Урок русского языка в 3 «В» классе.
Тема: Правописание предлогов и приставок (обобщение).
Учитель: Голубова Анастасия Валерьевна
Задачи урока:
— Развивать орфографическую зоркость.
— Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.
— Воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.
Оборудование урока: учебник, тетради, таблица, схема слова, индивидуальные карточки.
^ План урока:
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Оформление тетрадей. 1 мин.
III. Чистописание. 3 мин.
IV. Словарно-орфографическая работа. 5 мин.
V. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
VI. Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устно и работа по индивидуальным карточкам. 5 мин.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VIII. Блиц-опрос. 3 мин.
IХ. Работа по учебнику. 10 мин.
Х. Письмо по памяти. 5 мин.
ХI. Итог урока. 2 мин.
XII. Домашнее задание. 2 мин.
^ Оформление доски:
Двадцать третье ноября.
Классная работа.
Правописание предлогов и приставок.
от, к, за, для, про, с, по, кроме. Реш.ли волки зайчика (за)печь,
А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.
^ Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
— Сначала поприветствуем гостей. Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!
^ II. Оформление тетрадей.
— Открываем тетради. Записываем: двадцать третье ноября. Классная работа.
III. Чистописание.
На доске записаны слова: от, к, за, для, про, с, по, кроме.
— Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала, как вы думаете, что это? (Это предлоги и приставки)
— На какие две группы их можно разделить? (В одной группе будут которые могут быть и приставками, и предлогами – от, за, про, с; во второй группе – это слова, которые могут быть только предлогами – к, для, кроме).
— В качестве чистописания, запишите на первую строк приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их до конца строчки, чередуя.
— Устно составьте свои примеры с данными приставками. (Например, заговорить, подарок, сбежать и т.п.)
— На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.
— Придумайте примеры, используя словарные слова с данными предлогами. (Например, к окну, кроме енота, для России).
^ IV. Словарно-орфографическая работа.
а) — Отгадайте загадки и запишите отгадки. Объясните ударение и орфограммы.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
^ И стоит среди травы –
Уши больше головы? (ЗАЯЦ)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (ГОРОХ)
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
б) — А сейчас расшифруйте словарные слова, объясните ударение и орфограммы.
АГВОН, ОЖНЁГЛР, ДРГОО. (Вагон, жонглер, город)
^ V. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня тема нашего урока «Правописание предлогов и приставок». Подводим итоги по изученной теме.
VI. Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устно. Работа по индивидуальным карточкам.
а). — На доске даются предложения. Прочитайте их и определите: какое задание необходимо выполнить. (Раскрыть скобки). Докажите, где приставки, а где предлоги. — Пока мы будем работать с предложениями, а некоторые дети получают карточки. Вы должны успеть выполнить работу за то время, пока мы работаем устно.
^ Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
— Чем отличаются предлоги от приставки? (написанием со словами).
б) Повторение (по плакату).
^ VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
— упражнения для глаз (вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, крепкое зажмуривание).
— упражнения на дыхание (глубокие вдохи и выдохи, потягивания).
^ VIII. Блиц-опрос.
— С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)
— Предлог – это ….(часть речи).
— Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)
— Приставка – это … (часть слова).
— Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к о за, к от)
^ IХ. Работа по учебнику. Комментированное письмо. Стр. 66, № 115.
1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
— Что такое ПОЗЕМКА? (вьюга, во время которой дует низовой ветер)
2. Подберите к словам, где это возможно, однокоренные существительные в единственном числе без приставки. (Загудел – гудок, побежала – бег, закачались – качка, залепила – лепка).
^ Дополнительное задание:
— разобрать второе предложение по членам предложения.
— какое слово из этого предложения подходит к схеме слова ?
(по лесу)
^ Х. Письмо по памяти.
Реш.ли волки зайчика (за)печь,
А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.
— Какие орфограммы пропущены?
— Раскройте скобки и объясните.
— Чтение хором с орфографическим проговариванием.
— Запись текста по памяти.
— Самопроверка.
ХI. Итог урока.
— Чем отличается приставка от предлога?
— Что нового для себя вы узнали?
XII. Домашнее задание. Стр. 68, № 117.
^ САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка. 3 класс. В классе 22 человека. Сильных учеников немного (5), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (4), остальные дети – имеют средний уровень.
^ Форма занятия: урок.
Тема урока: Правописание предлогов и приставок (обобщение).
Тип урока: повторения и обобщения.
Задачи урока:
Развивать орфографическую зоркость.
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.
Воспитывать культуру общения на уроке и аккуратность ведения записей в тетрадях и расширять кругозор учащихся.
Структура урока:
Организационный момент.
Оформление тетрадей.
Чистописание.
Словарно-орфографическая работа.
Сообщение темы и цели урока.
Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устная работа и индивидуальная с использованием индивидуальных карточек.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Блиц-опрос.
Работа по учебнику.
Письмо по памяти.
Итог урока.
Домашнее задание.
Место урока в теме. Этот урок является обобщением изученной темы: «Правописание предлогов и приставок, их отличие». Поэтому основная работа велась на обобщение, повторение и закрепление пройденного материала.
