Урок русского языка 2 класс
(«Начальная школа ХХI века»)
Тема урока «Повторяем состав слова»
Цели урока: организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-У нас много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь.
— С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
— Какое настроение должно быть на уроке?
-Начинаем урок русского языка.
-Какое время года сейчас идёт?
-В какие игры вы любите играть зимой?
— Отгадайте загадку:
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза –угольки, губы – сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
-Мы с вами сегодня на уроке сделаем снеговика. Наш снеговик получится, если вы правильно выполните все задания . Вы готовы?
2. Словарь + чистописание.
— На доске записаны слова. Прочитайте их.
М…дведь, за…ц, в…рона.
Что объединяет эти слова? ( им. сущ., слова с непроверяемым написанием, название животных)
— Запишите у себя в тетрадях только буквы, которые необходимо вставить( буквы строчные, отдельно друг от друга, обратить внимание на посадку при письме)
— Какие буквы вы записали? ( е, я, о )
— К какой группе относятся буквы? ( гласные)
-Обведите самую красивую букву.
— А теперь вместе со мной запишите эти буквы, соединяя друг с другом (показ на доске).
— слепили первый комок-
3. Образование слов суффиксальным способом.
— Следующее задание: образовать от этих слов, слова обозначающие детёнышей животных.
-Какая часть слова поможет выполнить это задание?
— Какие суффиксы имеют это значение?
— Вспомните написание этих суффиксов.
-Запишите слова в тетрадь ( медвежонок, зайчонок, воронёнок).
* Кто быстро выполнил задание, дать дополнительное задание: придумать и написать по1 слову с суффиксом –онок-, -ёнок-.
Взаимопроверка, оказание помощи соседу, у которого допущены ошибки.
(на доске записаны эти слова с ошибкой)
Медведонок, зайчёнок, воронёнок.
— Проверьте написания слов. Вы согласны с моим выполнением задания?
— Докажите свой ответ. (чередование д//ж, суффикс –онок-)
— С помощью какой части слова образованы слова?
— Как называется этот способ образования?
— Какие способы образования слов вы ещё знаете?
— Давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
— слепили второй комок-
4. Работа в группе. Подбор слов к схемам.
— Будем работать группой. Вспомните основное правило работы в группе.
— Что вы видите на доске? ( схемы состава слова)
— На партах у вас лежат слова.
— Какое задание надо выполнить?
— Что надо сначала сделать, чтобы правильно соотнести схемы и слова? (разобрать слова по составу)
— Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
( дети по очереди называют пункты алгоритма, а на доске появляется схема алгоритма)
— Теперь приступайте к заданию. Обращайтесь к памяткам- помощницам, которые вам помогут выполнить задание.
* Дополнительно: придумать слова такого же состава, как дано в задании (чистые листы дать)
После выполнения задания 1 ученик из группы ( называть номера групп) выходит и объясняет свой выбор и прикрепляет разобранное слово на доску к соответствующей схеме.
Схемы Слова
Заморозки
Ледоход
Развесёлый
Эскимо
Сугроб
Лыжники
(Лишнее слово эскимо, т.к. оно неизменяемое и у него не может быть окончания.) Вспомните ещё такие же слова. — Каким способом образованы слова?
— слепили третий комок без улыбки-
ФИЗМИНУТКА ( музыкальная )
-Какое настроение у снеговика? Какую улыбку вы бы прикрепили снеговику? Почему?
5. Работа в группе. Игра «Составь слово».
-Снеговик предлагает вам игру.
(детям по группам выдаются части слова)
— Что вам дал снеговик? Какое задание надо выполнить?
— Составить слова и выйти к доске, каждый ученик со своей частью слова. Все читают слова. Запомните все слова.
Снеж, ик, за, ок, (снежок)
Бес, снеж, н, при, ая, ск ( бесснежная)
Снег, о, лёт, е, пад, (снегопад)
Под, ов, снеж, и, при, ник (подснежники)
Снеж, ист, инк, за, а ( снежинка)
Снег, ость, до, ирь (снегирь)
-Каким способом образованы слова?
-Какой корень в этих словах? ( г//ж)
-Что вы можете сказать об этих словах?
— Почему снеговик дал вам собрать именно эти слова?
— Что мы с вами сегодня повторяли? (способы образования слов, разбор слов по составу)
— Какая же тема нашего урока? ( «Состав слова»)
— Снеговичок хочет посмотреть, как вы усвоили эту тему. Он предлагает вам тест.
6. Тест по теме «Разбор слов по составу»
( задания на карточках, если останется время)
Подчеркнуть слово, которое является ответом на вопрос.
7. Итог.
— Чем занимались на уроке?
— Для чего необходимо уметь правильно разбирать слово по составу?
— Снеговик дарит вам снеговичков ( раздать снеговиков, сделанных детьми без улыбок).
— Какое настроение у вас в конце урока?
— Нарисуйте улыбку снеговикам, чтобы оно передавало ваше настроение и подарите снеговиков гостям.