Урок русского языка 2 класс

(«Начальная школа ХХI века»)

Тема урока «Повторяем состав слова»

Цели урока: организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-У нас много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь.

— С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

— Какое настроение должно быть на уроке?

-Начинаем урок русского языка.

-Какое время года сейчас идёт?

-В какие игры вы любите играть зимой?

— Отгадайте загадку:

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза –угольки, губы – сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

-Мы с вами сегодня на уроке сделаем снеговика. Наш снеговик получится, если вы правильно выполните все задания . Вы готовы?

2. Словарь + чистописание.

— На доске записаны слова. Прочитайте их.

М…дведь, за…ц, в…рона.

Что объединяет эти слова? ( им. сущ., слова с непроверяемым написанием, название животных)

— Запишите у себя в тетрадях только буквы, которые необходимо вставить( буквы строчные, отдельно друг от друга, обратить внимание на посадку при письме)

— Какие буквы вы записали? ( е, я, о )

— К какой группе относятся буквы? ( гласные)

-Обведите самую красивую букву.

— А теперь вместе со мной запишите эти буквы, соединяя друг с другом (показ на доске).

— слепили первый комок-

3. Образование слов суффиксальным способом.

— Следующее задание: образовать от этих слов, слова обозначающие детёнышей животных.

-Какая часть слова поможет выполнить это задание?

— Какие суффиксы имеют это значение?

— Вспомните написание этих суффиксов.

-Запишите слова в тетрадь ( медвежонок, зайчонок, воронёнок).

* Кто быстро выполнил задание, дать дополнительное задание: придумать и написать по1 слову с суффиксом –онок-, -ёнок-.

Взаимопроверка, оказание помощи соседу, у которого допущены ошибки.

(на доске записаны эти слова с ошибкой)

Медведонок, зайчёнок, воронёнок.

— Проверьте написания слов. Вы согласны с моим выполнением задания?

— Докажите свой ответ. (чередование д//ж, суффикс –онок-)

— С помощью какой части слова образованы слова?

— Как называется этот способ образования?

— Какие способы образования слов вы ещё знаете?

Давайте отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

— слепили второй комок-

4. Работа в группе. Подбор слов к схемам.

— Будем работать группой. Вспомните основное правило работы в группе.

— Что вы видите на доске? ( схемы состава слова)

— На партах у вас лежат слова.

— Какое задание надо выполнить?

— Что надо сначала сделать, чтобы правильно соотнести схемы и слова? (разобрать слова по составу)

— Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

( дети по очереди называют пункты алгоритма, а на доске появляется схема алгоритма)

— Теперь приступайте к заданию. Обращайтесь к памяткам- помощницам, которые вам помогут выполнить задание.

* Дополнительно: придумать слова такого же состава, как дано в задании (чистые листы дать)

После выполнения задания 1 ученик из группы ( называть номера групп) выходит и объясняет свой выбор и прикрепляет разобранное слово на доску к соответствующей схеме.

Схемы Слова

Заморозки

Ледоход

Развесёлый

Эскимо

Сугроб

Лыжники

(Лишнее слово эскимо, т.к. оно неизменяемое и у него не может быть окончания.) Вспомните ещё такие же слова. — Каким способом образованы слова?

— слепили третий комок без улыбки-

ФИЗМИНУТКА ( музыкальная )

-Какое настроение у снеговика? Какую улыбку вы бы прикрепили снеговику? Почему?

5. Работа в группе. Игра «Составь слово».

-Снеговик предлагает вам игру.

(детям по группам выдаются части слова)

— Что вам дал снеговик? Какое задание надо выполнить?

— Составить слова и выйти к доске, каждый ученик со своей частью слова. Все читают слова. Запомните все слова.

Снеж, ик, за, ок, (снежок)

Бес, снеж, н, при, ая, ск ( бесснежная)

Снег, о, лёт, е, пад, (снегопад)

Под, ов, снеж, и, при, ник (подснежники)

Снеж, ист, инк, за, а ( снежинка)

Снег, ость, до, ирь (снегирь)

-Каким способом образованы слова?

-Какой корень в этих словах? ( г//ж)

-Что вы можете сказать об этих словах?

— Почему снеговик дал вам собрать именно эти слова?

— Что мы с вами сегодня повторяли? (способы образования слов, разбор слов по составу)

— Какая же тема нашего урока? ( «Состав слова»)

— Снеговичок хочет посмотреть, как вы усвоили эту тему. Он предлагает вам тест.

6. Тест по теме «Разбор слов по составу»

( задания на карточках, если останется время)

Подчеркнуть слово, которое является ответом на вопрос.

7. Итог.

— Чем занимались на уроке?

— Для чего необходимо уметь правильно разбирать слово по составу?

— Снеговик дарит вам снеговичков ( раздать снеговиков, сделанных детьми без улыбок).

— Какое настроение у вас в конце урока?

— Нарисуйте улыбку снеговикам, чтобы оно передавало ваше настроение и подарите снеговиков гостям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here