ФИО: Клычкова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБУ лицея № 76 г.о.Тольятти
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Упражнение в правописании слов с большой буквы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков (урок закрепления)
Цель: сформировать умение применять алгоритм при написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
-Закрепить умение применять алгоритм написания заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях, географических названиях и кличках животных; упражнение в правописании и нахождении имён собственных в устной и письменной речи; закрепить навыки правописания изученных орфограмм;
-Развивать устную речь, орфографическую зоркость и фонематический слух, умение использовать дополнительные литературные и справочные источники в работе;
-Воспитывать любознательность, любовь к городу и Родине.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о значении фамилий, истории родного города.
Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать критику в свой адрес и доброжелательно критиковать одноклассников.
Оборудование:
компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выход в Интернет.
Наглядный материал:
-
таблица «Алфавит»; табличка словарного слова «ГОРОД»;
-
выставка книг; «Толковый словарь» Ожегов С.И.
-
презентация « Большая буква в именах собственных», выполненная в программе Power Point;
-
презентация фотовыставки « Мой пушистый друг»;
-
карта России ( из поисковой системы Google);
-
коллаж из открыток серии «Город Тольятти»;
-
конверты почтовые;
-
индивидуальные оценочные светофорчики; смайлики.
Подготовительная работа:
-
подготовить мини — проект чтение наизусть стихотворения Е.Измаевой «Большая буква»;
-
создание фильма «Мой город», выполненного в YouTube;
-
деление учащихся на группы;
-
подготовка групповых заданий на сервисах Web2.0.
Ресурсы Интернет | Ссылки | |
1 | Документ «Большая буква в именах собственных» | https://docs.google.com/document/d/1kkBxKeMltXbLJLJzAYgv_NCYWAcDgxqcotkk7qi39mU/edit?usp=drive_web |
2 | mindomo | http://www.mindomo.com/mindmap#c32edf39241345abad3216f6f1549c0c |
3 | Фабрика кроссвордов | http://puzzlecup.com/?guess=9CD472D992F8DC16 |
План урока:
Этап урока | Временной интервал | ||||
1 | Организационный момент. | 2 мин | |||
2 | Мотивация учебной деятельности, осознание учащимися практической значимости знаний, умений и навыков. | 3 мин | |||
3 | Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка цели и задач. | 4 мин | |||
4 | Закрепление в знакомой ситуации в изменённой ситуации | 25 мин | |||
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (творческие задания) | 7 мин | |||
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 4 мин | |||
|
|
|
|
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель: — Долгожданный дан звонок, начинается урок!
Поскорей проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят?
-
Мотивация учебной деятельности, осознание учащимися практической значимости знаний, умений и навыков.
Учитель: — Я очень рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Мне бы хотелось узнать ,что вы ожидаете от этого урока? Продолжите, пожалуйста, предложение:
(Появляется слайд презентации, выполненной в программе Power Point. )
Учащийся: — На уроке русского языка я хочу научиться писать без ошибок, открывать новые знания, секреты русского языка.
(Появляются записи ответов в презентации)
Учитель: — Я желаю Вам достичь всего того, что вы ожидаете от урока. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
III. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка цели и задач.
Учитель: — Сегодня на уроке мы работаем над темой «Упражнение в правописании слов с большой буквы». Мы повторим случаи правописания большой буквы в именах собственных, будем упражняться в написании таких слов. А помогут нам в этом выполнение заданий на сервисах Web2.0, которые подготовили вы в своих группах, составление рассказа, защита мини – проектов.
(Фронтальная работа).
Учитель: — Проблема нашего урока: в каких словах пишем большую букву? Но прежде чем приступить к работе давайте наши предположения внесём в таблицу «Правописание большой буквы в словах» на сервисе mindomo.
(Демонстрация пошагового алгоритма вхождения в сеть на интерактивной доске)
Учитель: — Найдите в нижней части монитора значок Интернета и войдите в сеть. На экране появится поисковая система Google. В верхнем правом углу найдите «решётку». Войдите на Диск. В списке найдите документ «Большая буква в именах собственных». Откройте его. Этими ссылками мы будем пользоваться.
(Приложение №1.Таблица в сервисе mindomo.
http://www.mindomo.com/mindmap#c32edf39241345abad3216f6f1549c0c)
Учитель: — Как вы думаете, какие слова пишем с большой буквы?
Учащиеся: — В именах, отчествах и фамилиях людей, в географических названиях, в названиях журналов и газет, в кличках животных.
