1Диагностическая работа по геометрии 9 класс001 идея интересного занятия с детьми

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОМЕТРИИ

Хакимова Альфия Узбековна,

МОБУ СОШ № 1, учитель математики, Башкортостан, г.Мелеуз.

Предмет (направленность): математика.

Возраст детей: 9 классы.

Место проведения: класс.

Диагностическая работа по геометрии

для обучающихся 9 классов (апрель 2013)

Вариант 1

1. Два угла треугольника равны 40˚ Диагностическая работа по геометрии 9 класси 130˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.

2. Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого. Найдите меньший из углов параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

3. Диагонали ромба равны 24 и 7,5. Найдите его площадь.

4Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Прямые AB, Диагностическая работа по геометрии 9 классCD Диагностическая работа по геометрии 9 класси EF Диагностическая работа по геометрии 9 класспараллельны. По данным рисунка найдите длину отрезка CE.Диагностическая работа по геометрии 9 класс Диагностическая работа по геометрии 9 класс

5. Какие из следующих утверждений верны?

  1. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же хорду окружности, равны.

  2. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу окружности, равны.

  3. Диагонали ромба пересекаются под прямым углом.

  4. Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом.

6. Найдите угол А треугольника АВС, если его медиана ВМ равна половине стороны АС, а угол ВТС, образованный биссектрисой ВТ и стороной АС, равен 650 .

7. В круге проведены диаметр АВ и хорда СТ. Докажите, что если СА = ТА, то и СВ = ТВ .

Вариант 2

1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 100˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите любой другой его угол. Ответ дайте в градусах.

2. В трапеции ABCD AB=BC=CD Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Точки K,L,M Диагностическая работа по геометрии 9 класси N Диагностическая работа по геометрии 9 класс— середины сторон трапеции. Найдите наибольший угол четырёхугольника KLMN Диагностическая работа по геометрии 9 класс, если угол BAD Диагностическая работа по геометрии 9 классравен 40˚ Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Ответ дайте в градусах.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

3. Найдите площадь описанного около окружности радиуса 4,5 четырёхугольника ABCD, если AB=5 и CD=15.

4. Катеты прямоугольного треугольника равны 9 и 12. Найдите длину высоты, проведенной к гипотенузе треугольника.

5. Укажите номера верных утверждений.

  1. Через любую точку прямой на плоскости можно провести единственный перпендикуляр к этой прямой.

  2. Существует треугольник с двумя равными тупыми углами.

  3. Параллелограмм с равными диагоналями – это прямоугольник.

6. KA и KB — хорды окружности с центром в точке O, ∠AKB = 300 . Найдите радиус окружности, если длина хорды AB равна 6.

7. Медианы AM и BN в треугольнике ABС пересекаются в точке O. Докажите, что треугольники AOB и MON подобны.

Вариант 3

1. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите внешний угол при вершине второго острого угла. Ответ дайте в градусах.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

2. Правильный шестиугольник вписан в окружность. С – произвольная точка окружности. Найдите угол ACB в градусах.

3. Основания равнобедренной трапеции равны 23 и 17. Тангенс одного из углов равен Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите площадь трапеции.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

4. В треугольнике ABC Диагностическая работа по геометрии 9 класспроведены высоты BD Диагностическая работа по геометрии 9 класси CE Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Известны длины отрезков AC=8 Диагностическая работа по геометрии 9 класс, AB=12 Диагностическая работа по геометрии 9 класс, AD=6 Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите AE Диагностическая работа по геометрии 9 класс.

5. Какие из следующих утверждений верны?

  1. В любой четырёхугольник можно вписать окружность.

  2. Центром окружности, вписанной в правильный треугольник, является точка пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам.

  3. В треугольнике против меньшего угла лежит меньшая сторона.

  4. Внешний угол треугольника равен сумме внутренних, не смежных с ним.

6. Прямые AB и CD параллельны. Между прямыми отмечена точка К так, что Диагностическая работа по геометрии 9 класс Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину угла BКC.

7. В круге проведены диаметр АВ и равные хорды АС и ВТ, причём точки С и Т лежат по разные стороны от АВ. Докажите, что АС и ВТ параллельны.

