Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Сокский

муниципального района Исаклинский Самарской области

Урок русского языка для 6 класса на тему «Имя прилагательное»

Подготовила:

Аубакирова Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ пос. Сокский

муниципального района Исаклинский

Самарской области

2013 год

Цель: систематизация и обобщение знаний о имени прилагательном; повторение орфограмм, связанных с именем прилагательным; развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы.

Знать: о делении прилагательных на три разряда, о признаках каждого вида;

— условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

— об образовании с помощью суффикса –К- качественных прилагательных (кроме исключений), с помощью суффикса –СК- относительных прилагательных;

— условия выбора написания НЕ с прилагательными;

— об условиях выбора- О и Е -в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц;

— об степенях прилагательных.

Уметь: находить качественные, относительные, притяжательные прилагательные, определять их грамматические признаки, различать их;

— правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;

— сопоставлять правило правописания букв- О и Е- в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных;

— правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»;

— различать на письме суффиксы –К- и –СК-;

— правильно писать сложные имена прилагательные.

— условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных ;

Литература: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010; сборник упражнений по русскому языку, словарь-справочник.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, альбомные листы, маркеры.

Ход урока

  1. Стадия вызова: объявляю ученикам тему нашего урока и сразу же домашнее задание.

Д/з: подготовиться к контрольной работе, которая состоит из двух блоков А и В. Блок А включает в себя 8 заданий с выбором ответа, блок В — диктант «Проверь себя».

— Что же нам нужно для того, чтобы подготовиться к контрольной работе?

-Какие знания, умения, навыки вам необходимы для эффективной подготовки?

— Где мы можем взять материал для этого?

— Как в этом вам может помочь материал домашнего задания на сегодняшний урок?

II. Стадия осмысления: предлагаю учащимся вспомнить, при изучении имени

прилагательного, какие темы показались вам сложными (ответы учащихся).

1. Определение разрядов имен прилагательных.

Заострим наше внимание на данной проблеме и составим таблицу-«помощник» (

таблица фиксируется на доске ) ( данная таблица дополняется – во время урока)***

Имена прилагательные

  1. Качественные- переменный признак

— какой? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени: формы, размера и т.д.).

Имеют

  • степень сравнения

  • полную и краткую форму

Сочетаются

  • с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)

глубокий, сильный, короткий, синий

  1. Относительные- постоянный признак

— какой? (признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени: материала, времени, места, действия и т.д.).

глиняный, вчерашний, городской

НЕ имеют

  • степень сравнения

  • полную и краткую форму

НЕ сочетаются

  • с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)

  1. Притяжательные- принадлежность

-чей? (признак принадлежности предмета).

птичий, гусиный, сестрин

НО! В переносном значении – другой разряд: золотой сосуд – золотой характер;

лисий след – лисья шуба – лисья хитрость.

— Где данную информацию можно добыть?

— Материал учебника § 46,47,48; в словаре-справочнике, в сборнике упражнений.

Работа в группах: игра-задача

— У вас в раздаточном материале есть задание № 1. Ваша задача- сгруппировать имена прилагательные разных разрядов по следующим темам:

— качественные на тему «Весна»;

— относительные на тему «Школа»;

— притяжательные на тему «Семья».

«Афиширование». .Оглашение результатов работы. Сопоставления качества выполнения работы в разных группах.

  1. — Возникали ли у вас сложности при изучении правописания имен прилагательных ?

— « Написание НЕ с прилагательными » ( повторение орфограммы № 36, называют условия слитного и раздельного написание НЕ с прилагательными, § 50 стр.108 )

Словарный диктант: ( комментированное письмо): Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, совсем не добросовестный ученик, нелепый поступок, неряшливый вид, не робкий, а смелый; не мелкая, а глубокая река; неотложный вопрос, неуклюжий танцор.

  1. — Ещё какие трудности возникли при правописании прилагательных?

— Н и НН в суффиксах прилагательных.

— Это орфограмма № 38: ( данную орфограмму предлагаю учащимся записать в виде схемы )

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных

-Н-

-НН-

  1. ИН-

  2. АН- (-ЯН-)

  3. Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

  1. сущ.-Н+ -Н-

  2. ОНН-

  3. ЕНН-

  4. Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

Как находить суффикс

  1. -ИН — всегда ударный

  2. ЯН- óй

  3. АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»

кож..ый – из кожи – кожаный

  1. ОНН- всегда ударный

  2. ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.

З а п о м н и т е: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Н о: безветренный

Ветряной — приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

Буквенный диктант: деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный, искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный, серебряный, интонационный, ветреный.

Запись учащихся должна выглядеть так: НН, Н, Н, НН, НН, НН, НН,НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н.

4. – Как связана тема « Правописание суффиксов –К и –СК» с темой «Разряды имен прилагательных »? Вспомните № орфограммы ( дополняем таблицу –помощник).

Выборочно-распределительный диктант: с суффиксом – К в левый столбик, -СК – в правый: октябрь..кий, сибирский, командирский, рыбац..кий, Олонецкий, скользкий, близ..кий, горняцкий, киргизский, апрель..кий,, июльский, узкий, молодецкий, январский, конский, рез..кий, индусский, рыцарский, декабрьский.

5. Лингвистическая задача ( пропорции ): задание на листочке.

— Для успешного решения данной задачи назовите правило ( орфограмма № 37 ). Вспомните наш рисунок – «помощник». Объясните ваши действия.

реч…вой аппарат = вещ…вой мешок

ситц…вый фартук = ландыш…вый запах

изразц…вая печь = морж…вый клык

холщ…вый мешок = свинц…вые тучи

камыш…вый кот = образц….вый ответ

глянц…вый журнал = кумач…вый флаг

6. Конструирование текста ( творческая работа):

Задание у всех учащихся. Дан небольшой текст. К выделенным именам существительным подобрать сложные имена прилагательные.( В помощь ребятам можно предложить пейзаж зимнего леса).

Русский лес
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью

Спят … сосны.

-Выразительное чтение получившихся текстов.

III. Рефлексия:

— Записываем домашнее задание, которое удалось «собрать» на уроке:

-повторить орфограммы 36,37,38,39,40

-повторить материал § 46-54

-выполнить упражнение из учебника 314 стр.120

— составьте вопросы к тесту по теме «Имя прилагательное»

7. Составить «Кластер» по теме «Имя прилагательное».

8.Самостоятельная работа(выполняют все): Игра- кроссворд. В пустые клеточки вписать прилагательные, друг за за другом, без пробелов, начиная с правой верхней клеточки, имена прилагательные, образованные от данных имен существительных с помощью суффиксов — СК- , -К-, -ОВ-, -ЕВ-, — Н-, -ЕНН-, -ЯН-, — АН-, — ИН- .

Низ, диковина, еж, казак, киргиз, кость, кумач, лев, лиственница, низменность, олово, пират, пламя, ситец, сирень, Тибет, тыква, холст.

( образец заполнения )

н

и

з

к

и

й

д

и

к

о

в

и

н

н

ы

й

*** Если у вас осталась одна клеточка, значит вы справились с данным заданием. В эту клеточку выставим оценки за работу на уроке.

Итог: выставление оценок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here