-
Закрепление (в знакомой ситуации)
1. Чистописание.
Учитель: — Наш урок мы начинаем с записи числа. На полях наклейте смайлик с отметкой которую бы вы хотели сегодня заработать.
Учитель: — Ребята, а кто из Вас может сказать с какого этапа начинаем наш урок?
Ученик: — Наш урок мы начинаем с чистописания.
Учитель: — Я прочитаю Вам загадку про букву, которой посвятим минутку чистописания сегодня. А вы догадайтесь, что же это за буква?
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву … (Г)
Сегодня мы прописываем букву с горизонтальной прямой линией с закруглением вниз или со «шляпками», которая даёт звонкий согласный звук. Артём, назови букву. Какие звуки даёт буква Г.
(Письмо с комментированием).
Ученик: — Буква Г даёт звуки — [ Г ] и [ Г ‘].
Учитель: — Артём, расскажи, как будем писать букву Г.
Ученик: — Начинаем писать ниже верхней линии строки. Большая наклонная палочка с закругление влево. Проводим большую горизонтальную палочку с закруглением над буквой.
Учитель: — Молодец, Артём.
Учитель: — Ребята, что ещё можно сказать о звуке Г?
Ученица: — Он парный. Его пара — звук [К].
Учитель: — Молодец, Полина. Ребята, возьмите простой карандаш, обведите буквы, которые у Вас получились лучше всех других.
(Самостоятельная работа).
Учитель: — Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом ГОРОД.
Учитель: — Ребята, запишите слово в тетрадях. В каком слоге слова можно сделать ошибку?
Ученик: — Во втором слоге. Потому что слышим звук а. Это слог безударный.
Учитель: — Можно ли его проверить?
Ученик: — Нет. Он не проверяемый ударением.
(Работа с дополнительными источниками).
Учитель: — С «Толковым словарём» Ожегова работает Михаил. Михаил, в какой группе толкового словаря находим слово город? Зачитай его объяснение.
Ученик: — Слово город ищем на букву Г. После буквы Г идёт буква о. Слово ГОРОД – это крупный населённый пункт.
Учитель: — Что Вы можете рассказать о нашем городе?
Ученики: — Мы живём в городе Тольятти. Наш город очень красив. Город Тольятти — столица автомобилестроения.
Учитель: — Можно ли назвать предложениями всё Ваши высказывания о городе? Докажите своё предположение.
Ученик: — Это предложения, потому что они состоят их слов связанных между собой , в высказываниях есть законченная мысль, в конце предложения можно поставить знаки препинания.
Учитель: — Никита, запиши своё предложение на доске, объясняя написание каждого слова.
(Письмо с комментированием).
Ученик: — Начало предложения пишем с заглавной буквы. Мы – это маленькое слово. Со словами пишется раздельно. Живём — сочетания жи-ши пиши с гласной И. В — это предлог. Предлог со словом пишем раздельно. Городе — новое словарное слово. Слово Тольятти – слово, написание которого надо запомнить. Название города пишем с большой буквы.
Учитель: — Никита, произнеси слово город. Как услышанное слово отличается от написанного? Как проверить его написание?
Ученик: — Говорим — [горат ], пишем – «город» проверочное слово «города».
Учитель:— Никита, почему в конце предложения ставим точку? Какое это предложение по цели высказывания?
Ученик: — Это предложение повествовательное. Поэтому ставим точку в конце предложения.
Учитель: — Никита правильно объяснил написание предложения. Готовясь к уроку, мы с вами разделились на группы. Каждая группа получила задание. Третья группа Вам слово.
2. Закрепление (в изменённой ситуации).
(Работа по группам).
-
Упражнение в правописании заглавной буквы в географических названиях. (Выступление учащихся III группы)
Ученик: — Мы опросили наших родителей, бабушек и дедушек и узнали, что название городов, деревень, сёл, улиц, рек, морей, океанов, стран – это географические названия. Их можно увидеть на географической карте. Это карта нашей страны. Географические названия на ней записаны с большой буквы. Как называется страна в которой мы живём?
(Воспитательная беседа).
Ученик: — Мы живём в России.
Учитель: — Наша страна велика и прекрасна. Но есть место, где живут наши родные и близкие, куда мы всегда хотим вернуться, если уезжаем, где нас ждут и рады нам. Это наша малая родина- наш город. В нашем городе много разных и красивых улиц. Ребята III группы предлагают просмотреть фильм, который создали совместно с родителями в YouTube о нашем городе.
