Муниципальное образовательное учреждение

«Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1»

Мамонтовского района Алтайского края

Урок русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме «Мягкий знак в конце и середине слова», посвящённый дню матери России

Автор:

Вастьянова Лариса Леонидовна

с. Мамонтово

2010

«Мамин урок»

Дата проведения — 27 ноября 2010 года

Количество присутствующих мам — гостей — 21 человек

Цели урока: способствовать созданию праздничной атмосферы для мам;

совершенствовать у учащихся умения употреблять мягкий знак в конце и середине слова; развивать связную речь детей, умения выразительного чтения.

Мамы приглашаются в класс на места для гостей, перед всеми присутствующими слайд-заставка «Лучше всех на Земле — мама!» (слайд1).

До начала урока мамы имели возможность познакомиться с фотовыставкой, подготовленной совместно с детьми «Моя мама лучше всех!»

Начинается урок, учитель начинает его словами Р.Гамзатова:

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это — древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем — исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его:

«Мама!»

Дорогие мамы и дети! Сегодня у нас необычный урок русского языка, который мы назвали «Маминым уроком». Этот урок мы решили провести накануне Российского дня матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Дети, запишите в своих тетрадях дату нашей работы, вид работы и название урока.

(Слайд 2: 27 ноября. Классная работа. Мамин урок.)

А теперь прочитайте предложения об этом дне. Какой знак спрятался в словах данных предложений? Какие это слова?

( Слайд 3: День матери — праздник в честь матерей. Он никого не оставляет равнодушным.)

Дети: В словах день, честь спрятался мягкий знак в конце слова.

Как научила нас рассказывать о мягком знаке Мудрая Сова? — скажите хором:

Дети: Мягкий знак — хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится!

Начнем работу с красивого письма этого знака:

Мы напишем Ь нежно капелькой вот так!

(Слайд 4: образцы написания мягкого знака)

Кто заметил, а почему одна капелька с хвостиком?

Дети: Капелька с хвостиком показывает, что мягкий знак может быть в середине слова. Выполните узор из мягких знаков целую строку, выделите лучший образец.

Посмотрите на свой узор, скажите, где мы будем учиться употреблять мягкий знак в словах?

Дети: на уроке будем учиться употреблять мягкий знак в конце и середине слова.

Где спрятался мягкий знак в словах день, честь? ( в конце слова) Запишите эти слова в столбик. Давайте дополним свои записи словами с мягким знаком из стихотворения татарского поэта Мусы Джалиля:

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину,

Которой имя — мать!

(Слайд 5: слова — день, честь, мать, прославлять.)

Какие это слова? (это слова : мать, прославлять). Для чего нужен мягкий знак в конце? (он смягчает согласную букву в конце).

Что значит слово «прославлять»? ( это значит хвалить мам, говорить о них хорошие слова, благодарить) .

Логически подумайте, какое слово может быть «четвёртым лишним»? Почему? (лишнее слово — прославлять, потому что остальные слова, отвечают на вопрос кто? или что?, а это — что делать? ; был и такой вариант ответа – прославлять — длинное слово с мягким знаком на конце, а другие — короткие).

Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые нежные и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы не было человеку лет, ему всегда нужна мама.

Давайте подумаем вместе, что значит слово мама для каждого из вас?

(Слайд 6: Что значит слово «мама» для меня? )

Дети: Мама — это самый близкий человек. Мама- самая любимая и родная.

Возьмите в помощники слова с доски с мягким знаком в конце. Какое предложение у нас получится? Запишем:

« Мама — это чуткость, любовь, щедрость, нежность». Дети у доски в предложении условными знаками показывают роль мягкого знака в словах, одной чертой подчёркивают мягкий знак, двумя — согласную, которую он смягчает. Как вы понимаете, что такое «Щедрость»? (возможность и желание мамы поделиться с другими, отдать сполна)

Наши мамы имеют общую профессию — хозяйка дома. Как мама успевает справляться со всеми делами? Вспомните такие слова из словаря, они отвечают на вопрос КАК?

(Быстро, скоро, весело, хорошо) — слайд 7

Расскажите о пропущенных буквах в этих словах, запишите их по памяти.

Давайте проверим .

Мы, ребята, должны быть маме помощниками. Наши мамы, ухаживающие за детьми и мужем, в течение года вымывают:   18000 ножей, вилок, ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн. В течение года наши мамы проходят за покупками 2000 км.

Давайте выберем подходящие слова о своей помощи маме так, чтобы Почемучка — герой нашего учебника, нас не запутал. (Запись предложения по слайду 8: «Я буду

маме помогать мыть, стирать, убирать, готовить».) Что заметили в словах данного предложения? (мягкий знак находится в конце слов, это слова-действия)

В праздники мамам принято дарить подарки. Одним из лучших подарков являются цветы. А какой букет для мамы мы будем готовить сами? Из каких цветов — угадайте:

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает.

Эти синие цветки,

А зовутся (васильки) — слайд 9

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный (тюльпан) — слайд 10

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли…(колокольчик) — слайд 11

Кто заметил, чем похожи названия цветов для букета маме? (Запись предложения: «Васильки, тюльпаны, колокольчики — цветы для мамы»- слайд 12)

Посмотрите выполненную работу. Мудрая сова интересуется, где мы учились употреблять мягкий знак на Мамином уроке? Вывод: учились употреблять Ь в конце и середине слова — открыть слайд 13

Оцените свою работу – слайд 14 (Большое, среднее и маленькое солнышко)

А теперь подойдите к своим мамам, поздравьте и вручите свою работу (работа выполнялась на специально вставленных листах в линеечку в красивую обложку, изготовленную детьми на уроке технологии) — слайд 15

В заключение нашего урока мы провёдем поэтическую минутку. Накануне дня матери России прозвучат стихи русских поэтов о маме и детях.

Поэтическая минутка

  1. А. Майков «Колыбельная песня» — исполняет Антипов Артём (Слайд 16)

  2. И.Бунин «Матери»- исполняет Храмцова Ольга (Слайд 17)

  3. А.Майков «Мать» — в исполнении Лопатиной Людмилы — слайд 18

  4. А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» — Василенко Полина (Слайд 19)

Учитель: (Слайд 20)

Дел и дорог будет в жизни немало.

Спросим себя: « Ну, а где их начало?».

Вот он ответ наш правильный самый:

Дети хором:

Всё начинается с МАМЫ !

Список использованной литературы:

  • «Люблю Отчизну я…» (стихи, рассказы, сказки русских писателей) М.,»Детская литература» 1986- составила Воробьёва И.В.

  • Рамзаева Т.Г. «Русский язык» — учебник для 2 класса, часть1, «Дрофа» 2010

  • Фото с сайта images.yandex.ru

  • kodges.ru87422-portrety-russkix-poyetov.html

  • fotocvetov .ru

  • skyclipart.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here