Тема: Обстоятельство

Урок русского языка в 5 классе

Цель урока: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.

Задачи:

1. Узнать, что обозначает обстоятельство;

2.Определить на какие вопросы отвечает,

3. Рассмотреть роль в предложении.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

                                                    Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте! Сегодня у нас с вами новая тема, но для начала

1. Стадия «ВЫЗОВА»

 — пробуждение интереса к изучаемой теме;

— обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

— побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с  того, что погадаем на  ромашке.

Необходимо  ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

        — Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

        — Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

        — Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

        — Дополнение и определение  — это второстепенные члены пр-я.

        — Распространенные предложения состоят только из главных членов.

          — Дополнение обозначает признак предмета.

          — Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

2.  Проблемная ситуация.

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

— Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)  

Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

обстоятельство

— На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр)  

— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

          — Сформулируйте  и запишите тему нашего урока. 

Диалог

— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

      3. Этап целеполагания.

 Постановка учебных задач.

— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

— Учитель подводит итог.  

Цель: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.

Задачи:1. Узнать, что обозначает обстоятельство;

2.Определить на какие вопросы отвечает,

3. Рассмотреть роль в предложении.

2.  Этап осмысления.

1.  Запишите предложения.(ученик у доски)

Зимой  тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?)зимой, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, украсил (как?) причудливо. Запись на доске и в тетрадях

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

зимой

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Что обозначают обстоятельства?

На какие вопросы они отвечают?

Чем выражаются обстоятельства?

4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником.

— Ребята, откройте учебники на стр. 152  и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

6. Обсуждение правила, выводов учащихся.

Физкультминутка. (презентация «Зима в картинах художников» — звучит музыкальный файл – Вивальди «Времена года», прицепленный к слайду)

— А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

3.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Нужно научиться находить обстоятельства в предложении и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

1) Чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм действий.

2. Работа с текстами.

Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями.

Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом.

Иван Захарович Суриков

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)

3. Творческая работа.

   — Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Откроем вкладку-вклейку № 3 иллюстрацию картины художника  Константина Федоровича Юона «Русская зима».

  —  Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая  красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным  текстом.  Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения  подходящими  по смыслу обстоятельствами.

     

    Группа ребятишек шагает …..    …. бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Вот он смотрит … и принюхивается. Утопая по колено в снегу, мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так  …  ждали снега.

         Смотришь на эту репродукцию и становится … оттого, что за окном не видишь такого же снега, что пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

         Да, у нас пока мало снега, но зима — хитрая и коварная волшебница-зима. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима — кудесница, которую воспевает художник. 

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

 Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

— Возвращаемся к задачам нашего урока Все ли задачи выполнены?

А я напоследок  предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

     КАК? ОТКУДА? и КУДА?

     Обстоятельство всегда

      даст тебе ответ.

— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает …………..              

Домашнее задание: правило, стр. 152, упр. 456

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here