(Просмотр фильма «Мой город»)
Ученик: — В фильме мы говорили об улицах города. Мы создали панно из открыток. Прочитайте название улиц, объясните почему их так назвали.
(Выслушиваются варианты ответов учащихся).
Московский проспект
Улица: Свердлова, Татищева,
Приморский бульвар
(Развитие речи: устное составление рассказа).
Ученик: — Московский проспект строили московские строители.
Ученица: — Первый дом в Автозаводском районе построили на улице Свердлова.
Ученик: — В нашем городе есть Приморский бульвар.
Ученик: — Наш город построил Василий Никитич Татищев.
Учитель: — Мог ли Татищев построить наш город?
Ученики: — Нет.
Учитель: — Полина, какое слово лучше употребить в предложении, если В. Татищева называют основателем?
Ученица: — Основал.
Ученица: — Наш город основал Василий Никитич Татищев.
Учитель: — Костя, какой рассказ вы составили: повествования или описания.
Ученик: — Мы составили рассказ повествования.
Учитель: — Ребята, у вас получился познавательный рассказ, который может гостям узнать историю нашего города. В вашем рассказе встретилось много географических названий. Эмиль, как будем писать такие слова?
Ученик: — Географические название пишем с большой буквы.
(Появляется слайд презентации: «Географические названия пишем с большой буквы», выполненной в программе Power Point. Приложение №1).
Физкультминутка — игра.
Учитель: — Для физкультминутки я подобрала слова: одни обозначают географические пункты, другие – название географических пунктов. Если вы услышите слово, обозначающее географические пункты,- вы делаете наклон вперёд и приседаете. Если вы услышите название географических пунктов – поднимаетесь на носочки и хлопаете в ладоши над головой.
Россия, область, океан, город, Волга, Самарская, равнина, горы, Москва, море, вулкан, Каспийское, Эверест, страна, река, Атлантический и т. д.
Учитель: — В нашем городе много улиц названы в честь известных людей. Улица В.Татищева — в честь основателя города, наш лицей находится на улице Степана Разина. А вот как пишутся имена и фамилии нам расскажет I руппа.
-
Упражнение в правописании имён, отчеств, фамилий людей.
(Выступает представитель учащихся I группы )
Ученик: — Мы исследовали написание имён, отчеств и фамилий людей. Мы создавали выставку книг. Здесь книги: Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его верном и могучем царевиче Гвидоне, и о прекрасной царевне Лебеди», Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе», Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино».
Учитель: — Зачитайте имена, отчества и фамилии авторов книг и имена героев, которые встретились в названии книг.
(Учащиеся зачитывают имена, отчества и фамилии авторов книг, а также имена героев).
Учитель: — Как написаны имена, отчества и фамилии авторов книг и их героев? Какой вывод нам помогли сделать эти книги?
Ученик: — Имена, отчества, фамилии авторов и героев книг написаны с большой буквы.
Учитель: — Хорошо, ребята Вы доказали, что имена, отчества и фамилии людей и героев пишем с большой буквы. А кто может предположить, когда и откуда появились первые фамилии людей?
(Учащиеся озвучивают свои предположения).
Учитель: — Данила нашёл интересный материал в энциклопедии о происхождении фамилий и подготовил выступление по этому вопросу. Данила, тебе слово.
Исторический экскурс.
Ученик: — Фамилии на Руси появились недавно. Часто фамилии давались по месту, где человек жил. Например: Донской – человек жил на реке Дон, Рязанов жил в городе Рязань. Но ещё фамилии рассказывали о том, чем человек занимался: Кузнецов – был кузнецом, предки Кожемякина – мяли кожу. Иногда фамилии давались по какому- нибудь признаку человека: Курносов, Косолапов.
Учитель: — Молодец, Данила. Ты приготовил интересный и познавательный рассказ. А какое задание подготовила ваша группа для ребят?
(Дифференцированная работа по группам).
Учитель: — Ребята, я предлагаю Вам выполнить задания на Ваш выбор:
-
задание для учащихся I группы:
Выпишите в определённой последовательности имена, отчества и фамилии известных людей.
(Задание представлено на интерактивной доске)
1. Великий русский поэт (П, п)ётр (И, и)льич (Ч, ч)айковский
2. Композитор (Ю, ю)рий (А, а)лексеевич (Г, г)агарин
-
Космонавт (А, а)лександр (С, с)ергеевич (П, п)ушкин
-
задание для учащихся II группы:
Прочитай и исправь ошибки в тексте. Выпишите словосочетания, в которых одно из слов имя собственное:
Наш лицей имеет историческое прошлое. В его стенах учились многие известные люди города и страны. Россия гордится гимнастом (А,а)лексеем (Н,н)емовым, борцом ,(А, а) лексеем ( Г, г) еруновым. Наш лицей украшают картины художника (В,в)иктора ( Д, д )митриевича (П,п) етрова.
