Урок русского языка
Тема «Фразеологизмы»
5 класс
Учитель Титовская Виктория Викторовна
Урок — путешествие
Цели урока:
Для учителя:
Создание условий для овладения основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами,
-обогащение фразеологического запаса учеников;
-формирование учебно-языковых фразеологических умений;
-развитие умения употреблять фразеологизмы в свойственном им значении; логично выстраивать и излагать мысли;
-воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.
Для учащихся
-
знать особенности фразеологических оборотов, их синтаксическую роль;
-
уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их синтаксическую роль, лексическое значение, употреблять фразеологизмы в своей речи;
-
уметь давать оценку поступкам людей и событиям, используя фразеологизмы.
Формы работы: коллективная, групповая (класс разделён на группы по 5 человек), индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, цветные жетоны, маркеры, краски, фломастеры, альбом для рисования, конверты с картинками для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель
Здравствуйте, ребята!
Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.
Ученик читает письмо: (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками:
— Кто написал это письмо?
— Что мы узнали о мальчиках?
— Всё ли понятно вам?
— Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?
-А что необычного в этом письме? (здесь есть фразеологизмы)
Давайте прочтем их (читают).
Да ребята, правильно — это фразеологизмы и тема нашего сегодняшнего урока «Фразеологизмы» (Слайд 2)
Сообщение целей урока. (Слайд 3)
— Ответьте на вопрос, что мы уже знаем о фразеологизмах ?
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. (Слайд)
Что подразумевается под «…близкие по лексическому значению одному слову»?
(т.е. можно заменить одним словом)
Внимание! Кто запомнил какие фразеологизмы были в письме? Прошу назвать их и объяснить их значение.
Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:
Водой не разольёшь — очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить как кошка с собакой — быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук – совершенно беспомощен.
Проверим (Слайд)
Беседа учителя с учениками:
Учитель: А где можно найти эти словосочетания?
Дети: Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. ( показывают)
Учитель:
— Сравните фразеологизмы и слова, записанные на доске, и скажите, что является образным, эмоциональным? Сделайте вывод, зачем нам нужны фразеологизмы?
Задание: запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова. (Слайд)
Рукой подать — …
Повесить нос — …
Кожа да кости — …
2 рисунка( кот наплакал, лить как из ведра)
Ученики:
Рукой подать – близко
Повесить нос – загрустить
Кожа да кости – худой
Кот наплакал- очень мало
Лить как из ведра- очень сильно
Проверим (Слайд)
А откуда берутся фразеологизмы, каков источник их происхождения?
— Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие — из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.
Давайте вспомним, какое домашнее задание вам было задано? (Слайд)
Ученик: Записать 2-3 фразеологизма, выяснить , что они обозначают и как появились.
Давайте посмотрим, что вам удалось найти.
Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого.
1.Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
2.Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
3.Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ – сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней – дело малоприятное.
Реветь белугой
Нем, как рыба – это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
4.Волосы дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом – это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
5.За душой ничего нет — 1) о бедном, безденежном человеке 2) об абсолютно бездуховном человеке.
Душой называли углубление между ключицами, ямочку на шее над грудной костью, где, по народным поверьям, помещалась душа человека. В этом же месте на груди (за душой) был обычай хранить деньги.
6.Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п.
7.Игра не стоит свеч — о деле, занятии, которое не оправдывает затраченных усилий.
Выражение из речи картежников. Первоначально говорилось об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.
8.Медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова Пустынник и медведь, рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.
9.Несолоно хлебавши – значит, обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого, встретив плохой прием.
Выражение связано с тем, что соль на Руси была дорогим и труднодобываемым продуктом. Хлебать с солью считалось примерно таким же признаком состоятельности, как в наши дни сладко есть. Солил еду всегда хозяин: тому, кого любил и уважал — больше, а незнатному посетителю соли иногда и вовсе не доставалось.
10.Остаться с носом — позволить одурачить себя.
Нос — взятка, подношение. Выражение значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.
11.Хоть кол на голове теши (прост. неодобр) — об упрямом, не поддающемся уговорам или равнодушном человеке.
Тесать кол — значит заострять палку (кол) при помощи топора. Подчеркивается твердость, крепкость головы упрямого человека.
12.Шапочное знакомство — неблизкое знакомство.
В прошлом веке у мужчин среди высших сословий было принято при приветствии приподнимать шляпу, если встречались знакомые или приятели, только друзья пожимали друг другу руки, и только близкие друзья или родственники при встрече обнимались, выражение шапочное знакомство показывает, что знакомые только приятели, а не друзья.
Ребята, я вижу что вы уже знаете много фразеологизмов, а в повседневной речи вы их слышите, употребляете?
Я приглашаю вас совершить путешествие в город Фразеологизмов.
Но жители этого города пригласили нас к себе не просто так, у них, как они говорят, всё есть в городе, но, к сожалению, нет картинной галереи, и они просят вас помочь им в её создании. Вы согласны? А для того чтобы у нас всё получилось …
Но постойте ребята, я забыла спросить. А все ли из вас знают, что такое картинная галерея? (Отвечают…)
Мы поедем с вами в путешествие на …(ДЕТИ ПРЕДЛАГАЮТ, НА ЧЁМ БУДЕМ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ)
Займите свои места (пересаживаются в заранее распределённые группы)
Вы будете работать в группах, помогая друг другу, советоваться. Только после того, как все члены вашей группы закончат выполнять задание, капитан команды поднимает руку и показывает, что вы готовы отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, но он необычный на каждом из жетонов картинка- фразеологизм. В конце урока мы подсчитаем жетоны и определим лучших знатоков фразеологизмов.
