Конспект урока русского языка в 1 классе
(по курсу В.П. Конакиной, В.Г. Горецкого)
Тема: «Заглавная буква в словах».
Тип урока: урок «Открытие нового знания».
Форма урока: урок.
Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названия городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -4-е изд. –М.: Просвещение, 2013.- 143 с.: ил.- (Школа России). –ISBN978-5-09-030831-1/; электронное приложение к учебнику.
Ход урока
-
Организационный момент:
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Посмотрите: всё в порядке –
Книги, ручки и тетрадки?
Коль такие у нас есть,
Могут тихо они сесть.
-
Мотивация к учебной деятельности:
Ждём гостей сегодня мы,
Прибывших из безымянной страны.
Их с улыбкою встречаем,
Познакомиться желаем.
А они-то ведь игрушки:
Куклы, всякие зверушки.
Чтобы их нам различать,
Имена им нужно дать.
(На доске появляются изображения игрушек: кукол, собачек, котят и др.)
Кукол кто готов назвать?
Предлагаю записать.
( Несколько человек записывают на доске рядом с рисунком имена, данные куклам)
Имя я дала им тоже.
Посмотрите: что похоже
В написании имён?
(Я тоже записываю имя куклы. Сравнивают, анализируют записанное)
Кто ошибкою смущён?
3.Актуализация и пробное учебное действие:
Если вас вопрос тревожит,
То урок наш вам поможет.
В чём секрет его узнаем,
Время даром не теряем.
((Дети высказывают свои мнения: кто же написал правильно, кто с ошибкой)
4.Выявление места и причины затруднения:
В чём же трудность подскажите
И друзей поторопите.
(Сомневаются, как точно правильно писать)
5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (тема и цель урока).
Тему дружно называем,
Его цель определяем.
(Формулируют тему, цель)
Буквы меж собой не равные,
Всюду царствуют заглавные.
Где же их писать нам нужно,
Чтобы жили они дружно?
Мы в слова их позовём
И правило для них найдём.
Только куклам имя дали,
И зверюшки нас позвали.
Как же их мы назовём?
как запишем их потом?
(Дети предлагают клички животных, некоторые записывают на доске)
В доме мы их всех поселим,
Жилище, номер издадим,
Названье улицы дадим.
Как напишем – подтвердим
( На доску прикрепляется домик, дети предлагают название улицы, записывают его, высказывают предложения как правильно записать название улицы)
Город им подскажем тоже –
Он им в будущем поможет.
(Предлагают название города, желающие записывают его название).
Слов вы множество назвали,
Так проверим написанье.
Буква заглавные найдём,
На письме не подведём.
(Детям предлагается посмотреть анимацию, сравнить и ответить на вопрос: какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы? ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»)
Что с заглавной буквы пишем,
Я хочу от вас услышать.
Посмотрите и сравните,
Сделав вывод, подскажите.
(В русском языке с заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия географических объектов)
Буква заглавная нужна.
Дружите с нею, имена.
Но не только имена, клички, улицы и страны,
Реки, горы и моря.
Вывод сделан. Вот вам честь.
Проверим: в книге он тоже есть.
(Проверяют вывод по упражнению1, стр.122, работают в группах. Каждая группа делает вывод по своим словам. По одному словосочетанию из каждой группы записывают в тетрадь).
Словарная работа.
Есть главный город в сердце Родины нашей,
Во всём мире нет его краше.
К нему обращаемся мысленно мы,
Как к главному символу нашей страны.
Вы догадались? Это город…
(Договаривают: «Москва»).
Прочтём это слово и запишем его,
А вы скажите мне для чего.
(Читают слово Москва на стр.123, прослушивают информацию о слове Москва ЭОР).
Если проверка ведёт в затрудненье –
Обратимся к словарю без сомнения.
Красив этот город, мы сделаем краше.
В предложении словами докажем.
(Составляем и записываем предложение со словом Москва)
История у каждого города есть.
С ним связаны его название и честь.
К страничке особой мы обратимся,
И в этой области просветимся.
(Группа ребят из 2-3 человек работают с материалами странички для любознательных стр.123, остальные выполняют задания в рабочей тетради упр.76, взаимопроверка).
Будут вещать, кому выпала честь
До нас информацию донесть.
Об истории города сказать,
С его названием связать.
(Слушаем сообщение о названии городов)
6.Реализация построенного проекта
Поговорив о городах, вернёмся снова к именам.
Как же быть нам с именами,
Если раньше звали Таня,
Сейчас Татьяной назову.
Что я в этом изменю?
Может быть, одно и то же
Имя я взяла. И что же?
Или разные они?
Кто поможет – подскажи.
(Дети высказывают свои мнения. Таня-Татьяна одно и то же имя или разное)
Как имена эти назвать,
Учебник может подсказать.
(Читаем текст из учебника, стр.123)
Имена людей бывают полные и сокращённые
Имя полное любое
Чтоб его нам не забыть,
Имя можно сократить.
Чтобы видеть их сполна,
Различать все имена,
Упражненье выполняем,
Свои знанья применяем.
(Выполняют в парах упр. 2, стр. 123, уточняем, как выполняем упражнение)
7.Первичное закрепление.
Ваше имя назовите,
Рядом его сократите.
В тетрадь верно запишите.
(Каждый записывает своё полное и сокращенно имя)
Время есть до переменки.
Много слов ещё нас ждёт.
Мы немного отдохнём,
Работать с ними мы начнём.
Физминутка
Слова буду называть,
Вам придётся отвечать.
Если с маленькой писать,
Нужно будет приседать.
Слово требует заглавную
Здесь придётся вам вставать,
Руки к верху поднимать.
(Называю слова: Дядя, Саша, Коля, Маша- это тоже тётя наша.
Кот Матроскин едет в гости, Шарик тоже вместе с ним.)
При выполнении заданья берите букву главную
Правило свяжите с ней,
Чтоб выполнить его быстрей.
8.Самостоятельная работа.
(Выполняют упр. 75 из рабочей тетради)
Проверяем написанье,
Сами делаем замечанье.
(Проверка с помощью ЭОР: «Упражнение из рабочей тетради». Самопроверка)
9.Включение знаний в систему и повторение.
Подскажите, как мне быть,
Чтобы имя различить?
Чтобы выразить признанье,
Уваженье и вниманье?
(Дети высказывают свои мнения. Можно назвать сокращенное имя, полное, имя и отчество.)
Ваши мнения учтем, и учебник мы прочтем.
(Читаем заметку, стр. 124)
Называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем уважительное к нему отношение.
К имени отчество приставим,
К обращению представим.
Чтобы правил не забыть,
Нужно знанья закрепить.
Предложение записать,
Орфограммы в нём назвать.
(Записывают предложения по диктовку: У Ирины Щегловой живет чудесный пес Барбос)
Запись тут же проверяем,
Орфограммы называем.
(Фронтальная работа. Проверка по образцу)
10.Рефлексия.
Урок успешно провели,
Доказательства нашли.
На уроке мы узнали …
И заданья выполняли…
Работу сами оцените,
Ваши знанья примените.
Своё лицо вы здесь найдите
И его мне покажите.
(Дети выбирают смайлики и показывают своё настроение)