Вариант 4

1. В прямоугольном треугольнике внешний угол при вершине острого угла равен 110˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите другой острый угол треугольника. Ответ дайте в градусах.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

2. Треугольник АВС вписан в окружность. Известны два его угла A=80˚,B=55˚. Диагностическая работа по геометрии 9 классНайдите градусную меру меньшей дуги AB.

3. Найдите площадь равнобедренного треугольника, изображенного на рисунке.

4. Площадь параллелограмма равна 8, а высоты параллелограмма равны 2 и 1,6. Найдите периметр параллелограмма.

5. Укажите номера верных утверждений.

  1. В равностороннем треугольнике все углы равны.

  2. Четырехугольник с прямыми углами — это квадрат.

  3. В равнобедренной трапеции диагонали равны.

6. Угол А треугольника АВС равен 540 . Найдите больший из углов между биссектрисами углов В и С.

7. Медианы BM и CK в треугольнике ABC пересекаются в точке O, Докажите, что треугольники СOB и KOM подобны.

Вариант 5

1Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Один из внешних углов равнобедренного треугольника равен 40˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите угол при основании этого треугольника. Ответ дайте в градусах.

2. На рисунке точка O Диагностическая работа по геометрии 9 класс– центр окружности, а треугольник OAB Диагностическая работа по геометрии 9 класс– равносторонний. Найдите величину угла ACB Диагностическая работа по геометрии 9 классв градусах.

3. Диагональ AC ромба ABCD равна Диагностическая работа по геометрии 9 класс, а угол при вершине C равен 30˚. Найдите площадь треугольника ACD.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

4. В прямоугольном треугольнике ABC Диагностическая работа по геометрии 9 классиз произвольной точки E Диагностическая работа по геометрии 9 класскатета AC Диагностическая работа по геометрии 9 классопущен перпендикуляр ED Диагностическая работа по геометрии 9 классна гипотенузу AB Диагностическая работа по геометрии 9 класс. DE=2 Диагностическая работа по геометрии 9 класс, BC=4 Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Площадь треугольника ADE Диагностическая работа по геометрии 9 классравна 5 Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите площадь треугольника ABC Диагностическая работа по геометрии 9 класс.

5. Какие из следующих утверждений верны?

  1. Если диагонали четырёхугольника делят его углы пополам, то этот четырёхугольник — ромб.

  2. Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения его высот.

  3. Треугольник, стороны которого равны 7, 12, 13 является прямоугольным.

  4. Любые два прямоугольных треугольника подобны.

6. Найдите угол С треугольника АВС, если его медиана ВМ равна половине стороны АС, а угол ВТА, образованный биссектрисой ВТ и стороной АС, равен 800 .

7. ABCD — параллелограмм. На сторонах AB, BC, CD, DA отмечены соответственно точки P, K, M и N так, что BK =ND , BP =MD. Докажите, что четырехугольник PKM N – параллелограмм.

Вариант 6

1. В равнобедренном треугольнике ABC Диагностическая работа по геометрии 9 классс основанием AC Диагностическая работа по геометрии 9 классугол B Диагностическая работа по геометрии 9 классравен 42˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину угла CAKДиагностическая работа по геометрии 9 класс, если AK Диагностическая работа по геометрии 9 класс— биссектриса угла AДиагностическая работа по геометрии 9 класс. Ответ дайте в градусах.

2. Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 72˚ Диагностическая работа по геометрии 9 класси 118˚Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите меньший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

3. Найдите периметр трапеции ABCD по данным рисунка.

4. Площадь прямоугольного треугольника с катетами 4 и 3 равна площади ромба со стороной 5. Найдите высоту ромба.

5. Укажите номера верных утверждений.

  1. Медиана треугольника делит треугольник на два равных.

  2. Зная только длины двух сторон треугольника, можно найти его площадь.

  3. Если в треугольнике равны два угла, то он равнобедренный.

6. Прямые AB и CD параллельны. Между прямыми отмечена точка М так, что Диагностическая работа по геометрии 9 класс Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину угла BMC.

7. В круге проведены диаметр АВ и параллельные хорды АС и ВТ. Докажите, что СВ = ТА .