Урок начался со стихотворения-приветствия, что позволило настроиться на позитивную работу.
Минутка чистописания проводилась несколько иначе, чем в привычном виде. Во-первых, это разнообразило работу, а также имело и другую цель: повторение и закрепление данной темы и умение применять свои знания на практике. Словарная работа была также разнообразна, что имело определенную цель: повторить написание группы словарных слов, изученных на прошлых уроках. Чтобы работа не была монотонна и имела занимательный характер, повторение было проведено в виде зашифрованных слов и загадок. Так как в 3 классе количество словарных слов должно быть не менее 10, то я запланировала их 3 слова дать на минутке чистописания, 6 – в словарно-орфографической работе и 1 слово встретилось на этапе повторения (письмо по памяти).
Все упражнения были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков различать предлоги и приставки, постоянно внимание учащихся было направлено на повторение данной темы. Это и упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, упражнение показало, что дети научились распознавать и отличать их, а также могут грамотно объяснить и привести доказательства правильного написания. Итогом этого этапа было проведено повторение темы по плакату. И работа по карточкам, т.к. аналогичные задания дети получили с индивидуальными карточками, что позволило проверить, как усвоен данный материал. И блиц-опрос имел свою определенную цель – это проверка усвоения материала, проводился в виде фронтального опроса. Вопрос-ответ позволяет детям концентрировать внимание с напряженной работой мозга. Это своего рода тренинг или гимнастика для ума. Вопросы научного характера чередуются с вопросами на логическое мышление. При таком подходе присутствует момент «неожиданности при ожидании», что позволяет учащимся сосредотачиваться, а не расслабляться. Упражнение в учебнике подобрано с учетом возможности комментированного письма, а также для лучшего повторения и закрепления изученной темы. Дополнительное задание – разбор предложения по членам, позволил повторить пройденную тему о предложении, а также проверить учителю – насколько дети умеют выполнять синтаксический разбор, а также разбор слова по составу: выборочный подбор слова к соответствующей схеме.
Письмо по памяти имело элемент занимательности. Такое упражнение тренирует зрительную и слуховую память, умение письменно воспроизводить текст после его проработки.
Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют доказывать и объяснять правописание предлогов и приставок, называть их отличительные признаки.
Домашнее задание дано с пояснением для слабо подготовленных детей. Такие дети нуждаются в дополнительном пояснении.
Для снятия напряжения проведена физкультминутка. Упражнения нацелены, прежде всего, для снятия усталости глаз. Дыхательное упражнение позволило восполнить кислородную недостаточность при сидячей работе.
^ Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний — словесные методы – беседа в форме блиц-опроса. К наглядным методам относятся повторение материала по таблице, а также подбор слова к схеме. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки и письмо по памяти – отрабатывали умения и навыки учащихся в написании предлогов и приставок, что позволило не только повторить, но и обобщить изученный материал. Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.
По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только повторить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему. Это упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, работа по индивидуальным карточкам.
При отборе материала учитывались принципы обучения. Принцип научности – формулировка правил написания предлогов и приставок; принцип связи обучения с практикой – на минутке чистописания, стимуляция учащихся использовать свои знания в решении практических задач, анализировать и доказывать. Принцип систематичности и последовательности — старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной, напряжение урока снималось через игровые моменты и физкультминутку, все этапы спланированы и логически связаны. Учитывался принцип доступности, а также принцип наглядности. Учтен и принцип прочности – дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно.
^ Использовались методы работы: анализ задания, фронтальный опрос по теме, пояснения, наблюдения, заучивания.
Средства: учебник, тетради, наглядный и раздаточный материал.
^ Психологическая обстановка была доброжелательная. Воспитательные цели выполнялись в соответствии с целями урока.
Индивидуальные карточки и упражнения в учебнике
^ 1. Вставь пропущенные предлоги и приставки.
Человек сидит __ седле.
Ноги тащит __ земле –
Это едет дядя Степа
__ бульвару __ осле.
-Вам, — кричат Степану люди, —
Нужно ехать __ верблюде!
__ верблюде он поехал –
Люди давятся __ смеха:
-Эй, товарищ, вы куда?
Вы раздавите верблюда!
Вам, __ вашей вышине,
нужно ехать __ слоне!
^ 2. Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.
Катер от плыл от пристани.
До сторожки мы до брались поздней ночью.
Ребята с катились с горы.
Зависело б от мыла, веснушки я б от мыла.
Сугробы снега вьюги на мели, и грузовик, как баржа, на мели.
3. Правильно спиши стихотворение.
Лентяй
Сидел он на (о)кошке
И размышлял (о)кошке.
Вдруг подумал: «А (у)сов
Есть усы иль нет (у)сов?»
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Вставьте предлоги и выделите приставки.
Шёл восьмой час, когда ученик вышел __ дому, ___ крыльцо, сошёл __ крыльца, пошёл __ двору, зашёл __ ворота, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька, дошёл __ трамвайной остановки, вошёл __ трамвай, и трамвай ушёл.