Урок русского языка для 5 класса на тему
«Основные нормы произношения гласных и согласных звуков»
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — дать понятие о правилах произношения гласных и согласных звуков в русском языке, элементах
транскрипции;
— развивать речевой слух учащихся ;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. — Как много улыбок засветилось. Спасибо! — А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
— упр. 249 проанализируйте таблицу и сделайте вывод, как произносятся безударные гласные в первом предударном слоге. — назовите пары согласных по глухости / звонкости
— Какова главная цель урока? — Какова задача урока? |
Дают ответ Выделяют признак Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод
Формулируют тему урока (произношение гласных и согласных звуков) Формулируют цель (понять, как правильно произносятся гласные и согласные звуки)
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как произносятся гласные и согласные звуки |
| |
— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу § 47-48 Вопросы: — от чего зависит произношение гласных звуков? — в каком положении гласные звучат ясно и отчётливо? — от чего зависит качество безударного гласного звука? — как произносятся безударные гласные в первом предударном слоге? (анализ таблицы из упр. 249) — как произносятся гласные в остальных предударных слогах? — при каком условии оглушаются звонкие согласные? — при каком условии глухие согласные озвончаются? — назовите правила произношения буквенных сочетаний — как произносятся заимствованные слова при сочетании согласного с е? | Читают теорию
Отвечают на вопросы
Анализ работ и вывод внутри группы
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
— выполнение упр. 250, 251 (письменно)
— упр. 252 (устно)
— упр.253, 254, 255, 256 (письменно)
— упр. 257, 258, 259, 260, 262, 264 (устно)
— упр. 261, 265, 266, 267 | Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Работают в группах по 2 человека, делают вывод Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Проверяют и оценивают Оценивают свою работу | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? — Дома § 47, 48, упр. 263, подготовиться к словарному диктанту, вопросы рубрики «Проверяем себя» (устно), заполнить теорию в словарик. | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |