Урок русского языка на тему: «Предложение и словосочетание».(3 класс).

Игуменова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Троицкая СОШ»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.

Задачи урока: 1. Развивать умение конструировать предложения, находить главные

и второстепенные члены предложения.

2. Повторить знания о связи слов в предложении, тексте.

3. Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания),

работать с текстом.

4. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: карта-схема морского путешествия, рисунок с изображение корабля, билеты на корабль, жетоны, плакат со словарными словами, карточки с заданиями.

Ход урока:

I Организационный момент:

Сообщение темы, целей и задач урока.

II Минутка чистописания:

— Сейчас мы с вами проведём «Конкурс почерков». На листочках бумаги нужно красиво написать по образцу учителя следующее: (на доске)

В в

Весна

Шумная, весёлая, весенняя Москва.

Ещё не запылённая зелёная листва.

Ученики пишут, затем сдают свои работы жюри. Победители получают жетоны.

III Работа по теме урока:

Учитель: Сегодня мы не просто закрепим и обобщим знания по заданной теме, а будем путешествовать по сказочному королевству Предложений и Словосочетаний. Поможет нам в этом путешествии карта. Путешественники всегда стараются запомнить всё, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли ваша память. Для этого проведём игру-соревнование, которая называется «Кто больше запомнит?»

Диктант-цепочка.

Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и написать. Победит тот, кто правильно запишет все 12 слов.

Затем на доске вывешивается плакат с этими словами, и дети проверяют свои работы самостоятельно.

На доске:

Зима, осина, берёза, беседка, воробей, вечер, декабрь, мороз, коньки, одежда, пальто, улица.

Те ребята, которые записали правильно все слова, получают жетоны.

Учитель: Молодцы! Память у вас хорошая! Теперь выберем вид транспорта, на котором мы будем путешествовать.

Дети: На корабле.

Учитель: Чтобы получить корабль, мы должны ответить на несколько вопросов. (Ученики, отвечающие правильно, получают жетоны.)

— Что такое предложение? (Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу.)

— Какие знаки препинаний ставятся в конце предложений? (Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак.)

— Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)

— Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

— Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные по смыслу и грамматически.)

— Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение имеет законченную мысль, а словосочетание нет.)

— Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь у нас есть корабль, на котором мы можем отправиться в путешествие. Но нам нужны билеты. Чтобы получить билеты, надо выполнить следующее задание.

— Выпишите сначала предложения, а затем словосочетания. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Карточки с заданием:

  1. Алиса так и сияла от радости, уверенная, что она теперь свободно может выйти в заветный сад.

  2. Пушистый кролик.

  3. Я читаю.

  4. В Вишнёвом переулке.

  5. Майкл вдруг понял, что невозможно смотреть на Мери Поппинс и не слушаться.

(1, 3, 5 – предложения; 2, 4 – словосочетания)

После выполненного задания, ученики получают билеты на корабль и отправляются в путь.

Учитель: Первый город, к которому мы причалим, называется «Подлещащее и Сказуемое».

Чтобы посетить этот город, нам надо выполнить задание. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Запись предложений на доске и в тетради:

Высоко на старой берёзе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом.

— Как вы думаете, чем могли заниматься дети? (Ответы детей)

— Давайте составим ещё одно предложение, чтобы получился текст.

Ребята делали маленькие домики для птиц.

Разбор предложений по членам предложения.(Два первых предложения у доски, а третье – самостоятельно с последующей проверкой)

Ребята, выполнившие задание правильно, получают жетоны.

Учитель: Следующий город, к которому мы причалим называется «Словосочетание». Чтобы ворота в город открылись, нам приготовили испытание.

Спишите предложение, выпишите из него словосочетания с вопросами. (Предложение записывается по диктовку. Один ученик у доски.)

Дикие гуси дружно летели в далёкую гусиную страну Лапландию.

Летели (куда?) в Лапландию.

Гуси (какие?) дикие.

Летели (как?) дружно.

В страну (какую?) далёкую, гусиную.

Ученики, справившиеся с заданием, получают жетоны.

Учитель: Подходит к концу наше путешествие. На нашем пути последний город, который мы посетим. Это город «Текст». Сейчас мы с вами поиграем. Игра проводится по вариантам.

Для игры готовятся два варианта карточек с пропущенными словами. Сидящие на первых партах получают карточки с текстом, вставляют пропущенное слово в первое предложение и передают карточку сидящему сзади. Побеждает вариант, который правильно и раньше других выполнит задание. Ученики этого варианта получают жетоны.

  1. Дует холодный северный……Белые……падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая……Под сосной спрятался в сугробе трусливый……..Его ищет по всему лесу хитрая……..Ночью раздаётся протяжный волчий…….Наступила настоящая………..

  2. Начинает пригревать землю весеннее………Даже в садах и в парках быстро тает……….На проталинах зазеленела первая……..На деревьях начинают набухать……..Звонко чирикают неугомонные………Разбрызгивая лужи, мчатся……….Наконец и в город пришла долгожданная ………..

IV Домашнее задание: упр. 101. с 48.

V Итог урока:

Учитель поздравляет ребят с благополучным возвращением на родную землю, желает им дальнейших успехов в изучении русского языка. Подводятся итоги конкурсов. Ребята, набравшие больше всего жетонов, становятся победителями. Выставляются оценки, награждаются победители.

Литература.

  1. Рамзаева Т.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Бетенькова «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М: ООО «Издательство Астрель», 2002г.

  3. Полякова А.В. «Русский язык: 3 кл.», Пробный учеб. – М: Просвещение, 1993. – 160с.

  4. Узорова О.В. «Все предметы начальной школы в викторинах» — М: ООО Издательство Астрель «ООО Издательство АСТ», — 2002, — 127 с.

  5. Малахова М.М. «Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1-4 кл.» -Волгоград: Учитель, 2005.- 137с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here