Вариант 7

1. Параллельные прямые AB Диагностическая работа по геометрии 9 класси CD Диагностическая работа по геометрии 9 класспересечены секущей ACДиагностическая работа по геометрии 9 класс. CB Диагностическая работа по геометрии 9 класс– биссектриса угла C Диагностическая работа по геометрии 9 класс, CAB=50˚ Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите угол ACB Диагностическая работа по геометрии 9 класс.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

2. На рисунке точка O − Диагностическая работа по геометрии 9 классцентр окружности, а треугольник OAB − Диагностическая работа по геометрии 9 класспрямоугольный. Найдите величину угла ACB Диагностическая работа по геометрии 9 классв градусах.

3. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Сторону клетки считать равной 1 см.
Диагностическая работа по геометрии 9 класс

4. Высота равнобедренного треугольника, проведенная к его основанию, равна 4. Длина основания равна 6. Найдите длину высоты, проведенной к боковой стороне треугольника.

5. Укажите номера верных утверждений.

  1. Биссектриса угла треугольника делит сторону треугольника пополам.

  2. Диагонали равнобедренной трапеции равны.

  3. Центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, находится в точке пересечения его высот.

6. Угол А треугольника АВС равен 640. Найдите меньший из углов между биссектрисами углов В и С.

7. ABCD — параллелограмм. На сторонах AB, BC, CD, DA отмечены соответственно точки P, K, M и N так, что KC = AN , BP = MD. Докажите, что четырехугольник PKMN – параллелограмм.

Вариант 8

1. В треугольнике ABC, Диагностическая работа по геометрии 9 классуглы которого равны B=40˚ Диагностическая работа по геометрии 9 класси C=80˚,Диагностическая работа по геометрии 9 класспроведена высота CH. Диагностическая работа по геометрии 9 классНайдите величину угла ACH Диагностическая работа по геометрии 9 класс(в градусах).

2. Прямая KA касается окружности с центром O в точке А. Радиус окружности равен Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Расстояние от точки K до центра окружности равно Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите AK.

Диагностическая работа по геометрии 9 класс

3. . Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.

4. В треугольнике АВС отрезок DE Диагностическая работа по геометрии 9 класспараллелен отрезку AB Диагностическая работа по геометрии 9 класс. DC=12, DA=3, DE=4. Диагностическая работа по геометрии 9 классНайдите AB.

5. Какие из следующих утверждений верны?

  1. В любой прямоугольный треугольник можно вписать окружность.

  2. Каждая сторона треугольника больше суммы двух других сторон.

  3. Существует треугольник ABC Диагностическая работа по геометрии 9 классс меньшей стороной AC Диагностическая работа по геометрии 9 класси углами A=43, C=72 Диагностическая работа по геометрии 9 класс.

  4. Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна половине гипотенузы.

  5. Любые два равнобедренных треугольника подобны.

6. KA и KB — хорды окружности с центром в точке O, ∠AKB = 45°. Найдите длину хорды AB, если радиус окружности равен 4.

7. В параллелограмме ABCD точка E — середина стороны AB. Известно, что EC = ED. Докажите, что данный параллелограмм — прямоугольник.

Решения заданий № 6, №7

(Замечание. Учащийся вправе привести любое другое верное и полное решение, доказательство.)

Вариант 1

6. Найдите угол А треугольника АВС, если его медиана ВМ равна половине стороны АС, а угол ВТС, образованный биссектрисой ВТ и стороной АС, равен 650.

Ответ: 200 .

Решение: так как медиана ВМ треугольника АВС равна половине стороны АС, то АВС – прямоугольный треугольник и его угол В равен 900 . Так как угол АВТ , равный половине угла АВС, равен 450 , то угол А , равный разности углов ВТС и АВТ, составит 650 – 450 = 200 .

7. В круге проведены диаметр АВ и хорда СТ. Докажите, что если СА = ТА, то и СВ = ТВ .

Доказательство: так как АВ – диаметр, то углы АСВ и АТВ – прямые. Треугольники АСВ и АТВ равны по катету и гипотенузе. Поэтому и СВ = ТВ .

