Муниципальное образовательное учреждение
«Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1»
Мамонтовского района Алтайского края
Урок русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме «Мягкий знак в конце и середине слова», посвящённый дню матери России
Автор:
Вастьянова Лариса Леонидовна
с. Мамонтово
2010
«Мамин урок»
Дата проведения — 27 ноября 2010 года
Количество присутствующих мам — гостей — 21 человек
Цели урока: способствовать созданию праздничной атмосферы для мам;
совершенствовать у учащихся умения употреблять мягкий знак в конце и середине слова; развивать связную речь детей, умения выразительного чтения.
Мамы приглашаются в класс на места для гостей, перед всеми присутствующими слайд-заставка «Лучше всех на Земле — мама!» (слайд1).
До начала урока мамы имели возможность познакомиться с фотовыставкой, подготовленной совместно с детьми «Моя мама лучше всех!»
Начинается урок, учитель начинает его словами Р.Гамзатова:
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это — древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
«Мама!»
Дорогие мамы и дети! Сегодня у нас необычный урок русского языка, который мы назвали «Маминым уроком». Этот урок мы решили провести накануне Российского дня матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Дети, запишите в своих тетрадях дату нашей работы, вид работы и название урока.
(Слайд 2: 27 ноября. Классная работа. Мамин урок.)
А теперь прочитайте предложения об этом дне. Какой знак спрятался в словах данных предложений? Какие это слова?
( Слайд 3: День матери — праздник в честь матерей. Он никого не оставляет равнодушным.)
Дети: В словах день, честь спрятался мягкий знак в конце слова.
Как научила нас рассказывать о мягком знаке Мудрая Сова? — скажите хором:
Дети: Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится!
Начнем работу с красивого письма этого знака:
Мы напишем Ь нежно капелькой вот так!
(Слайд 4: образцы написания мягкого знака)
Кто заметил, а почему одна капелька с хвостиком?
Дети: Капелька с хвостиком показывает, что мягкий знак может быть в середине слова. Выполните узор из мягких знаков целую строку, выделите лучший образец.
Посмотрите на свой узор, скажите, где мы будем учиться употреблять мягкий знак в словах?
Дети: на уроке будем учиться употреблять мягкий знак в конце и середине слова.
Где спрятался мягкий знак в словах день, честь? ( в конце слова) Запишите эти слова в столбик. Давайте дополним свои записи словами с мягким знаком из стихотворения татарского поэта Мусы Джалиля:
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину,
Которой имя — мать!
(Слайд 5: слова — день, честь, мать, прославлять.)
Какие это слова? (это слова : мать, прославлять). Для чего нужен мягкий знак в конце? (он смягчает согласную букву в конце).
Что значит слово «прославлять»? ( это значит хвалить мам, говорить о них хорошие слова, благодарить) .
Логически подумайте, какое слово может быть «четвёртым лишним»? Почему? (лишнее слово — прославлять, потому что остальные слова, отвечают на вопрос кто? или что?, а это — что делать? ; был и такой вариант ответа – прославлять — длинное слово с мягким знаком на конце, а другие — короткие).
Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые нежные и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы не было человеку лет, ему всегда нужна мама.
Давайте подумаем вместе, что значит слово мама для каждого из вас?
(Слайд 6: Что значит слово «мама» для меня? )
Дети: Мама — это самый близкий человек. Мама- самая любимая и родная.
Возьмите в помощники слова с доски с мягким знаком в конце. Какое предложение у нас получится? Запишем:
« Мама — это чуткость, любовь, щедрость, нежность». Дети у доски в предложении условными знаками показывают роль мягкого знака в словах, одной чертой подчёркивают мягкий знак, двумя — согласную, которую он смягчает. Как вы понимаете, что такое «Щедрость»? (возможность и желание мамы поделиться с другими, отдать сполна)
Наши мамы имеют общую профессию — хозяйка дома. Как мама успевает справляться со всеми делами? Вспомните такие слова из словаря, они отвечают на вопрос КАК?
(Быстро, скоро, весело, хорошо) — слайд 7
Расскажите о пропущенных буквах в этих словах, запишите их по памяти.
Давайте проверим .
Мы, ребята, должны быть маме помощниками. Наши мамы, ухаживающие за детьми и мужем, в течение года вымывают: 18000 ножей, вилок, ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн. В течение года наши мамы проходят за покупками 2000 км.
Давайте выберем подходящие слова о своей помощи маме так, чтобы Почемучка — герой нашего учебника, нас не запутал. (Запись предложения по слайду 8: «Я буду
маме помогать мыть, стирать, убирать, готовить».) Что заметили в словах данного предложения? (мягкий знак находится в конце слов, это слова-действия)
В праздники мамам принято дарить подарки. Одним из лучших подарков являются цветы. А какой букет для мамы мы будем готовить сами? Из каких цветов — угадайте:
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает.
Эти синие цветки,
А зовутся (васильки) — слайд 9
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный (тюльпан) — слайд 10
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли…(колокольчик) — слайд 11
Кто заметил, чем похожи названия цветов для букета маме? (Запись предложения: «Васильки, тюльпаны, колокольчики — цветы для мамы»- слайд 12)
Посмотрите выполненную работу. Мудрая сова интересуется, где мы учились употреблять мягкий знак на Мамином уроке? Вывод: учились употреблять Ь в конце и середине слова — открыть слайд 13
Оцените свою работу – слайд 14 (Большое, среднее и маленькое солнышко)
А теперь подойдите к своим мамам, поздравьте и вручите свою работу (работа выполнялась на специально вставленных листах в линеечку в красивую обложку, изготовленную детьми на уроке технологии) — слайд 15
В заключение нашего урока мы провёдем поэтическую минутку. Накануне дня матери России прозвучат стихи русских поэтов о маме и детях.
Поэтическая минутка
-
А. Майков «Колыбельная песня» — исполняет Антипов Артём (Слайд 16)
-
И.Бунин «Матери»- исполняет Храмцова Ольга (Слайд 17)
-
А.Майков «Мать» — в исполнении Лопатиной Людмилы — слайд 18
-
А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» — Василенко Полина (Слайд 19)
Учитель: (Слайд 20)
Дел и дорог будет в жизни немало.
Спросим себя: « Ну, а где их начало?».
Вот он ответ наш правильный самый:
Дети хором:
Всё начинается с МАМЫ !
Список использованной литературы:
-
«Люблю Отчизну я…» (стихи, рассказы, сказки русских писателей) М.,»Детская литература» 1986- составила Воробьёва И.В.
-
Рамзаева Т.Г. «Русский язык» — учебник для 2 класса, часть1, «Дрофа» 2010
-
Фото с сайта images.yandex.ru
-
kodges.ru › 87422-portrety-russkix-poyetov.html
-
fotocvetov .ru
-
skyclipart.ru