Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Урок русского языка « Определение типа склонения имён существительных». 4 класс
подготовила Буклаева Светлана Викторовна учитель начальных классов
Г. Козьмодемьянск 2012 |
Тема: Определение типа склонения имён существительных (обобщение).
Цели: 1) Закрепить алгоритм определения склонения имени существительного, употреблённого в форме косвенного падежа.
2) Обобщить знания об именах существительных и о склонении имён существительных.
3) Обогатить словарного запаса.
4) Расширить знания учающихся о С.Я.Маршаке.
Ход.
1)Организационный момент.
2)Сообщение темы и целей урока.
3)Минутка чистописания
-Записываем строчную и заглавную букву орфограммы в словах:
1 -глаза «А а» — безударная гласная — глаз
2 –сумма «Мм» — удвоенная согласная
3 – крышка «Ш ш» — парная согласная — крышечка
4 – каток «А а» — безударная гласная — катит
5 – мак «К к» — парная согласная — маки
6 – «Р р» — буква, которая стоит в алфавите после согласной П.
Запись Аа Мм Шш Аа Кк Рр
-Из данных букв составьте слово (Маршак)
— Кто это?
Предложение: С.Я.Маршак – поэт, драматург, переводчик, редактор
(Чего не хватает, чтобы запись стала предложением? (точки) )
-Почему Маршак – поэт (писал стихи) -драматург (писал драматические произведения, работал в театре) — переводчик (перевёл произведения зарубежных писателей) – редактор (работал в журнале «Сатирикон».)
В ноябре исполнилось 123 года со дня его рождения.
-Какой частью речи являются все слова в этом предложении? (имена существительные)
4)Повторение изученного о существительном.
Задание классу
А) Задайте друг другу вопросы по теме «Имя существительное».
Примерные вопросы детей:
1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначают имена существительные?
3. На какие вопросы отвечают?
4 . Как изменяются?
5 .Какой род имеют?
6 Как узнать род имени существительного?
7. Сколько падежей в русском языке?
2 ученика у доски: 1) Разобрать по составу : перевозка, перевязка, покупка, побелка, чистка, слово.
2) Подчеркнуть главные члены предложения, построить схему; выписать словосочетания.
Ребята читают книги о животных.
Что ?
О ком?
Проверка заданий у доски. Б) Повторение о падежах.
Задание — тест: учащиеся записывают в тетради числа от 1 до 10. Диктуются словосочетания, ученики под соответствующим номером указывают одной буквой падеж существительного.
1. Осыпались с осины. 2. Подарила бабушке. 3. Пролетел над деревом. 4. Желтеют на берёзе. 5. Стояла у реки. 6. Упал на плечо . 7 . Отвечать у доски. 8. Стучал молотком. 9 .Стучали в дверь. 10 .Заблудился в лесу.
Проверка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Р. Д. Т. П. Р. В. Р. Т. В. П.
Самопроверка. Самооценка: «5» -нет ошибок,
«4» — 1-2 ошибки,
«3» -3-4 ошибки,
«2» — более 4 ошибок.
-Сколько склонений имени существительного вы знаете?
5 )Повторение о 3-х склонениях имени существительного.
-Что значит изменить по падежам имя существительное? (просклонять)
-Сколько склонений имени существительного вы знаете?
— Как определить склонение имени существительного?
1. Определить род.
2. Выделить окончание.
3 . Определить склонение.
-Какие существительные относятся к 1 –у склонению?
— Какие существительные относятся к 2- у склонению?
— Какие к 3- у склонению? ( Таблицы на доске)
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
М. Р. М. Р. Ж. Р
-А,- Я. Ь
Ж. Р С. Р.
-А,- Я. -О, — Е
-Приведите примеры.
— Определить склонение существительных в предложении, которые записали.
6) Физ .минутка
1 скл. — хлопать
2 скл — топать
3 скл — прыгать
Портфель, радость, голубь , олень, тетрадь, тетрадка, кисть, дождь, местность, корабль, картофель, морковь, дочурка, медведь, календарь, дедушка, рысь.
7) Работа с учебником.
с .90 упр. 169 ( в 3 столбика).
Проверка.
— В каком падеже стоят все эти существительные? (И .п.)
8 ) – Как определить склонение существительных, если они стоят в косвенном падеже?
1. Нужно поставить в И. п. ед. ч. 2. Определить склонение.
На доске: Дама сдавала в багаж
Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку и маленькую собачонку. («Багаж»)
-Кто автор этих строк?
-Как называется произведение?
— Все ли слова знакомые? Саквояж (Определение из словаря Ожегова).
Задание: Списать стихотворение, найти имена существительные, определить склонение.
Проверка.
9) Вывод: — Как определить склонение существительного?
— Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?
— О чём мы говорили на уроке?
10) Д/з упр 173 с 91 разбор задания. – Какие есть вопросы?
11) Оценка деятельности учащихся. – Спасибо за хорошую работу.
12) Хотелось бы закончить урок словами С.Я. Маршака:
«Я люблю работающих людей – тех ,кто делает своё дело мастерски, весело, щедро».
(С.Я.Маршак, 1955г.)
Игра по рядам.
1-й ряд придумать и записать существительное 1- го склонения.
2 –й ряд придумать и записать существительное 2-го склонения.
3-й ряд придумать и записать существительное 3- го склонения.
Список использованной литературы
1.Рамзаева Т. Г., Русский язык. 4 класс. Ч.1.-М. : Дрофа, 2005.
2. Гараева Я. Ш. ,Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: «Вако», 2008.
3.Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л.Б.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.- М.: «Просвещение», 1990.