Вариант 2

6. KA и KB — хорды окружности с центром в точке O, ∠AKB = 300 . Найдите радиус окружности, если длина хорды AB равна 6.

Решение:

1.∠AOB = 2∠AKB = 60°по свойству вписанного угла.

2.Треугольник AOB — равносторонний, значит, AO = AB = 6.

Ответ: AO = 6.

7. Медианы AM и BN в треугольнике ABС пересекаются в точке O. Докажите, что треугольники AOB и MON подобны.

Доказательство:

1. Прямые MN и AB параллельны по свойству средней линии треугольника.

2.∠AMN = ∠BAM как накрест лежащие углы.

3. ∠BOA = ∠MON как вертикальные углы.

Треугольники AOB и MON подобны по двум углам.

Что и требовалось доказать.

Вариант 3

6. Прямые AB и CD параллельны. Между прямыми отмечена точка К так, что Диагностическая работа по геометрии 9 класс Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину угла BКC.

Решение:

Через точку К проведем прямую КЕ, параллельную прямой АВ. Угол ВКЕ равен углу АВК равному 30°, как накрест лежащие углы при параллельных прямых АВ и КЕ, и секущей КВ. Углы KCD и KCF смежные, значит, угол KCF равен 40°. Углы ЕKC и KCF равны как накрест лежащие углы при параллельных прямых КЕ и CD, и секущей КС.

Значит, угол ВКС равен 70°.

Ответ: 70°.

7. В круге проведены диаметр АВ и равные хорды АС и ВТ, причём точки С и Т лежат по разные стороны от АВ. Докажите, что АС и ВТ параллельны.

Доказательство: так как АВ – диаметр, то углы АСВ и ВТА – прямые. Треугольники АСВ и ВТА равны по гипотенузе и катету. Поэтому равны и внутренние накрест лежащие углы САВ и АВТ , так что АС и ВТ параллельны.

Вариант 4

6. Угол А треугольника АВС равен 540 . Найдите больший из углов между биссектрисами углов В и С.

Ответ: 1170 .

Решение: обозначим за ВК и СМ биссектрисы треугольника АВС, а за О – точку пересечения биссектрис. Тогда угол МОВ будет равен сумме углов ОВС и ОСВ, то есть полусумме углов В и С треугольника АВС. Искомый угол СОВ равен 1800 минус угол МОВ , поэтому он равен 1800 – (1800 – 540)/2 = 1170.

7. Медианы BM и CK в треугольнике ABC пересекаются в точке O, Докажите, что треугольники СOB и KOM подобны.

Доказательство:

1. Прямые MK и BC параллельны по свойству средней линии треугольника.

2.∠BMK = ∠CBM (как накрест лежащие углы).

3. ∠BOC = ∠MOK (как вертикальные углы).

Треугольники COB и KOM подобны по двум углам.

Что и требовалось доказать.

Вариант 5

6. Найдите угол С треугольника АВС, если его медиана ВМ равна половине стороны АС, а угол ВТА, образованный биссектрисой ВТ и стороной АС, равен 800 .

Ответ: 350 .

Решение: так как медиана ВМ треугольника АВС равна половине стороны АС, то АВС – прямоугольный треугольник и его угол В равен 900 . Так как угол СВТ , равный половине угла АВС, равен 450 , то угол С , равный разности углов ВТА и СВТ, составит 800 – 450 = 350 .

7. ABCD — параллелограмм. На сторонах AB, BC, CD, DA отмечены соответственно точки P, K, M и N так, что BK =ND , BP =MD. Докажите, что четырехугольник PKM N – параллелограмм.

Доказательство.

Треугольники ВРК и DMN равны по двум сторонам и углу между ними, т.к. ВК = DN, ВР = DM,

∠B =∠D (по свойству параллелограмма). Значит, стороны РК и MN равны.

ВК = DN, значит, AN = KC. ВР = DM, значит, AP = СM.

∠A =∠C (по свойству параллелограмма), значит, треугольники APN и KCM равны по двум сторонам и углу между ними. Значит, сторона PN равна стороне КМ. Таким образом, в четырехугольнике PKMN противоположные стороны равны.

