Урок русского языка 2 класс «Корень слова» Тема урока: Корень слова. Цель урока: сформировать умение находить в слове корень и подбирать однокоренные слова. Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень», Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа. — Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка? — Умение грамотно и красиво писать. 2. Минутка чистописания — Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке. Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.) На доске: М м — Молодцы! Садитесь. — Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах. Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит, снежная, моро_. (слайд 3) На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4) 3. Актуализация знаний — А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5) (1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2гр.- Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень. — Что такое корень? — А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.) — Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.) Работа в парах. — Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6) 4. Этап формирования положительной мотивации. — Ребята, скажите, что обозначает слово корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7) — Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. — Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8) — Что общего в значении этого слова? — Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний. — Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9). — Что вырастает из корня слова? — Новые слова. — Как они называются? — Однокоренными. — Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10) — Будем говорить о корне слова. 5. Физминутка. (слайд 11) 1 – топнуть правой ногой, 2 – топнуть левой ногой, 3 – коснуться правой рукой правой ноги, 4 – коснуться левой рукой левой ноги, 5 – дотронуться правой рукой до правого плеча, 6 – дотронуться левой рукой до левого плеча, 7 – хлопнуть в ладоши за спиной, 8 – хлопнуть в ладоши над головой. — Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова? — Да. Работа в группах. Карточки со словами. 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок. 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная. 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник. 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка. 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный. (карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.) — Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова. 6. Работа с учебником. Стр. 75 Упр. 118 7. физминутка для глаз. 7. Итог урока. — Мы узнали: (Слайд 12) — Что такое корень слова? Д: главная часть слова (Щелчок мышкой) — Как его находить? Д: подобрать однокоренные слова (Щелчок мышкой) — Как его выделять (значок)? Д: дугой сверху слова (Щелчок мышкой) — Какова его роль в слове? Д: смысл однокоренных слов (Щелчок мышкой) — Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается. Игра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12) — Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни. Лес, лесник, леска, лесной Парк, парковый, паркет Водичка, вода, водитель, водяной — Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень — главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14). Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка. 9. Этап рефлексии. Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15). Карточки учащиеся показывают учителю. — Спасибо за работу! (Слайд 16) |