Вперёд! Мы с вами попадаем в город Фразеологизмов (Слайд).
В городе есть учёный кот. (Слайд) Он даже спит на книгах, потому что всё время что-то читает. Кот любит загадывать загадки. Попробуем и мы отгадать их.
Работа в группах.
Задание № 1(Слайд)
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Карточка для первой группы.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Карточка для второй группы.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Карточка для третьей группы.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Молодцы! Быстро справились с заданием кота. Отправляемся дальше.
Задание № 2 “Четвёртый лишний”.
Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Объясните, почему…
Карточка для первой группы.
Хоть пруд пруди. Кот наплакал.
Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.
Карточка для второй группы.
Во все лопатки. Сломя голову.
Черепашьим шагом. В мгновенье ока.
Карточка для третьей группы.
Слово в слово. Тютелька в тютельку.
Вилами на воде писано.
Комар носа не подточит.
Вы справились и со 2 заданием, а теперь мы отправляемся в зоопарк, но в этом городе он необычный. Это — “Фразеологический зверинец”. (Слайд)
Каждому члену вашей группы достаётся 1 фразеологизм, который потерял свою вторую половинку, т.е. животное, за каждый правильный ответ – жетон.
С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.
Карточка для первой группы.
Голоден как…
Хитёр как…
Надут как …
Драчлив как…
Злой как…
Карточка для второй группы.
Нем как…
Труслив как…
Упрям как…
Грязный как…
Огромный как…
Карточка для третьей группы.
Изворотлив как…
Болтлив как…
Колючий как…
Тупой как…
Важный как…
Учитель:
Ребята, в городе Фразеологизмов случилась беда, ветер оборвал с домов номера, теперь фразеологизмы стоят под дождём и никак не могут попасть в свой дом
Возьмите таблички скорей и в дом приглашайте друзей.
Задание: распределить фразеологизмы по значению:
1) “бездельничать”
2) “обманывать”
3) “быстро”.
Сломя гол..ву, с…деть сложа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв…дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Учитель:
— Ребята а как вы думаете фразеологизмы являются членами предложения?(отвечают)
— Фразеологизм является одним членом предложения.
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.(Слайд)
Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках.
Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить.
У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки рассказал всё домашнее задание.
Витя был на седьмом небе от счастья.
Учитель: Вот мы и подъехали к зданию, в котором жители города мечтают открыть свою галерею, поможем им.
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми фразеологизмами, вспомнили уже известные вам и теперь ваше задание нарисовать для галереи свою картину –фразеологизм( 3-4 минуты)
Закончена работа, оформляем нашу галерею
Выставка картин, угадывание фразеологизма.
Итог урока.
Учитель:
— Подведём итоги нашего путешествия.
-Что мы узнали? Чему научились?
-Что называется фразеологизмом?
— Каковы особенности фразеологизмов?
-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?
— А теперь посчитайте свои жетончики. Мы определим группу, победившую в игре.
Домашнее задание
Учёный кот не хочет расставаться с вами и даёт вам задание на дом.
Выполните один из вариантов задания.
Вариант 1.
Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
Вариант 2.
Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы:
не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.
Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает их настроение в данный момент.
Учитель: И я хочу поделиться с вами своим настроением (показывает картинку)
-Вы работали весь урок не покладая рук.
-Я на седьмом небе от счастья.
Приложение к уроку
Задание 1 Задание 1
1.Подберите слово 2.Подберите слово
и запишите фразеологизм и запишите фразеологизм
Дружнее этих Товарищ твой
Двух просит украдкой
ребят на свете не Ответы списать
найдёшь Не надо! Ведь этим ты другу
О них обычно окажешь ….
говорят
водой…..
Задание 1 Задание 2
3.Подберите слово 2.Найдите лишний фразеологизм
и запишите фразеологизм
Мы исходили городок Слово в слово.
Буквально вдоль Тютелька в тютельку.
и …
И так устали Вилами на воде писано.
мы в дороге,
что еле еле… Комар носа не подточит.
Задание 2 Задание 2
3.Найдите лишний фразеологизм 1.Найдите лишний фразеологизм
Хоть пруд пруди. Во все лопатки.
C гулькин нос. Сломя голову.
Тьма- тьмущая. Черепашьим шагом.
Яблоку негде упасть . В мгновенье ока.
Задание 4
1) “бездельничать” 2) « обманывать»
с..деть сложа руки,
вешать лапшу на уши,
обвести вокруг пальца,
бить баклуши,
считать ворон,
во весь дух,
водить за нос,
как курица лапой.
Задание 5
Язык без костей: что хочет то и лопочет
Ел да устал, спал да намаялся
Он без царя в голове
У него в руках всё горит
У него денег куры не клюют
Он сухим выйдет из воды.
Задание 6
Найти фразеологизмы, определить их синтаксическую роль
-
Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках.
-
Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить.
-
У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки рассказал всё домашнее задание.
-
Витя был на седьмом небе от счастья.