Такой четырехугольник, по признаку параллелограмма – параллелограмм.

Вариант 6

6. Прямые AB и CD параллельны. Между прямыми отмечена точка М так, что Диагностическая работа по геометрии 9 класс Диагностическая работа по геометрии 9 класс. Найдите величину угла BMC.

Решение:

Через точку М проведем прямую МЕ, параллельную прямой АВ. Угол ЕМВ и угол АВМ односторонние при параллельных прямых АВ и МЕ, и секущей ВМ. Значит, их сумма равна 180° (по свойству параллельных прямых). Тогда угол ВМЕ равен 50°. Углы МCD и ЕМС равны как накрест лежащие при параллельных прямых МЕ и CD, и секущей МС. Значит, угол ЕМC равен 40°. Угол ВМС равен сумме углов ВМЕ и EМC. Значит, угол ВМС равен 90°.

Ответ: 90°.

7. В круге проведены диаметр АВ и параллельные хорды АС и ВТ. Докажите, что СВ = ТА .

Доказательство: так как АВ – диаметр, то углы АСВ и ВТА – прямые. Углы САВ и ТВА равны как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых. Треугольники АСВ и ВТА равны по гипотенузе и острому углу. Поэтому и СВ = ТА.

Вариант 7

6. Угол А треугольника АВС равен 640. Найдите меньший из углов между биссектрисами углов В и С.

Ответ: 580 .

Решение: обозначим за ВК и СМ биссектрисы треугольника АВС, а за О – точку пересечения биссектрис. Тогда искомый угол МОВ будет равен сумме углов ОВС и ОСВ, то есть полусумме углов В и С треугольника АВС. Так как сумма углов треугольника равна 1800, то искомый угол МОВ равен (1800 – 640)/2= 580 .

7. ABCD — параллелограмм. На сторонах AB, BC, CD, DA отмечены соответственно точки P, K, M и N так, что KC = AN , BP = MD. Докажите, что четырехугольник PKMN – параллелограмм.

Доказательство.

KC = AN, значит, BK = ND. PB = DM, значит, АР = MD. Треугольники ВРК и DMN равны по двум сторонам и углу между ними, т.к. ВК = DN, ВР = DM, ∠B =∠D (по свойству параллелограмма). Значит, стороны РК и MN равны. Также, треугольники APN и KCM равны по двум сторонам и углу между ними т.к. АР = MD., KC = AN, ∠A =∠C (по свойству параллелограмма). Значит, стороны РN и MК равны.

Таким образом, в четырехугольнике PKMN противоположные стороны равны.

Такой четырехугольник, по признаку параллелограмма – параллелограмм.

Вариант 8

6. KA и KB — хорды окружности с центром в точке O, ∠AKB = 45°. Найдите длину хорды AB, если радиус окружности равен 4.

Решение:

1.∠AOB = 2∠AKB = 90° по свойству вписанного угла.

2. В треугольнике AOB: ∠O = 90°, AO = OB, AB = AO Диагностическая работа по геометрии 9 класс = 4 Диагностическая работа по геометрии 9 класс.

Ответ: AB = 4Диагностическая работа по геометрии 9 класс .

7. В параллелограмме ABCD точка E — середина стороны AB. Известно, что EC = ED. Докажите, что данный параллелограмм — прямоугольник.

Доказательство.

Треугольники BEC и AED равны по трём сторонам. Значит, углы CBE и DAE равны. Так как их сумма равна 180°, то углы равны 90°. Такой параллелограмм — прямоугольник.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Демонстрационный вариант (МА-9_ДЕМО2013_techno.pdf) http://fipi.ru/, 2013

2. http://ege.yandex.ru/mathematics-gia, 2013

3. Пробный ГИА С-Петербург. 2 варианта с ответами и критери ями .http://alexlarin.net/ege/2013/gia_160413.html, 2013

4. Пробный ГИА С-Петербург — 2 варианта с ответами и крит ериями http://alexlarin.net/ege/2013/gia_spb.html, 2013

5. 4 тренировочных варианта  ГИА-9 (Иркутск) с ответами и критериями http://alexlarin.net/ege/2013/gia_irk.html, 2013

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here