Урок русского языка по теме
«Речевой этикет: слова приветствия. Знакомство с числительным.
Отработка порядка действия при списывании».
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать слово и предложение, решать учебные и практические задачи — соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, грамотно записывать самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Познавательные: общеучебные — освоение умения использовать речевые формулы приветствия; осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; наблюдение за словами, которые можно записать цифрами; логические — аналитический разбор речевых формул приветствия, выступающих как показатель отношения к собеседнику; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в действия с учётом возникших трудностей.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу, проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия; расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:
1.ИКТ. Презентация по теме.
2.Карточки.
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 1 класса – авторы С.В.Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова.;
3.М/м проектор.
Литература:
-
Авторская программа по русскому языку С.В. Иванова, рекомендованная Министерством образования РФ, «Вентана-Граф»
-
Пособие для учителя «Русский язык. 1 класс. Комментарии к урокам»
С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, «Вентана-Граф»
3. «Секреты орфографии», Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая,
«Просвещение»
4. В.П. Аникин «К мудрости ступенька», «Детская литература»
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
— Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?!
— Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
— Что вы пожелали гостям? (Здоровья.)
— А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
ІІ. Введение в тему
— Отгадайте загадку:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Это буква О)
— Эта буква необычная, она умеет превращаться. А во что?
Но прежде всего, вспомните правила посадки при письме.
— У каждого из вас на столе есть листок с буквой О. Попробуйте её превратить. (Буква ученика на листочках О превращается в кота, поросёнка, машинку, пуговицу, очки и т.д.)
— И что же у вас получилось? (Ответы детей)
ІІІ. Актуализация знаний. Чистописание.
— Все ваши превращения как можно назвать, одним словом? (Предметы)
— А на какие вопросы отвечают слова называющие предметы? (кто? или что?)
— Тогда давайте поиграем. Игра «Топни – хлопни». Увидев предмет, который отвечает на вопрос КТО? – вы хлопаете, на вопрос ЧТО? – вы топаете.
— Буква О элементом какой буквы может быть? (А, Ю)
— Мы будем писать только одну из этих букв, которая обозначает мягкость. Какая это буква? (Ю)
— Откройте свои тетради на с.19 и вспомните, как её надо писать правильно и красиво.
Работа в парах
— Сегодня в гости к нам пришел герой рассказов Виктора Драгунского Дениска, и вот что он нам поведал. Читает учитель упр №1 стр110.
— Что вы можете сказать о классе, в котором учится Дениска? Докажите свое мнение.
— Подумайте, хотели бы вы быть настоящими друзьями? Представьте, что и мы учимся в одном классе с Дениской. И вы его встречаете после болезни. Определите, какие слова никогда не скажут настоящие друзья. Для этого нам надо прочитать ситуации из упр. №2, работая в парах.
— Давайте вспомним правила сотрудничества:
-
Слушать друг друга;
-
Уметь уступать;
-
Уметь договариваться;
Словарная работа.
— Скажите, а когда мы встречаемся со знакомым человеком, какие слова мы говорим? (Здравствуйте)
— А какое это слово? (Вежливое, словарное слово)
— Давайте вспомним, как оно пишется.
— Запишите это слово.
Работа в парах.
— Ребята! Смоделируйте ситуацию приветствия, как вы здороваетесь, когда встречаетесь. (Выслушиваем 2 – 3 пары)
— А какие ещё вежливые слова мы с вами знаем? (Спасибо, пожалуйста, до свидания) (запись их в тетрадь)
— Прочитайте стихотворение М.Пляцковского из упр.3 и подумайте о чём оно.
— Как вы думаете, оно о настоящей дружбе?
— Найдите в этом стихотворении устойчивое выражение, которым называют настоящего друга? (Верный друг.) Запишите это предложение.
— А теперь попробуем разобрать это предложение, задавая вопросы к словам. (Верный друг.)
Физминутка « Весёлая зарядка»
ІV. Самоопределение к деятельности.
Цель:
1) определить содержательные рамки урока;
2) согласовать тему и цель
— В рассказе про Дениску, есть два выделенных слова. Прочитайте их.
— Где мы встречались с этими словами? (на уроках математики)
1. Работа с учебником. Давайте подумаем.
— Давайте подумаем, можно ли эти слова заменить цифрами?
— Можно ли записать цифрами слова девять, семь, десять?
В русском языке есть своя тайна, что слова, которые обозначают число, можно записать цифрами. Прочитайте о тайне русского языка на стр.112 нашего учебника. Будем подрастать, учиться и подробно с правилом познакомимся в 4 классе.
2. Работа в тетради.
— Поработаем самостоятельно или просим помощи у соседа.
— Упр.3 на стр.19. Впишите пропущенные сочетания букв.
— Прочитайте пословицы. Что объединяет все эти пословицы? (Они про дружбу)
— Запиши любую пословицу, которая понравилась тебе. Проверь выполненную работу у соседа по парте. С какой орфограммой ты здесь встретился? (ча-ща, жи-ши, чу-щу)
V. Усвоение новых знаний.
— Дениска у нас заскучал. Он очень любит играть в прятки, но не знает считалочки.
— Давайте поможем Дениске выучить одну из них, для этого вам надо выполнить задание по карточкам.
Работа в парах.
Работа по карточкам. Считалочка.
Раз, _________, ____________,
Четыре, _________.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка, поводи!
— Подчеркните слова, обозначающие число, которые можно переносить с одной строчки на другую.
— Ребята, а как же надо играть в прятки? (Дружно)
VI. Самооценка.
— Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Оцените критически, как вы это любите. Довольны ли вы своей работой или нет? Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
VII. Рефлексия.
— Ну, а теперь хотелось бы узнать, что вы узнали, что было трудно, а что интересно.
VII. Итог урока.
— Ребята! Мы все задания с вами выполнили, многое вспомнили и узнали. И хочу всем вам сказать
Если плачет кто-то рядом,
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо-
Плохо плакать одному.
Как прекрасно всё вокруг,
Если рядом верный … ДРУГ.
— Ребята, давайте жить дружно!
VIII. Домашнее задание
— Для домашней работы предлагаю творческое задание — раскрасить кота Леопольда, нарисовать мышей так, чтобы стало ясно, что они подружились.
— Спасибо за урок!