Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»
Елабужского муниципального района
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе
Тема:
«Имя существительное как часть речи»
подготовила
учитель начальных классов
Филонова Евгения Леонидовна
г. Елабуга
2012
Русский язык.
Тема: Имя существительное, как часть речи. Творческая работа.
Цели: 1) Изучить имя существительное, как часть речи, умение определять предметы, отвечающие на вопросы кто? и что?
Повторить знакомые орфогр. Письмо под диктовку. Дать понятие о названии данной части речи, как о чем-то существующем. Уметь писать небольшой текст по картине и ключевым словам.
Ход урока: 1) Организация.
-
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Речевка: Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
-
Актуализация. Минутка чистописания с грамматическим заданием.
а) Назовите парную согласную буквы [ф] и запишите её.
б) Какой звук чаще звучит в скороговорке?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
в) Какая буква в алфавите стоит перед буквой «п». Запишите ее два раза.
г) Назовите букву, которая обозначает звуки [л][л‘]. в, с, о, о, л
-
А теперь попробуем переставить буквы и собрать из них слово. Что получилось? СЛОВО — запишите еще 3 раза, соблюдая правила каллиграфии.
-
Итак, ребята, вот сегодня мы и будем говорить о словах. Вы уже знаете что вся наша речь состоит из слов, и что слова бывают разные. О каких словах мы будем говорить сегодня вы узнаете позже.
-
Постановка проблемы.
(в тетради).
В некотором царстве есть страна, которая называется Русский язык. В этой стране есть город Морфология. В этом городе живет важный житель. Сейчас мы отправимся в эту страну и тогда познакомимся с этим загадочным героем.
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок. Там для нас послание от загадочного жителя города Морфология. Да здесь стихотворение. Давайте прочтем.
Есть много интересных слов
Их знаете давно
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино
И долго можно говорить
Про разные предметы
Возьми слова утюг, пенал
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить
Писать, читать, произносить.
-
Ребята, о чем этот стих?
Ответ: Этот стих о словах, о разных предметах
-
Верно. А в нашем сундучке какой-то шум. Вытащим предметы.
-
Запишем несколько слов под диктовку: пенал, собака, часы, жираф — с комментированием.
-
Что обозначают все эти слова (предметы)
-
А можно ли их разделить на группы? На сколько групп (на 2). А как? (пенал, часы) (собака, жираф). А почему вы их так разделили? 1 группа — неодушевленные (что?), 2 группа — одушевленные (кто?) предметы.
-
А теперь внимание, еще одно задание.
Кто? Что? (по 2 слова с поел, пров.)
Вывод: Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
Людей и животных.
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?
Неживые предметы, явления природы.
-
Ну что ж, пора нам познакомится с жителем города Морфология из района Части речи. Наш гость — Имя существительное.
-
Работа по учебнику.
-
Давайте прочитаем, что о нашем госте написал ученый — лингвист Лев Успенский, упражнение 21 1 стр.
-
Почему же нашего гостя назвали Имя существительное?
Ответ: Это предметы, которые существуют. Мы их видим, чувствуем.
Первичное закрепление.
Упражнение 214
Физминутка
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Игра кто? — руки верх, что? — в стороны, лишнее — за голову.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, кошка, интересный.
Учитель: А сейчас внимание, мы правило прочтем И все что мы узнаем, теперь мы назовем 1. Зрительно-слуховой диктант.
Правило стр. 9. (читают ученики).
А теперь, ребята посмотрите на доску. Имя существительное предлагает вам поиграть в прятки. Оно будет прятаться, а вы его искать. Вот на доске предложение.
Бурунду.. ла..ки на ж..в..те держ..т и ш..шку шелуш..т. Сначала восстановим слова из этого предложения. Вставьте буквы и объясните. Запишите под диктовку. Найдите в предложении имя существительное и обозначьте буквой-с- Почему выбрали эти слова? (Они обозначают предметы).
Инд, раб. Дид. игра, (дидактический материал упражнение 28 по вариантам).
1. Прочитать стих. Списать по вариантам. Найти имя существительное. Обозначить буквой -с-.
Творческая работа. Найдите ключевые слова
им. сущ. по картине. Запись на доске. Придумайте и запиши те небольшой текст по картинке. Озаглавьте его 4-5 предложений.
-
Итог урока: Как зовут нашего гостя? В каком царстве, стране, городе живет имя существительное. Что еще о нем узнали?
-
Рефлексия: Подарите любой предмет кто что заслужил за работу на уроке.
-
Оценивание.
-
Д/з Выучить правила об имени существительном. Выбрать из словаря 10 имен существительных.
Использованная литература:
-
Методическая газета «Начальная школа» март, 2010г. издательский дом Первое сентября.
-
Журнал «Начальная школа» №2 2001 год
-
Журнал «Начальная школа» №10 2006 год
-
Е. А. Саутин «Экологическая поэзия» сборник стихов 2002 г