УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
«ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении
ФИО (полностью) | Торопова Ирина Валентиновна | |
| Место работы | МОУ СОШ № 7 |
| Должность | учитель |
| Предмет | русский язык и литература |
| Класс | 5 класс |
| Тема и номер урока в теме | Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении |
| Базовый учебник | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 5 класс. |
-
Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.
-
Задачи:
образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные — воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
— Тип урока урок изучения нового
-
Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, самостоятельная
-
Необходимое техническое оборудование компьютеры, проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент | Музыкальное сопровождение Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок | Приветствие -Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. | Приветствие. Запись числа. | 2 |
2. | Актуализация знаний |
| Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд) -Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» — спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал. Лингвистическая разминка (кроссворд) Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание) Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство) Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные) Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое) Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее) Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение) Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные) Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире) Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение) | Решают кроссворд. | 10 |
3. | Сообщение темы урока, цели |
| Сообщает тему урока, цель Получилось слово обращение. -Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении». | Записывают в тетрадь тему урока. | 2 |
4. | Введение новой информации |
Цель: дать представление об обращении, постановке знаков препинания при обращении Часть 3 урока знаки препинаний при обращении Определение 2 Что такое обращение?
Часть 1
Часть 2
| Задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.
-Что такое обращение?
Послушайте предложения, назовите обращения. Работа с классом демонстрация на экране через проектор
Выделите обращения (работа за компьютерами) Работа в парах
-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. — На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми. — Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!) — Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже). Сравнение с подлежащим — Как можно отличить обращение от подлежащего? (1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием).
| Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы. | 5-7 |
5. | Первичное закрепление | (3) Часть 1П-тип Цель: формировать умения и навыки нахождения обращений в тексте и постановки знаков препинания при обращении Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа
| Найдите и выделите в текстах обращения (самостоятельная работа ) | Выполняют практический модуль | 3-5 |
6. | Применение полученных знаний |
| Разъясняет действия. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися. Упр.207 (у доски с комментариями) | Выполняют упражнение | 10 |
7. | Контроль полученных знаний |
К-тип Цель: диагностировать понимание темы и сформированность учебных умений и навыков в постановке знаков препинания Часть 3 Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Индивидуальна работа. | Выполняют задания | 7-10 |
8. | Итог урока
|
| Подводит итог, задает вопросы. Формулирует выводы Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, _______________________________________________________________ В устной речи обращение выделяется __________________________, а в письменной — ___________________________________________. Обращение не является _____________________________________. Слова ты и вы ______________________________________________. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.
| Фиксируют выводы | 3 |
9. | Домашнее задание
|
| § 42, упр.210 Разъясняет, как выполнять домашнее задание | Делают записи в дневники | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Чайковский «Вальс» Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
| Аудиофрагмент | http://imc.rkc-74.ru/catalog/res/52e17d0f-259b-2e7b-ab8b-2878baa1410d/?interface=catalog |
2. | Знаки препинания при обращении
| Электронный учебный модуль информационного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме «Знаки препинания при обращении». | Определение | http://fcior.edu.ru/card/28814/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html |
3. | Знаки препинания при обращении | Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме «Знаки препинания при обращении». | Практикум | http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html |
4. | Знаки препинания при обращении | Электронное задание «Знаки препинания при обращении». Вариант 1 ИЛИ Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме «Знаки препинания при обращении». | Контрольное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aecac08a-68d0-4d22-a10c908db5906017/%5BRUS8_200%5D_%5BQS_127%5D.html
http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html |