МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. Новочеркасска

Методическое объединение учителей начальных классов

Русский язык

Урок

по теме: «Состав слова» для 2 класса

Выполнила:

Гурова Светлана Анатольевна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории

г. Новочеркасск

2014

Урок русского языка по теме «Состав слова» для 2 класса, УМК «Гармония» по уч. М.С. Соловейчик

Форма проведения: «Ярмарка»

Цель: Систематизировать и обобщить изученные знания по теме: «Состав слова»

Задачи:

  • закрепить знания по теме «Состав слова»; развивать орфографические умения учащихся: умение работать с непроверяемыми и проверяемыми корневыми орфограммами, отрабатывать навык правильного написания приставки и предлога; закрепить навык разбора слова по составу;

  • развивать речь учащихся, расширяя словарный запас; развивать навыки коммуникативного общения, умения работать по методу сотрудничества; взаимодействовать в группе, осуществлять взаимопроверку и взаимоконтроль; развивать навыки самоконтроля;

  • воспитывать уважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища;

  • повышать интерес к изучению родного языка; расширить кругозор детей,познакомив с особенностями проведения ярмарки

Оборудование: переносные доски: «Знайчики», конверты с заданиями, проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, учебник по русскому языку «К тайнам нашего языка» 2класс М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Ход урока

I. Организационный момент

У. — Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, в виде ярмарки знаний. А что такое ярмарка?

Ответы детей.

У. – Ярмарка – большой торговый създ. Это регулярно в одном и том же месте устраиваемый торг с увеселениями и развлечениями.(Слайд 2)А как вы думаете, ребята, что я смогу покупать на нашем уроке у вас?(Ответы детей). Я буду покупать у вас ваши знания по русскому языку. Помогать вам будут ваши внимательность, сообразительность и дружная работа.

За правильный ответ вы будете получать плату. Платой у нас будет такой «Знайчик».(Слайд 3) За неполный ответ – половина «Знайчика».

У.- Весь наш класс поделен на 3 группы(команды).Каждая группа будет получать индивидуальные задания.

II.Актуализация знаний

У. – Чтобы определить, знания по какой теме я буду у вас покупать, выполните первое задание (фронтальная работа, учитель на доске собирает части слова после ответа детей).

У. – Приставку возьмите из слова «Содружество» (СО);(Слайд 4)

— Корень из слова «подставка» (СТАВ);

— У второго слова корень как в слове «словарь» (СЛОВ);

— Окончание как в слове «школа» (А).

На доске слово(Слайд 4), составленное из карточек:

СОСТАВ СЛОВА

(Слайд 5)

У. – Вся наша ярмарка посвящена этой теме.

III .Самостоятельное применение знаний.

  1. Словарная работа

У. – Сначала я хочу у вас купить знания по правописанию непроверяемых корневых орфограмм.

В конверте №1 на карточках написаны слова, из которых «сбежали» гласные буквы. Ваша задача их «вернуть», задания даны по вариантам. Приступайте к работе. (Слайд 6,7)

КАРТОЧКА

1 вариант

Б…рёза, к…рзина, р…бята, х…ккей, д…ван, б…гаж

КАРТОЧКА

2 вариант

М…роз, д…ревня, вес…ло, ш…ссе, л…мон, к…пуста

Взаимопроверка. На доске ключ к заданию.

1 вариант

2 вариант

береза

мороз

корзина

деревня

ребята

весело

хоккей

шоссе

диван

лимон

багаж

капуста

— Поменялись листочками. Возьмите в руки карандаш, проверьте работы.

— Проверенные работы верните.

— Встаньте те, у кого ошибок нет. (Учитель раздает «Знайчики»).

— Поднимите руку те, кто допустил одну ошибку (Учитель раздает половину «Знайчика»).

  1. Работа со строением слова

У. – Теперь хочу купить ваши знания структуры слов.

В конверте №2 вы найдете части слов. Сложите их в нужном порядке.

¬

По мере выполнения работ учитель проходит, раздает «Знайчики».

У. – В этом конверте вы найдете еще один листочек с заданием для вашей группы. В каждом конверте по 2 задания для конструирования новых слов. Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полет

краски

дочка

лапа

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

побег

ходить

травка

река

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пошёл

слово

лисица

берёза

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

подсыпать

сказочка

речка

руки

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

задумка

морозный

холодок

сад

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

пролежал

бежать

трубка

зима

Ключ к заданию:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полёт

краски

доска

лапа

покраска

побег

ходить

травка

река

походка

пошёл

слово

лисица

берёза

пословица

подсыпать

сказочка

речка

руки

подсказки

задумка

морозный

холодок

сад

заморозок

пролежал

бежать

трубка

зима

пробежка

Проверка задания

У. – Какое слово вы мне продаете? (Команда называет свое слово, за правильный ответ получает «Знайчик»).

