УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

«ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении

ФИО (полностью)

Торопова Ирина Валентиновна

Место работы

МОУ СОШ № 7

Должность

учитель

Предмет

русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении

Базовый учебник

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 5 класс.

  1. Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.

  2. Задачи:

образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные — воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

— Тип урока урок изучения нового

  1. Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, самостоятельная

  2. Необходимое техническое оборудование компьютеры, проектор

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Музыкальное сопровождение

Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок

Приветствие

-Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

Приветствие.

Запись числа.

2

2.

Актуализация знаний

Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд)

-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» — спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.

Лингвистическая разминка (кроссворд)

Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

Решают кроссворд.

10

3.

Сообщение темы урока, цели

Сообщает тему урока, цель

Получилось слово обращение.

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении».

Записывают в тетрадь тему урока.

2

4.

Введение новой информации

  1. И-тип

Цель: дать представление об обращении, постановке знаков препинания при обращении

Часть 3 урока знаки препинаний при обращении Определение 2 Что такое обращение?

Часть 1

Часть 2

Задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.

-Что такое обращение?

Послушайте предложения, назовите обращения. Работа с классом демонстрация на экране через проектор

Выделите обращения (работа за компьютерами) Работа в парах

-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

— На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.

— Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)

— Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

— Как можно отличить обращение от подлежащего?

(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием).

Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы.

5-7

5.

Первичное закрепление

(3)

Часть 1П-тип

Цель: формировать умения и навыки нахождения обращений в тексте и постановки знаков препинания при обращении

Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа

Найдите и выделите в текстах обращения (самостоятельная работа )

Выполняют практический модуль

3-5

6.

Применение полученных знаний

Разъясняет действия. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися. Упр.207 (у доски с комментариями)

Выполняют упражнение

10

7.

Контроль полученных знаний

  1. или (4)

К-тип

Цель: диагностировать понимание темы и сформированность учебных умений и навыков в постановке знаков препинания

Часть 3

Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Индивидуальна работа.

Выполняют задания

7-10

8.

Итог урока

Подводит итог, задает вопросы. Формулирует выводы

Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,

_______________________________________________________________

В устной речи обращение выделяется __________________________,

а в письменной — ___________________________________________.

Обращение не является _____________________________________.

Слова ты и вы ______________________________________________.

Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.

Фиксируют выводы

3

9.

Домашнее задание

§ 42, упр.210 Разъясняет, как выполнять домашнее задание

Делают записи в дневники

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Чайковский «Вальс»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Аудиофрагмент

http://imc.rkc-74.ru/catalog/res/52e17d0f-259b-2e7b-ab8b-2878baa1410d/?interface=catalog

2.

Знаки препинания при обращении

Электронный учебный модуль информационного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме «Знаки препинания при обращении».

Определение

http://fcior.edu.ru/card/28814/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html

3.

Знаки препинания при обращении

Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме «Знаки препинания при обращении».

Практикум

http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html

4.

Знаки препинания при обращении

Электронное задание «Знаки препинания при обращении». Вариант 1

ИЛИ

Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме «Знаки препинания при обращении».

Контрольное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aecac08a-68d0-4d22-a10c908db5906017/%5BRUS8_200%5D_%5BQS_127%5D.html

http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here