Виды деятельности

оценка

1.Знание теоретического материала.

2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными.

3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид.

4.умение решать нестандартные лингвистические задачи.

5.Умение работать с комплексным анализом текста.

Приложение №5 Домашнее задание

Самостоятельная  работа  №1

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.
На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые
т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел  до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые  покрывались снегом. 

Задание 2: расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

с последовательным подчинением__________________________________ ,
с параллельным подчинением _____________________________________ ,
с однородным подчинением _______________________________________ ,
с комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет  зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________
2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже  полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________

Самостоятельная   работа №2

Осложнённое списывание

  1. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и расставьте знаки препинания.

  2. Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

1) Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда солнце  вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л,лл)ометров  семь от  того села в к..тором мы ноч..вали.  2) Потом я в(с,з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир становится синим. 3) Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в те(р,рр)а(с,сс)ы засажены лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет часть его труда наполняло Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было пр..готовлено к от..езду ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что когда мы д..стигли её то у нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here