— Молодцы!

  1. Разбор слов по составу

У. – Теперь хочу купить ваши знания по разбору слов.

Упражнение №537 стр.107

537 Что интересного о происхождении слов можно узнать из текста?

Люблю грибы собирать!

Под берёзами подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. Вдоль ручья осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.

По Н.Сладкову

  • Значение какого слова тебе, наверное, надо уточнить? Где посмотришь?

  • Выпиши1 подчеркнутые слова. Узнай и покажи их строениесс. Что необычного замечаешь в двух СЛОВАХ?

Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно.

Проверка:

У. – Кто хочет продать мне свои знания?

С места дети объясняют разбор слова по алгоритму (по одному человеку из команды). Правильные ответы поощряются.

  1. Физминутка. На ярмарке всегда есть увеселения и развлечения. Поиграем? Игры «Путаница», «Запрещенное движение».

  1. Решение орфографических задач.

У. – Наша ярмарка продолжается. Я покупаю ваши знания.

Решите орфографические задачи в учебнике. Упр. №542 стр.109

542 Запиши группы слов, решая4 задачи. Определяй и показывай, где приставка, а где предлог. Буквы в приставках проверяй по своему справочнику.

(п.) б.жал (п.) д.роге

(н.) х.жу (н.) д.роге

(з.) б.гаю (з.) м.г.зин

(д.) б.гаю (д.) м.г.зина

Какие трудности нашего письма ты сейчас встретил(а). Как действовал(а)?

У. – Если вы затрудняетесь в правильном выборе, можете проконсультироваться в группе.

Работа в тетрадях. Два человека выполняют задание у переносной доски.

Проверка.

  1. Словесный конструктор

У. – А сейчас игра «Словесный конструктор».(Слайд 8)

Кто больше за 3 минуты составит и запишет родственных слов с корнем –ДРУГ-. (Работа в группе).

На доске хаотично написаны части слов:

Н

О

ИТЬ

ОК

ПО

Б

ДРУГ(Ж)

АЯ

ЫЙ

ЕСК

ЕНЬК

Е

ИЩ

А

Проверка результатов. Поощряется команда, составившая больше слов, учитываются дополнения.

  1. Родственные слова. — Покупаю только родственные слова. Здесь спрятались лишние слова. Найдите их, спишите только родственные. Докажите свой выбор. Каждая группа получает по 2 строки заданий.(Слайд 9)

Лес, леска, лесник, лесок.

Гора, гореть, горка, пригорок.

Матрос, море, моряк, морской.

Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.

Водить, вода, водица, водная.

Рисунок, рис, рисую, зарисовка.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Подводим итог урока; учим детей самоанализу и самооценке,а также оценивать работу своей группы.

У. -Оцените работу своей группы,показав светофорики.(Слайд 10)

Если вы показываете желтый цвет,то вы работали дружно,но у вас не все получалось.Если вы показываете зеленый свет,то вы работали дружно ,и у вас все получилось!Красный,значит,в следующий раз все получится.

Подсчитайте свои «Знайчики». Кто больше заработал?

Что вам понравилось на уроке?

Вы все молодцы! Сегодня работали прекрасно!

Я довольна своими покупками.

VI I. Домашнее задание.

Упр. №541 стр.108. Спишите и решите орфографические задачи. Я уверена, что вы с ними справитесь.

Интернет ресурсы

(Слайд 11)

1. http://obois.ru/_ph/1/598227892.jpg

2.http://www.artscroll.ru/Images/2008/d/Dolgaya%20Olga%20Petrovna/000027.jpg

3.http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=зимняя%20горка&fp=1&img_url=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-05%2F1243536286_fantazija7.jpg&pos=31&uinfo=ww-991-wh-619-fw-766-fh-448-pd-1&isize=large&rpt=simage

4. http://www.agentiadepariuri.ro/custom_images/noutati/winner.png

5. http://900igr.net/datai/russkijjazyk/Odnokorennoeslovo/0001-001-AvtoruchitelnachalnykhklassovMOUSOSH-49-g.-VolgogradaSHEVTSOVAS.png

6. http://attachmentsblog.tut.by/54875/files/2011/10/29b8b4fb76a1.png

Литература:

(Слайд 12)

1.М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка»,2 класс,Смоленск,Ассоциация 21 век..

2.Методические рекомендации под редакцией Соловейчика М.С.,Кузьменко Н,С.,Смоленск,Ассициация

21 в.

3.Волина В.В. Веселая грмматика.-М.:Знание,1995

4.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.

5.Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here