Тема: Обстоятельство
Урок русского языка в 5 классе
Цель урока: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.
Задачи:
1. Узнать, что обозначает обстоятельство;
2.Определить на какие вопросы отвечает,
3. Рассмотреть роль в предложении.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте! Сегодня у нас с вами новая тема, но для начала
1. Стадия «ВЫЗОВА»
— пробуждение интереса к изучаемой теме;
— обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
— побуждение уч-ся к активной деятельности
1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.
Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
— Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
— Подлежащее – это второстепенный член пр-я.
— Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
— Дополнение и определение — это второстепенные члены пр-я.
— Распространенные предложения состоят только из главных членов.
— Дополнение обозначает признак предмета.
— Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?
2. Проблемная ситуация.
Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
— Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)
Прилагательное
Глагол
Существительное
Наречие
Местоимение
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
обстоятельство
— На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр)
— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)
— Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
Диалог
— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?
Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)
3. Этап целеполагания.
Постановка учебных задач.
— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
— Учитель подводит итог.
Цель: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.
Задачи:1. Узнать, что обозначает обстоятельство;
2.Определить на какие вопросы отвечает,
3. Рассмотреть роль в предложении.
2. Этап осмысления.
1. Запишите предложения.(ученик у доски)
Зимой тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.
2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.
Изменилась (когда?)зимой, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, украсил (как?) причудливо. Запись на доске и в тетрадях
3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)
зимой | время | |
Как? | удивительно | способ действия |
Где? | здесь | место |
Как? | заботливо | способ действия |
Как? | причудливо | способ действия |
– Что обозначают обстоятельства?
– На какие вопросы они отвечают?
– Чем выражаются обстоятельства?
4. Чтение правила в учебнике.
5. Работа с учебником.
— Ребята, откройте учебники на стр. 152 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).
6. Обсуждение правила, выводов учащихся.
Физкультминутка. (презентация «Зима в картинах художников» — звучит музыкальный файл – Вивальди «Времена года», прицепленный к слайду)
— А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Нужно научиться находить обстоятельства в предложении и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.
1) Чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм действий.
2. Работа с текстами.
Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями.
Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом.
Иван Захарович Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)
3. Творческая работа.
— Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Откроем вкладку-вклейку № 3 иллюстрацию картины художника Константина Федоровича Юона «Русская зима».
— Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.
Группа ребятишек шагает ….. …. бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Вот он смотрит … и принюхивается. Утопая по колено в снегу, мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так … ждали снега.
Смотришь на эту репродукцию и становится … оттого, что за окном не видишь такого же снега, что пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.
Да, у нас пока мало снега, но зима — хитрая и коварная волшебница-зима. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима — кудесница, которую воспевает художник.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.
— Возвращаемся к задачам нашего урока Все ли задачи выполнены?
А я напоследок предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)
На вопросы: ГДЕ? КОГДА?
КАК? ОТКУДА? и КУДА?
Обстоятельство всегда
даст тебе ответ.
— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает …………..
Домашнее задание: правило, стр. 152, упр. 456