Конспект урока русского языка в 1 классе

(по курсу В.П. Конакиной, В.Г. Горецкого)

Тема: «Заглавная буква в словах».

Тип урока: урок «Открытие нового знания».

Форма урока: урок.

Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названия городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;

содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -4-е изд. –М.: Просвещение, 2013.- 143 с.: ил.- (Школа России). –ISBN978-5-09-030831-1/; электронное приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Посмотрите: всё в порядке –

Книги, ручки и тетрадки?

Коль такие у нас есть,

Могут тихо они сесть.

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Ждём гостей сегодня мы,

Прибывших из безымянной страны.

Их с улыбкою встречаем,

Познакомиться желаем.

А они-то ведь игрушки:

Куклы, всякие зверушки.

Чтобы их нам различать,

Имена им нужно дать.

(На доске появляются изображения игрушек: кукол, собачек, котят и др.)

Кукол кто готов назвать?

Предлагаю записать.

( Несколько человек записывают на доске рядом с рисунком имена, данные куклам)

Имя я дала им тоже.

Посмотрите: что похоже

В написании имён?

(Я тоже записываю имя куклы. Сравнивают, анализируют записанное)

Кто ошибкою смущён?

3.Актуализация и пробное учебное действие:

Если вас вопрос тревожит,

То урок наш вам поможет.

В чём секрет его узнаем,

Время даром не теряем.

((Дети высказывают свои мнения: кто же написал правильно, кто с ошибкой)

4.Выявление места и причины затруднения:

В чём же трудность подскажите

И друзей поторопите.

(Сомневаются, как точно правильно писать)

5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (тема и цель урока).

Тему дружно называем,

Его цель определяем.

(Формулируют тему, цель)

Буквы меж собой не равные,

Всюду царствуют заглавные.

Где же их писать нам нужно,

Чтобы жили они дружно?

Мы в слова их позовём

И правило для них найдём.

Только куклам имя дали,

И зверюшки нас позвали.

Как же их мы назовём?

как запишем их потом?

(Дети предлагают клички животных, некоторые записывают на доске)

В доме мы их всех поселим,

Жилище, номер издадим,

Названье улицы дадим.

Как напишем – подтвердим

( На доску прикрепляется домик, дети предлагают название улицы, записывают его, высказывают предложения как правильно записать название улицы)

Город им подскажем тоже –

Он им в будущем поможет.

(Предлагают название города, желающие записывают его название).

Слов вы множество назвали,

Так проверим написанье.

Буква заглавные найдём,

На письме не подведём.

(Детям предлагается посмотреть анимацию, сравнить и ответить на вопрос: какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы? ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»)

Что с заглавной буквы пишем,

Я хочу от вас услышать.

Посмотрите и сравните,

Сделав вывод, подскажите.

(В русском языке с заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия географических объектов)

Буква заглавная нужна.

Дружите с нею, имена.

Но не только имена, клички, улицы и страны,

Реки, горы и моря.

Вывод сделан. Вот вам честь.

Проверим: в книге он тоже есть.

(Проверяют вывод по упражнению1, стр.122, работают в группах. Каждая группа делает вывод по своим словам. По одному словосочетанию из каждой группы записывают в тетрадь).

Словарная работа.

Есть главный город в сердце Родины нашей,

Во всём мире нет его краше.

К нему обращаемся мысленно мы,

Как к главному символу нашей страны.

Вы догадались? Это город…

(Договаривают: «Москва»).

Прочтём это слово и запишем его,

А вы скажите мне для чего.

(Читают слово Москва на стр.123, прослушивают информацию о слове Москва ЭОР).

Если проверка ведёт в затрудненье –

Обратимся к словарю без сомнения.

Красив этот город, мы сделаем краше.

В предложении словами докажем.

(Составляем и записываем предложение со словом Москва)

История у каждого города есть.

С ним связаны его название и честь.

К страничке особой мы обратимся,

И в этой области просветимся.

(Группа ребят из 2-3 человек работают с материалами странички для любознательных стр.123, остальные выполняют задания в рабочей тетради упр.76, взаимопроверка).

Будут вещать, кому выпала честь

До нас информацию донесть.

Об истории города сказать,

С его названием связать.

(Слушаем сообщение о названии городов)

6.Реализация построенного проекта

Поговорив о городах, вернёмся снова к именам.

Как же быть нам с именами,

Если раньше звали Таня,

Сейчас Татьяной назову.

Что я в этом изменю?

Может быть, одно и то же

Имя я взяла. И что же?

Или разные они?

Кто поможет – подскажи.

(Дети высказывают свои мнения. Таня-Татьяна одно и то же имя или разное)

Как имена эти назвать,

Учебник может подсказать.

(Читаем текст из учебника, стр.123)

Имена людей бывают полные и сокращённые

Имя полное любое

Чтоб его нам не забыть,

Имя можно сократить.

Чтобы видеть их сполна,

Различать все имена,

Упражненье выполняем,

Свои знанья применяем.

(Выполняют в парах упр. 2, стр. 123, уточняем, как выполняем упражнение)

7.Первичное закрепление.

Ваше имя назовите,

Рядом его сократите.

В тетрадь верно запишите.

(Каждый записывает своё полное и сокращенно имя)

Время есть до переменки.

Много слов ещё нас ждёт.

Мы немного отдохнём,

Работать с ними мы начнём.

Физминутка

Слова буду называть,

Вам придётся отвечать.

Если с маленькой писать,

Нужно будет приседать.

Слово требует заглавную

Здесь придётся вам вставать,

Руки к верху поднимать.

(Называю слова: Дядя, Саша, Коля, Маша- это тоже тётя наша.

Кот Матроскин едет в гости, Шарик тоже вместе с ним.)

При выполнении заданья берите букву главную

Правило свяжите с ней,

Чтоб выполнить его быстрей.

8.Самостоятельная работа.

(Выполняют упр. 75 из рабочей тетради)

Проверяем написанье,

Сами делаем замечанье.

(Проверка с помощью ЭОР: «Упражнение из рабочей тетради». Самопроверка)

9.Включение знаний в систему и повторение.

Подскажите, как мне быть,

Чтобы имя различить?

Чтобы выразить признанье,

Уваженье и вниманье?

(Дети высказывают свои мнения. Можно назвать сокращенное имя, полное, имя и отчество.)

Ваши мнения учтем, и учебник мы прочтем.

(Читаем заметку, стр. 124)

Называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем уважительное к нему отношение.

К имени отчество приставим,

К обращению представим.

Чтобы правил не забыть,

Нужно знанья закрепить.

Предложение записать,

Орфограммы в нём назвать.

(Записывают предложения по диктовку: У Ирины Щегловой живет чудесный пес Барбос)

Запись тут же проверяем,

Орфограммы называем.

(Фронтальная работа. Проверка по образцу)

10.Рефлексия.

Урок успешно провели,

Доказательства нашли.

На уроке мы узнали …

И заданья выполняли…

Работу сами оцените,

Ваши знанья примените.

Своё лицо вы здесь найдите

И его мне покажите.

(Дети выбирают смайлики и показывают своё настроение)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here