-
задание для учащихся III группы:
Составьте фамилию по признаку и объясните, как пишется фамилия. Подбери имя и отчества людей.
Печёт хлеб-… ,
Весь род носил имя Николай- …. ,
Варил сталь — … ,
Кривые зубы — …. ,
Живёт в Самаре-… .
(Проверка с комментированием)
Учитель: — Внимание, приготовьте оценочные светофоры. Наклейте на поля тетради рядом с работой кружок такого цвета который на ваш взгляд отражает ваши старания и качество выполненного задания: зелёный — если в работе нет ошибок, жёлтый — если в работе ваш сосед допустил 1 — 2 ошибки, красный — если допущено более 3-4 ошибки.
Учитель: — С какой буквы писали имена, отчества, фамилии?
Учащиеся: — Фамилии пишем с заглавной буквы.
(Появляется слайд: «Имена, отчества и фамилии пишем с большой буквы»).
Учитель: — Мы долго писали и наши глазки устали. Пришло время отдохнуть. Физкультминутку проводит Мария.
Физкультминутка (для глаз).
Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано, где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг, посмотрю на мир вокруг.
Учитель: — Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились, но не только имена, отчество и фамилии пишем с большой буквы. Какие ещё слова будем писать с большой буквы?
-
Упражнение в правописание большой буквы в кличках животных.
Ученик: — Клички животных, как и имена людей, пишем с большой буквы.
Учитель: — II группа выбрала задание — создать фотовыставку домашних животных «Мой пушистый друг». Вот что у них получилось. Ребята, расскажите о своей работе.
(Выступает представитель II группы)
(Презентация мини — проекта «Фотовыставка «Мой пушистый друг»).
Учащиеся: — Мы исследовали правописание кличек животных в книгах и документах. Мы хотим представить фотовыставку наших домашних животных. На уроке русского языка мы представим предложения со словами которые пишутся с большой буквы, а на уроке окружающего мира расскажем о своих друзьях. Вот Света и хомяк Марс. Это Мария и попугай Южа. Собака Тузик со своим хозяином Германом. Здесь Александра и её кот Барсик.
Учитель: — Какие клички животных вы записали под фотографиями своих любимцев? Как они пишутся?
Ученик: — Марс, Южа, Тузик и Барсик — клички животных. Они как и имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: — Ребята, а какое задание вы предлагаете выполнить одноклассникам?
Ученик: — Мы создали кроссворд на сервисе «Фабрика кроссвордов» и предлагаем его разгадать.
Учитель: — Вернитесь, пожалуйста, к диску Google. Пройдите по ссылке на сервис «Фабрика кроссвордов». В задании указаны названия животных из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», которых легко можно угадать, а клички вам, ребята, придётся вспомнить и самим записать в тетрадь.
(Приложение № 2. Кроссворд «Каникулы в Простоквашино», выполненный на сервисе «Фабрика кроссвордов»).
http://puzzlecup.com/?guess=9CD472D992F8DC16
(Индивидуальная работа, проверка в парах ).
Учитель: — Поменяемся тетрадями, проверим содержание кроссворда и написание кличек животных.
(Ответы появляются на интерактивной доске).
Учитель: — Что Вы можете сказать о написании кличек животных?
Ученик: — Клички животных пишем с большой буквы.
(Приложение 1. Появляется слайд: «Клички животных пишем с большой буквы», выполненный в программа Power Point. ).
Учитель: — Приготовьте оценочные светофоры и выберите кружок такого цвета, который соответствует качеству вашей работы. Молодцы, а теперь пришло время отдохнуть. Физкультминутку проводит Вадим.
Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Имитация ходьбы котов)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук вверх)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
Съели по сосиски.(Приседание).
И сказали три кота:
-Красота! Красота! (Хлопки в ладоши).
Учитель: — Как звали котов в физкультминутке?
Ученики: — Коты Василии.
Учитель: — Как пишется кличка котов?
Ученики: — Клички животных пишем с большой буквы.
(Фронтальная работа).
Учитель: — Сегодня на уроке мы работали над написанием большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Учитель: — У каждого из нас есть адрес. Что такое адрес человека? Давайте обратимся опять к толковому словарю? Алина, зачитай объяснение словаря.
