Ф.И.О. автора: Трофимова Ольга Анатольевна.
Место работы: МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 1 класс
Тема: «Перенос слов»
Технологическая карта урока
1) познакомить учащихся с правилами переноса, организуя самостоятельное наблюдение за языковым материалом; упражняться в переносе слов; 2) развивать внимание, восприятие, мышление; 3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями): научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам; получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Учебник В.П.Канакиной «Русский язык» 1 класс Проектор, экран, презентация, книги, памятки. |
Сценарий урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1 | Оргмомент. Мотивация. Постановка цели. | Дети! На этом дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить какие они будут. Выберите! *повторять то, что знаем *баловаться *узнавать новое *играть в умные игры *советоваться с другом *помогать другу *мешать другу *смеяться над неудачами *радоваться за себя и класс
| Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Конкретизирует и подводит итог в определении целей. | Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу. Дети выбирают листочки: *повторять то, что знаем *узнавать новое *играть в умные игры *советоваться с другом *помогать другу *радоваться за себя и класс (доказывая, почему) | РУУД: — волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; ЛУУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности | ||
2 | Повторение: *Минутка чистописания *Словарная работа. | Задание: разбейте записи на 2 группы, выберите и запишите в тетради только буквы. — Что общего в написании этих букв? (проверьте себя по образцу). (Учитель показывает карточки с каллиграфическими написаниями букв ) но с пе сить ре х ва ж сло — Как вы определяли, что нужно писать? — Из слогов составьте слова. Это и есть тема нашего урока. «Расколдуйте» слова. Уберите лиш
ний слог и запишите полученные слова, поставьте ударение. Составьте слово из оставшихся слогов. певонал — пенал каранродаш — карандаш тетнарадь — тетрадь ворона — Какое слово лишнее? Почему? — А когда человека называют «вороной»? Вспомните выражение «считать ворон на уроке». Как понимаете? | Организует деятельность по повторению пройденного материала. | Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности. Дети называют: 1 группа — буквы и 2 группа – слоги, так как слог обязательно имеет 1 гласную. Дети записывают: с э х ж У этих букв есть одинаковый элемент — полуовал. Ученики составляют цель урока «Переносить слова» Дети составляют и записывают слова певонал — пенал каранродаш — карандаш тетнарадь-тетрадь Получается слово «ворона». Лишнее слово «ворона», т.к. оно не относится к школе.
| ПУУД логические — анализ объектов с целью выделения признаков. — синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. | ||
3 | Постановка проблемы урока. | — Для чего нужны слова? — Выберите подходящее по смыслу слово, пропущенное в предложении (см. карточку в приложении)
| Создаёт проблемную ситуацию. | — Слова нужны, чтобы называть предметы, действия… — Выбранные слова не умещаются на строке. — Что делать? — Можно писать сразу на другой строчке. — Можно написать мельче и уместить на этой строчке. Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.
| РУУД: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. КУУД: — умение слушать и вступать в диалог, — умение выражать свои мысли полно и точно, — учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | ||
4 | Составление плана решения проблемы | Иногда возникает необходимость слова переносить. — Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день. — Как же переносить слова? — Где можно понаблюдать за переносом слов? Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем, как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки. | Создаёт условия для организации деятельности по планированию. | Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы. | ПУУД общеучебные — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. | ||
5 | Групповая работа по поиску образцов. | Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску. Через некоторое время итоги работы обсуждаются. Какие слова нашли? Как они были перенесены? | Создаёт условия для организации работы в группе. Дети получают ксерокопии страниц книг, изучают памятку, выписывают слова, которые были перенесены с одной строки на другую. | Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, изучают памятку, выписывают слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают выводы. — Слова перенесены по слогам. | ПУУД логические -анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий. — обучение работе с разными видами информации. | ||
6 | Составление памятки. | Чтобы информацию, полученную в ходе вашей работы «не растерять» зафиксируем выводы в памятке. | Конкретизирует выводы, вносит необходимые коррективы. | Дети создают конечный продукт деятельности на уроке: «ПАМЯТКА. Перенос слов». | ПУУД -подведение под понятия, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений. — структурирование знаний | ||
7 | Игра-закрепление (в группах) (физминутка) Дополнение памятки.
| Предлагаю поиграть! Каждый из вас до начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на команды по цветам. Составим слова. В каждой команде есть участник, на бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место. Слова для игры: РЯБИНА – РЯ-БИ-НА КОНЬКИ – КОНЬ-КИ СУББОТА – СУБ-БО-ТА (можно предложить провокационный ход: разделите для переноса слово «КРАБ»).
| Организует игру в больших группах — упражнение творческого характера. | Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию. | ЛУУД: — формирование установки на здоровый образ жизни. ПУУД: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. КУУД: — умение договариваться, находить общее решение. | ||
Мы уже знаем о том, как переносить слова. Почему не получается разделить для переноса слово «краб»? Зафиксируем этот факт в нашей памятке. Срочно помогите Пете!!! Текст письма: Ребята! Здравствуйте! В нашей сказочной школе был урок русского языка. И вот что случилось… Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: «Едва» я перенёс е-два И получил за это «два»; «Укол» я перенёс у-кол И получил за это «кол»; «Опять» я перенёс о-пять; Теперь наверно будет «пять»? Будет ли у меня пятёрка? Помогите разобраться. — Ребята, наверное, вы умеет наблюдать и делать выводы. — Кто заметил, чем схожи слова «едва», «опять», «укол». — Почему герой получал плохие отметки? — Какой вывод можно сделать? Предлагаю дополнить памятку. | Организует работу по дополнению памятки. | Дети в итоге игры получают новые сведения о запрете переноса слов, состоящих из одного слога. — В этих словах есть слог, состоящий из одной буквы, зайка пытался отделить одну букву от слова и получал плохие отметки за это. — Вывод: нельзя отрывать одну букву от слова, даже если это слог. | РУУД: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
ПУУД логические -анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий. — построение логической цепи рассуждений. — умение структурировать знания (создание памятки)
ЛУУД: — ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу.
| ||||
8 | Самостоятельная работа с проверкой. | — Как вы думаете, как хорошо вы усвоили тему урока? — Предлагаю поработать в парах. (в учебнике с. 38 упр. 4) — Запишите слова, разделив чёрточкой для переноса. Посовещайтесь с соседом по парте. Сверьте работу с образцом. | Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся. | Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу. | РУУД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. КУУД: — взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
9 | Итог урока. Рефлексия. | — Вы хорошо поработали! — А теперь игра «Аквариум». Ловите (хлопните в ладоши) тех рыбок, слова на которых нельзя перенести. Слова для игры: соль, море, осьминог, кораллы, скат, волна и др. — Повторим по памятке правила переноса слов. — Оцените свою работу на уроке. Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, то свой лепесток вы прикрепите к улыбающемуся цветку на доске. Если вы работали, но было не всё понятно, то свой лепесток вы прикрепите к цветку с (?) Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш лепесток надо прикрепить к грустному цветку. — Спасибо за урок! | Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. | Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. | ПУУД: — рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности ЛУУД: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |