Ф.И.О. автора: Трофимова Ольга Анатольевна.

Место работы: МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.

Должность автора: учитель начальных классов.

УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 1 класс

Тема: «Перенос слов»

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

1) познакомить учащихся с правилами переноса, организуя самостоятельное наблюдение за языковым материалом; упражняться в переносе слов; 2) развивать внимание, восприятие, мышление; 3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам;

получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность):

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

Учебник В.П.Канакиной «Русский язык» 1 класс

Проектор, экран, презентация, книги, памятки.

Сценарий урока.

п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Оргмомент.

Мотивация.

Постановка цели.

Дети! На этом дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить какие они будут. Выберите!

*повторять то, что знаем

*баловаться

*узнавать новое

*играть в умные игры

*советоваться с другом

*помогать другу

*мешать другу

*смеяться над неудачами

*радоваться за себя и класс

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Конкретизирует и подводит итог в определении целей.

Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.

Дети выбирают листочки:

*повторять то, что знаем

*узнавать новое

*играть в умные игры

*советоваться с другом

*помогать другу

*радоваться за себя и класс

(доказывая, почему)

РУУД:

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

ЛУУД:

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

2

Повторение:

*Минутка чистописания

*Словарная работа.

Задание: разбейте записи на 2 группы, выберите и запишите в тетради только буквы.

— Что общего в написании этих букв? (проверьте себя по образцу). (Учитель показывает карточки с каллиграфическими написаниями букв )

но с пе сить ре х ва ж сло

— Как вы определяли, что нужно писать?

— Из слогов составьте слова. Это и есть тема нашего урока.

«Расколдуйте» слова. Уберите лиш

ний слог и запишите полученные слова, поставьте ударение.

Составьте слово из оставшихся слогов.

певонал — пенал

каранродаш — карандаш

тетнарадь — тетрадь

ворона

— Какое слово лишнее? Почему?

— А когда человека называют «вороной»?

Вспомните выражение «считать ворон на уроке». Как понимаете?

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Дети называют: 1 группа —

буквы и 2 группа – слоги,

так как слог обязательно имеет 1 гласную.

Дети записывают:

с э х ж

У этих букв есть одинаковый элемент — полуовал.

Ученики составляют цель урока «Переносить слова»

Дети составляют и записывают слова

певонал — пенал

каранродаш — карандаш

тетнарадь-тетрадь

Получается слово «ворона».

Лишнее слово «ворона», т.к. оно не относится к школе.

ПУУД логические

— анализ объектов с целью выделения признаков.

— синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3

Постановка проблемы урока.

— Для чего нужны слова?

— Выберите подходящее по смыслу слово, пропущенное в предложении (см. карточку в приложении)

На парте лежит красивый

На уроках нужен простой

Петя весь урок считал

Создаёт проблемную ситуацию.

— Слова нужны, чтобы называть предметы, действия…

— Выбранные слова не умещаются на строке.

— Что делать?

— Можно писать сразу на другой строчке.

— Можно написать мельче и уместить на этой строчке.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.

РУУД:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

КУУД:

— умение слушать и вступать в диалог,

— умение выражать свои мысли полно и точно,

— учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

4

Составление плана решения проблемы

Иногда возникает необходимость слова переносить.

— Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день.

— Как же переносить слова?

— Где можно понаблюдать за переносом слов?

Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем, как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки.

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.

ПУУД общеучебные

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

5

Групповая работа по поиску образцов.

Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску.

Через некоторое время итоги работы обсуждаются.

Какие слова нашли?

Как они были перенесены?

Создаёт условия для организации работы в группе. Дети получают ксерокопии страниц книг, изучают памятку, выписывают слова, которые были перенесены с одной строки на другую.

Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, изучают памятку, выписывают слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают выводы.

— Слова перенесены по слогам.

ПУУД логические

-анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.

— обучение работе с разными видами информации.

6

Составление памятки.

Чтобы информацию, полученную в ходе вашей работы «не растерять» зафиксируем выводы в памятке.

Конкретизирует выводы, вносит необходимые коррективы.

Дети создают конечный продукт деятельности на уроке: «ПАМЯТКА. Перенос слов».

ПУУД

-подведение под понятия, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений.

— структурирование знаний

7

Игра-закрепление

(в группах)

(физминутка)

Дополнение памятки.

Предлагаю поиграть!

Каждый из вас до начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на команды по цветам. Составим слова. В каждой команде есть участник, на бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место.

Слова для игры:

РЯБИНА – РЯ-БИ-НА

КОНЬКИ – КОНЬ-КИ

СУББОТА – СУБ-БО-ТА

(можно предложить провокационный ход: разделите для переноса слово «КРАБ»).

Организует игру в больших группах — упражнение творческого характера.

Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию.

ЛУУД:

— формирование установки на здоровый образ жизни.

ПУУД:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

КУУД:

— умение договариваться, находить общее решение.

Мы уже знаем о том, как переносить слова. Почему не получается разделить для переноса слово «краб»?

Зафиксируем этот факт в нашей памятке.

Срочно помогите Пете!!!

Текст письма:

Ребята! Здравствуйте! В нашей сказочной школе был урок русского языка. И вот что случилось…

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

«Едва» я перенёс е-два

И получил за это «два»;

«Укол» я перенёс у-кол

И получил за это «кол»;

«Опять» я перенёс о-пять;

Теперь наверно будет «пять»?

Будет ли у меня пятёрка? Помогите разобраться.

— Ребята, наверное, вы умеет наблюдать и делать выводы.

— Кто заметил, чем схожи слова «едва», «опять», «укол».

— Почему герой получал плохие отметки?

— Какой вывод можно сделать?

Предлагаю дополнить памятку.

Организует работу по дополнению памятки.

Дети в итоге игры получают новые сведения о запрете переноса слов, состоящих из одного слога.

— В этих словах есть слог, состоящий из одной буквы, зайка пытался отделить одну букву от слова и получал плохие отметки за это.

— Вывод: нельзя отрывать одну букву от слова, даже если это слог.

РУУД:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

ПУУД логические

-анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.

— построение логической цепи рассуждений.

— умение структурировать знания (создание памятки)

ЛУУД:

— ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу.

8

Самостоятельная работа с проверкой.

— Как вы думаете, как хорошо вы усвоили тему урока?

— Предлагаю поработать в парах.

(в учебнике с. 38 упр. 4)

— Запишите слова, разделив чёрточкой для переноса.

Посовещайтесь с соседом по парте.

Сверьте работу с образцом.

Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся.

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу.

РУУД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

КУУД:

— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

9

Итог урока.

Рефлексия.

— Вы хорошо поработали!

— А теперь игра «Аквариум». Ловите (хлопните в ладоши) тех рыбок, слова на которых нельзя перенести.

Слова для игры: соль, море, осьминог, кораллы, скат, волна и др.

— Повторим по памятке правила переноса слов.

— Оцените свою работу на уроке.

Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, то свой лепесток вы прикрепите к улыбающемуся цветку на доске.

Если вы работали, но было не всё понятно, то свой лепесток вы прикрепите к цветку с (?)

Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш лепесток надо прикрепить к грустному цветку.

— Спасибо за урок!

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

ПУУД:

— рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ЛУУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here