Ученица: — Адрес – это надпись на письме или посылке, указывающая получателя и место назначение: город, область, улицу, номер дома и квартиры.
Учитель: — Каждому человеку необходимо знать свой адрес, чтобы отправить или получить письмо. Теперь вы попробуете свои силы в написании имён собственных. Положите перед собой конверт. Сегодня мы научимся подписывать конверты. Наши письма мы отправим друг другу. Вы отправите мне, а я отправлю Вам. Прочитайте, что записано в первой строке? Читает Михаил.
Ученица: — На первой строке записано слово «Кому».
Учитель: — Михаил, как бы ты ответил на этот вопрос, если письмо адресовано мне?
Ученик: — Я бы написал Ваше имя, отчество и фамилию.
Учитель: — Запишите имя и фамилию адресата. Данила, как будем записывать слова?
Ученик: — Имя и фамилию пишем с большой буквы.
Учитель: — Данила, зачитай, что ты записал?
Ученик: — Клычковой Татьяне Алексеевне.
Учитель: — Анна, зачитай слово на второй строке.
Ученица: — Куда?
Учитель: — Как бы Анна ответила на этот вопрос?
Ученица: — Здесь надо записать адрес человека.
Учитель: — Никита, что пишем в адресе?
Ученица: — Название города, улицы, номер дома и квартиры.
Учитель: — Никита, озвучь название нашего города.
Ученица: — Тольятти.
Учитель: — Мариам, как пишем название города?
Ученица: — Название городов пишем с большой буквы.
Учитель: — Но любой город находится в какой-то области. Вадим, в какой области живём мы?
Ученик: — Мы живём в Самарской области.
Учитель: — Егор, как пишем название области?
Ученик: — Название области пишем с большой буквы.
Учитель: — Давайте отправим письмо на адрес лицея. Сейчас мы выясним, кто же в нашем классе самый внимательный. На какой улице находится наш лицей?
Ученик: — На улице Степана Разина.
Учитель: — Артём, как записываем название улицы?
Ученик: — Название улицы пишем с большой буквы.
Учитель: — Ребята, кто может назвать номер дома нашей школы?
Ученик: — Дом номер 78.
Учитель: — Так как в школе нет квартир, но есть номера кабинетов, то мы запишем номер кабинета, вместо номера квартиры. Вадим, назови номер нашего кабинета.
Ученик: — Кабинет №212.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Учитель: — Катя, зачитай строчку, записанную под чертой.
Ученица: — Обратный адрес.
Учитель: -Дарья, как понимаешь это словосочетание? Что будем записывать в этой части конверта?
Ученица: — Адрес человека, который писал письмо.
Учитель: — Теперь пришло время поупражняться в самостоятельном написании своего адреса.
(Самостоятельная работа учащихся).
Учитель: — Откройте, пожалуйста, свои конверты. Вложите смайлик, который расскажет мне с каким настроением вы ушли сегодня с урока русского языка.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: — Озвучьте тему урока сегодня?
Ученик: — Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях.
Учитель: — Над какой проблемой мы сегодня работали? Какие исследования проводили? Чему научились?
Ученик: — Мы доказали что имена отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, встречающиеся в жизни пишутся с большой буквы.
Учитель: — А закончат наш урок Катя и Никита. Они нашли и подготовили стихотворение по теме урока. И хотят представить его выразительное чтение наизусть.
( Подготовленные обучающиеся читают наизусть стихотворение «Большая буква» Е.Измайлова).
Ученик: Е. Измаева «Большая буква».
— Буква большая выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтением на буквы подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело,
Ставится в слово не сама и не просто
Буква такого высокого роста.
Ученица: — Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё,
Имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак.
Учитель: — Спасибо, ребята, Вы замечательно прочитали стихотворение.
Учитель: — Посчитайте количество кружков оценочного светофора и поставьте себе на полях ручками с зелёной пастой отметку за урок. Поднимите руки те ученики у кого желаемая и заработанная отметки совпали.
Учитель: — Я хочу поблагодарить вас за активное участие в уроке. Спасибо.
Используемая литература:
1. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения», Популярное пособие для родителей и педагогов, — Ярославль: «Академия развития», 2004.-240 с..
2. Лёвина С.А. « Начальная школа. Математика, чтение, русский язык», Волгоград: Учитель, 2003.-72с..
3. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. «Тест по русскому языку»; Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-Пресс, 2006г. – 128 с.